или Региональные экзамены
Утоление любознательности
Вопросы и ответы
Где сказано о том, что можно вводить региональный (местный) экзамен при итоговой аттестации выпускников?
В приказе # 88 от 24.02.95 Министерства образования РФ есть Приложение I, в котором, в частности, сказано: “…п.9. Государственные органы управления образованием субьектов Российской Федерации могут дополнительно ввести один экзамен в общеобразовательных учреждениях к установленным в пп.7 и 8 настоящего Положения”. И далее: “…п.20. Порядок и формы проведения экзаменов, устанавливаемых государственными органами управления образованием, определяются этими органами”. Кстати, разнообразие форм проведения экзаменов регламентировано все тем же Положением: “…Устные экзамены могут проводиться по билетам, в форме собеседования или защиты рефератов. Устные и письменные экзамены могут проводиться в форме тестирования”.
НУЖНЫ ли региональные экзамены?
Единой точки зрения нет. Одни считают, что нужны: региональный экзамен позволяет органам образования привлечь внимание школьников, учителей к тому или иному предмету, улучшить качество знаний, получить реальную картину успеваемости. Такой экзамен позволит сосредоточить усилия на решении местных образовательных проблем. Кроме того, в равных условиях оказываются все учителя-предметники – известно, что при итоговой аттестации основная нагрузка обычно падает на преподавателей русского языка, литературы и математики.
Другая точка зрения сводится к тому, что региональный экзамен сужает возможности выбора для ученика, резко увеличивает нервно-психическую нагрузку ученика и учителя, искусственно выпячивает тот или иной предмет в ущерб остальным. Сторонники этой идеи считают, что региональный экзамен не только не нужен, но и вреден.
КОГДА впервые проводились региональные экзамены?
В прошлом учебном году. Так, Московский департамент образования проявил завидную расторопность и восприимчивость к новым веяниям. В феврале вышел приказ Министерства образования, а в марте учителя Москвы были поставлены перед фактом: выпускники 9-х классов будут сдавать региональный экзамен по химии в форме тестирования, а выпускники 11-х классов – экзамен по физике в форме письменной работы.
ЧТО знают в Министерстве образования о проведении подобных экзаменов в других регионах?
Ничего не знают.
ЧЕМУ научил опыт проведения региональных экзаменов в Москве?
Здравомыслию. Руководство МДО пришло к выводу, что нельзя принимать такие решения походя и келейно, без совета с учительской общественностью; нельзя сообщать о региональном экзамене за два месяца до конца учебного года.
КАК принимались решения о региональных экзаменах в Москве в текущем учебном году?
В ходе совместной работы руководства МДО и городского консультативного совета директоров школ (совет состоит из 10 директоров, представляющих округа г. Москвы) МДО предложил в качестве региональных экзаменов английский язык в 9-м классе и историю Отечества в 11-м. Директора единодушно воспротивились экзамену по английскому языку – нехватка учителей иностранного языка в столице известна. Чиновники уступили, заменив английский на географию. Накануне 1 сентября учителя узнали о том, что по географии и истории будет проводиться региональный экзамен.
КАКИЕ формы проведения экзаменов установлены в Москве?
Известна приверженность МДО тестам как форме быстрого получения “срезов”. Повсеместно было обьявлено, что экзамены будут проводиться в форме тестирования. Совет директоров настаивал на традиционном устном экзамене и победил.
О ЧЕМ чаще всего теперь задумываются московские учителя истории и географии?
О том, по каким учебникам заниматься и какие ставить акценты в преподавании. О том, что экзамен – это сложный и ответственный контроль прежде всего самого учителя, и хорошо бы к этому контролю подготовиться: заблаговременно знать количество билетов и содержание вопросов в них, иметь образец примерного ответа, четко представлять критерии оценки и процедуры проведения экзаменов.
ГДЕ помогут учителю?
В институте усовершенствования учителей, где проанализируют тенденции преподавания истории и географии и с учетом этих тенденций предложат опираться на соответствующие учебные пособия. Лаборатории института разработают билеты и вопросы, уточнят и определят необходимый понятийный аппарат.
В окружных методических кабинетах, где будет сосредоточена вся последняя информация по региональному экзамену и все рекомендации института усовершенствования учителей. В “Учительской газете”, которая продолжит тему региональных экзаменов в своих последующих публикациях.
Головная боль трех поколений
Директор 345-й московской школы Валерий КРОНГАУЗ
(стаж работы 34 года):
Региональные экзамены, несомненно, нужны, это мощный рычаг поворота внимания ребенка к тому или иному предмету. Но, чтобы экзамены приносили пользу, а не панику, надо выбирать такие формы их проведения, которые способствовали бы достижению цели, а не уводили от нее в сторону. Я, например, считаю, что экзамен по физике в той форме, в которой он проводился в прошлом году, – полнейшая профанация.
В прошлом учебном году МДО разрешил сдавать физкультуру как экзамен по выбору. Это долгожданный и своевременный шаг. Хорошо, если осуществится еще одна задумка Московского департамента и школьники смогут сдавать при итоговой аттестации один экзамен по выбору в системе дополнительного образования. Допустим, в музыкальной или в художественной школе.
Учитель физики московской школы Западного округа
(стаж работы 8 лет):
Некоторые задания были явно выше возможностей школьников. Может, они и были на уровне сложности, которая давалась лет 10 назад, но с тех пор физика в школе сильно изменилась, количество часов сократили, и требовать того, что было прежде, просто нечестно.
Что касается результатов экзаменов, то все получили примерно те оценки, которые соответствовали текущим. Как? Конечно, помогали. А что оставалось делать? Дети ведь не виноваты!
Я считаю, что с этим экзаменом нас просто подставили. И по срокам проведения, и по форме. Это мнение не только мое, но и очень многих учителей и методистов, с которыми мы обсуждали ситуацию.
Выпускник 11-го класса Вячеслав ХАБАРОВ
(теперь студент гуманитарного вуза):
Задания на экзамене я оцениваю как сложные – формулировки некоторых задач, например, мне встретились впервые за весь школьный курс. Чтобы получить “четыре”, надо было решить 8 задач из 10. У меня ума хватило только на две, да и другие особо не блистали. Мы начали коллективно лепить все в одну кучу, кто что знает… Под конец экзамена по классу пошли анонимные листочки, где было либо решение, либо какие-то прозрачные подсказки. Каждый с них и списал, что мог.
Мне кажется, что этот дополнительный обязательный экзамен никому не нужен, кроме тех, кто его придумал. Мало того, что мы сдаем два очень трудных письменных экзамена по окончании школы, проходим всякие промежуточные тестирования, занимаемся на курсах, испытываем колоссальный стресс при поступлении в институт, так нет же, еще что-нибудь придумают на нашу голову!
Комментарий УГ
Комментарий УГ
Итак, наверху зарыли голову в песок: судьба своих собственных приказов Министерство образования, похоже, не очень волнует. На местах же погруженные в текущие социальные проблемы руководители многих региональных управлений, как показал выборочный телефонный опрос “УГ”, представление о региональных экзаменах имеют смутное и, похоже, забыли о том, что у них есть право их вводить (или не вводить).
Для того чтобы всерьез говорить о пользе или вреде региональных экзаменов, нужно иметь перед глазами реальную картину положения дел в российском образовании. Прошлогодний опыт Москвы – “первый блин комом” – не всегда может быть показателем. Столица давно уже стала “государством в государстве”, и специфика ее проблем в корне отлична от образовательных потребностей, допустим, Московской области, где, несмотря на территориальную близость к Министерству образования и “передовому опыту”, не стали вводить экзамен ни в прошлом, ни в текущем учебном году.
Нет региональных экзаменов в Калуге, Иванове, Вологде. Не спешат их вводить в Красноярском крае и в Коми-Пермяцком автономном округе. Но если региональные органы управления образованием решат, что такие экзамены нужны, на первых порах им придется полагаться только на собственный опыт.
Ошибки в тактике и стратегии образовательной политики сказываются не только на абстрактном и тяжелопрогнозируемом будущем, но и на вполне ощутимом настоящем. Мы попросили директора, ученика и учителя вспомнить прошлогодние региональные экзамены в Москве. Оказалось, что из-за торопливости и непродуманности действий чиновников все они были поставлены в сложную ситуацию, комментировать которую учитель согласился только анонимно.
Педагоги вынуждены были нарушать профессиональную этику, выбирая из двух зол меньшее.
Мы не ставили своей целью кого-то упрекнуть или уязвить. Газета поднимает тему региональных экзаменов для того, чтобы помочь свободе, предоставленной сверху, стать просвещенной и содержательной.
Комментарии