search
main
0

Тема должна быть интригующей

В лицее Обнинска, где я работаю, раз в месяц обязательно проводится классный час на этическую тему, где поднимаются вопросы, связанные с межличностными отношениями в классе.

Здесь важно выбрать тему, которая бы заинтересовала ребят. Поэтому она должна быть парадоксальной, интригующей, неоднозначной. Например, на классном часе «Как возможно взаимопонимание?» рассматриваются следующие вопросы. Нужно ли нам взаимопонимание? Зачем нам нужно взаимопонимание? Какое нам нужно взаимопонимание? Когда взаимопонимание невозможно? Что является результатом взаимопонимания? Что лежит в основе взаимопонимания? Какие качества необходимы для взаимопонимания? В каких формах можно сохранить результаты взаимопонимания? При этом обсуждение направляется так, чтобы оно не зашло в тупик. Поэтому учителю необходимо владеть так называемым сценарным моделированием, т. е. просчитывать и предвосхищать различные пути развития диалога.

Часто основной вопрос разговора перерастает в проблему. Например, для такого занятия она ставится следующим образом. Когда люди, отстаивая свое мнение, не понимают друг друга, то сохраняются их автономность, самобытность, но возникает отчуждение; когда же они понимают друг друга, приспосабливаются друг к другу, то стирается их личностное своеобразие, оригинальность растворяется в общих правилах, но при этом наступает согласие. Можно ли при сохранении своей индивидуальности достигать взаимопонимания с не похожими на тебя людьми, то есть достигать с ними общих взглядов?

Также важно классному руководителю научиться проектировать и управлять различными нравственно ориентированными ситуациями. Ситуация может носить стихийный характер, а может быть специально смоделирована педагогом. Проектирование ситуаций как возможных событий воспитания предполагает, что педагог инициирует личностное самоопределение ученика путем его нравственного выбора. Вот одна из жизненных ситуаций.

Однажды моя подруга Таня призналась в следующем: «Раньше я жила, как все, было много друзей, со всеми и во всем соглашалась, отмалчивалась. Даже если думала иначе, делала вид, что согласна. Но постепенно начала понимать, что так дальше жить нельзя. Нужно иметь свой голос. И я стала высказывать свое мнение, свою личную правду. До этого у меня было много друзей и подруг. Теперь осталась лишь ты. Как же мне быть?»

Здесь рассматриваются следующие вопросы. Какую позицию занимала Таня до своего «прозрения»? Почему она во всем соглашалась с друзьями? Можно ли их в подлинном смысле назвать друзьями? Чем было вызвано ее «прозрение»? Нужно ли отстаивать себя как самобытную личность? Что бы вы посоветовали Тане, если бы оказались на месте подруги? Как бы вы поступили на месте Тани?

Важно отметить, что в основе нравственно ориентированных бесед лежат моральные понятия, осмысление которых углубляется из года в год. В мире нравственных понятий «изобретение велосипеда» не только не смешно, но даже очень важно: юный человек переоткрывает, переживает то, что было открыто кем-то когда-то. Но он не повторяет, а именно открывает это сам. Некоторые из понятий при благоприятных условиях перерастают для подростков в личностные и в то же время общечеловеческие ценности, благодаря которым и наступает взаимопонимание. Поэтому общечеловеческие ценности в ходе нравственного воспитания выполняют интегрирующую и направляющую роль.

Валерий КЛЕПИКОВ, кандидат педагогических наук, победитель конкурса «Лучшие учителя России», Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте