Цели и задачи. В ходе занятия учащиеся смогут: познакомиться с понятием «здоровый образ жизни» и узнать о его основных составляющих, понять ценность здоровья и необходимость ответственного отношения к собственному здоровью; осознать социальные последствия наркомании; понять опасность наркомании и алкоголизма; выработать отрицательное отношение к наркотикам и алкоголю, приобщиться к принципам здорового образа жизни.
План урока
а) значение здоровья;
б) здоровый образ жизни;
в) пороки человека;
г) наркомания – бегство от жизни.
Основные вопросы
1. Что такое здоровый образ жизни?
2. Какие существуют вредные привычки?
3. В чем опасность наркомании?
4. Почему употребление алкоголя и табака так распространено в современном мире?
Словарь урока
Здоровый образ жизни, алкоголизм, наркомания, здоровье, стресс.
Следует отметить, что в предлагаемых вариантах проведения занятия делается акцент на обсуждении проблемы наркомании, которая с каждым годом становится все более острой в нашей стране. Вместе с тем не следует забывать, что табакокурение и алкоголизм не менее опасные социальные явления, а в ряде случаев они представляют значительно большую угрозу, чем наркотики.
Вариант 1
1. Урок начинается с беседы учителя, обращения к жизненному опыту учащихся (возможно использование видеоролика). Для подготовки беседы могут быть использованы дополнительные материалы для учителя, приведенные ниже, или факты, помещенные в рабочей тетради.
Учащиеся знакомятся с материалами социологического опроса, который заранее проводится отдельными учениками в качестве опережающего домашнего задания. Вопрос ставится следующим образом: «Как вы считаете, наркомания – это в первую очередь: мода; личное дело каждого; преступление; бизнес; грех; несчастье; развлечение; что-то иное».
Будет хорошо, если в опросе примут участие представители разных возрастных групп.
2. Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа пытается обосновать одну из позиций людей по отношению к наркомании (групп может быть и больше):
группа 1: «Наркомания – это мода» (вариант – часть субкультуры или культуры);
группа 2: «Наркомания – это личное дело»;
группа 3: «Наркомания – это преступление».
В ходе работы школьники могут использовать различные материалы, подготовленные учителем. Затем группы последовательно представляют свои позиции, оформленные на листах ватмана.
3. Обсуждение результатов работы может начаться с вопроса ко всем группам: каковы последствия наркомании?
Для ответа на вопрос учащимся необходимо составить коллективный рассказ о своем сверстнике. Начало рассказа: «Впервые 15-летний Н. попробовал наркотики год назад…» (Рассказ может стать индивидуальным домашним заданием.) Выводы о последствиях наркомании записываются на доске.
Домашнее задание возможно в трех вариантах:
придумать видеоролик против наркотиков;
нарисовать плакат против наркомании;
представить себя специалистом по антинаркотической пропаганде и предложить шаги для борьбы с этим явлением (предложения должны быть конкретны и реальны).
Вариант 2
Формируется пять групп учащихся, каждой из которых предлагается по одному вопросу. В течение 15-20 мин. ребята должны обсудить и записать максимальное количество ответов, а затем выбрать из получившегося списка три наиболее важных ответа. Далее происходит обсуждение в классе по методу учебного сотрудничества, когда участники группы становятся экспертами, а на вопрос отвечают все учащиеся.
Вопросы
1. По каким причинам человек может начать употреблять наркотики?
2. Чем наркомания опасна для общества?
3. Какие аргументы могут остановить человека от начала употребления наркотиков?
4. Почему наркомания становится общей проблемой человечества?
5. Какие способы наиболее эффективны для борьбы с наркоманией?
При обсуждении группа формулирует свой вопрос (его лучше написать на доске), отвечают представители других групп. Группа, работавшая над вопросом, подводит итоги, дополняет, формулирует и выделяет наиболее существенные, с их точки зрения, ответы.
Возможно домашнее задание – индивидуальная работа над этими вопросами, данными в задании 1.46 рабочей тетради.
Предполагаемые ответы групп
Причины употребления наркотиков:
интерес (любопытство);
подражание;
неудовлетворенность жизнью и депрессивное состояние (стремление «уйти в кайф» от безысходности);
социальное окружение (попадание в «группу риска»);
незанятое свободное время;
влияние СМИ (антигерой);
протест (подростковый возраст и его особенности);
желание выделиться (самоутверждение);
насилие (заставили, «посадили на иглу»);
доступность наркотиков;
молодежная мода;
слабоволие (неумение сказать «нет»);
стремление к творческому полету и развитию фантазии;
медицинские предписания (для больных);
генетическая предрасположенность;
стремление к иллюзиям;
следование традициям;
личные проблемы (несчастная любовь, одиночество, потеря близких);
состояние алкогольного опьянения (неконтролируемость сознания);
любовь к приключениям;
стремление к новизне;
способ самоубийства;
ответ на зло.
Вред наркоману:
наркозависимость (потеря свободы);
смерть (передозировка, СПИД);
травма для родителей, семьи (разрушение семейных связей);
деградация личности (в физическом и нравственном отношениях);
совершение преступления и потеря свободы;
потеря друзей;
потеря удовольствий от жизни (в том числе и сексуальной потенции);
плохая наследственность (болезни детей или невозможность их иметь);
суицид (склонность к самоубийствам);
потеря места работы;
физические страдания (ломка);
финансовые затруднения;
психическая неуравновешенность (нервозность и агрессивность);
бесцельная жизнь.
Опасность наркотиков для общества:
ухудшение здоровья нации (СПИД);
деградация личности и духовное вырождение народа;
криминализация общества (рост преступности);
кризис семьи и семейных ценностей;
финансовые расходы государства на лечение и профилактику;
коррупция;
теневая экономика;
угроза безопасности страны (в армии, охрана границ);
падение рождаемости (демографические проблемы);
потеря социальной активности граждан;
низкая производительность труда;
наркоман вовлекает других в «группу риска»;
проблема общения с окружающими.
Роль школы:
ликбез для учащихся и родителей;
занятость детей в системе дополнительного образования (организация досуга);
работа по адаптации к социуму (социологи, наркологи, психологи);
информация о возможных последствиях (СПИД);
формирование ценностей, нравственное воспитание;
создание специальной программы по борьбе с наркотиками;
экскурсии в музей судебно-медицинской экспертизы;
активизация учащихся в самостоятельном поиске информации;
проектная деятельность в школе («Я – гражданин России»);
общественная работа в школе;
обзор статистических данных по наркомании;
диалоги с бывшими наркоманами;
развитие спорта;
почта доверия (воспитание самоуважения).
Проблемы:
заинтересованность влиятельных лиц в высших эшелонах власти в распространении наркотиков (деньги – коррупция);
проблема незанятости молодежи;
отсутствие единой идеологии в обществе;
тяжелая экономическая ситуация (неудовлетворенность материальным положением и социальным статусом);
недостаток профилактической работы;
ослабление роли семьи в воспитании детей;
трудности в выяснении проблемы наркомании;
падение нравственности и образовательного уровня в обществе;
формирование романтического образа наркотиков и большое внимание СМИ (обратный эффект);
дети знают об этом вопросе больше, чем взрослые (проблема непрофессиональности);
мало телефонов доверия и реабилитационных центров (недостаток финансирования);
больше говорится, чем делается для решения вопроса;
отсутствие информации в школе;
несовершенство законодательства и отсутствие многих механизмов реализации действующих законов;
нет общегосударственной программы борьбы;
способ заработать большие деньги;
непривлекательность наркологических клиник для подростков;
развито производство наркотиков, их перевозка через сеть наркокурьеров;
врачи не имеют достаточного опыта по борьбе с наркоманией;
обвинительный уклон в борьбе с наркоманией;
пропаганда со стороны знаменитых людей.
Вариант 3
Ролевая игра «Декларация здорового образа жизни»
Представители разных стран решили провести Всемирный конгресс по здоровому образу жизни. Его задача – договориться о том, что можно понимать под термином «здоровый образ жизни», и разработать документ, который будет содействовать защите здоровья человека и человечества.
Учащиеся делятся на несколько групп, каждая представляет одну из стран и должна составить свой вариант «Декларации здорового образа жизни». Учитель может предложить школьникам реальные страны (при этом будут проведены межпредметные связи с географией, но возникнет опасность слабой подготовленности учащихся) или выдуманные.
Группа 1. Ваша страна находится на высоком уровне технического развития. Здесь активно используется атомная энергия, много промышленных предприятий. Однако существует ряд проблем – высокий уровень наркомании, необходимость переработки и утилизации ядерных и токсичных отходов, загрязнение атмосферы. Кроме того, благоустроенный быт и преимущественно неподвижный образ жизни большинства жителей способствуют развитию многих заболеваний – ожирения, сердечной недостаточности, аллергии и т.п.
Группа 2. Ваша страна находится на берегу океана и является преимущественно аграрной, с традиционным укладом жизни. Здесь практически нет собственной промышленности, но строятся зарубежные фабрики и заводы, хозяева которых зачастую не заботятся об очистных сооружениях. Кроме того, у берегов образуется пленка нефти и масел из-за постоянных аварий нефтяных танкеров. Браконьеры истребляют редких животных и растения. Помимо этого есть и внутренние проблемы – около 80% населения традиционно курит крепкий табак и все большее число людей страдает заболеваниями легких.
Группа 3. Ваша страна находится в очень благоприятных географических условиях, продолжительность жизни здесь очень высокая, но низкий уровень экономического развития приводит к безработице и недовольству населения. В бюджете практически нет средств для развития спорта, медицинского обслуживания.
Группа 4. Ваша страна находится на острове, далеко от цивилизации. Здесь основное население до сих пор живет племенами. Хотя есть правитель и государство, но за пределами городов это почти не ощущается. Продолжительность жизни небольшая, но зато высок уровень рождаемости. Вас почти не интересует внешний мир, но на конгрессе хотят услышать и вашу позицию по проблеме здорового образа жизни.
Каждой группе необходимо: коротко рассказать о своей стране и проблемах в области здорового образа жизни (предложенные условия можно дополнить по собственному усмотрению), предложить определение термина «здоровый образ жизни» (данное определение должно быть универсальным для всего человечества), а также сформулировать три пункта для «Декларации здорового образа жизни».
Все предлагаемые пункты декларации записываются, затем проводится общее голосование по каждому из них и отбор. В декларации важно также указать, какие факторы способствуют и препятствуют здоровому образу жизни, кто является ответственным за выполнение принятых решений.
Обратите внимание учащихся на то, что проблема здорового образа жизни объединяет все человечество и является одной из ключевых в условиях современного мира.
Подведение итогов можно провести путем повторения основных понятий темы или выполнения задания 1.43 из рабочей тетради. Ответы: 1 – алкоголизм, 2 – здоровый образ жизни, 3 – наркомания.
Историческая справка
Когда-то существовал миф о том, что русские пили всегда и научили пить всю Европу. Это совершенно не так. В древности Русь была одной из самых трезвых держав. В те годы русские пили медовуху и брагу, на севере варили пиво. В хорошей медовухе 10-11 градусов алкоголя. Питейные и съестные дома (корчмы) появились на Руси в ХI веке, не были широко распространены и существовали лишь в крупных городах.
Хлебное вино (водка) появилось в южных городах только к концу ХIV века. Отсюда оно постепенно распространилось на север примерно в первой половине ХVI века. По одной версии водку на Русь завезли генуэзские купцы, по другой версии – немецкие.
Первым из русских правителей винную торговлю монополизировал Иван Грозный. Он жестоко карал тех, кто втайне занимался винокурением и подпольно продавал водку. С 1555 г. кабаки стали распространяться по всей Руси.
Ольга КИШЕНКОВА, Андрей ИОФФЕ, кандидаты исторических наук
Комментарии