search
main
0

ТЕМА

Тема “Учитель – это…” становится традиционной для нашей газеты, своеобразной визитной карточкой Дня знаний. Год назад, накануне первого сентября, мы также попытались с помощью наших авторов продолжить заветную фразу. Редакция, конечно, не ставила перед собой задачу отыскать энциклопедическое, точно выверенное определение. Наша цель – пораз-мышлять о меняющейся роли педагога в современном мире, точнее о множестве его ролей, его профессиональной самоидентификации. Письма читателей, пришедшие после прошлогодней публикации, убедили нас в необходимости продолжения “Темы”. Поэтому сегодняшний выпуск составлен на основе ваших писем, мнений, суждений. Учитель – это…? Вопрос остается по-прежнему открытым. Духовное богатство личности наших педагогов неисчерпаемо.

Мнение

Самый несчастный

и самый счастливый…

Игорь Суровцев, председатель областного комитета по работе высших и средних специальных учебных заведений:

– Учитель – это одновременно самый несчастный и самый счастливый человек. Счастливый – понятно почему: работает с детьми, дает им что-то новое и видит плоды своего труда. Видит, как из маленьких лапочек-несмышленышей вырастают взрослые самостоятельные люди, в большинстве очень даже неплохие. И в этом его, учителя, заслуга! А несчастный – потому что про него забыли, несмотря на то, что он для детей после родителей самый главный. Общество не платит ему вовремя зарплату, но пользуется его трудом. Разве не несчастный? И все равно они работу не бросают! Лишь иногда бастуют. Но снова и снова приходят на занятия подтянутые, любящие, готовые дарить детям тепло своей души и свои знания.

Одно время учителя получали зарплату большую, чем у преподавателей без степеней. Был такой момент, когда в вузах не платили. А сейчас – да, сейчас в вузах зарплата практически вовремя. Другое дело – она очень низкая, недопустимо, унижающе низкая для профессора или доцента! Но хороший преподаватель сегодня может почитать лекции за рубежом, грант получить или подработать в коммерческом вузе. У него, по сравнению с учителем, больше возможностей дополнительно заработать, большая степень свободы. Поэтому общество должно все свое внимание сосредоточить на нуждах и заботах обычного школьного учителя. Ему сегодня очень и очень тяжело!

Татьяна МАСЛИКОВА

Моя жизнь – три “Д”

Саша, третьеклассник: Это человек, который на уроке все время стоит. Он часто говорит: “К доске!” и “Садись, двойка!” Про двойку мог бы вслух и не говорить, молча ставить, а то мы расстраиваемся.

Витя, шестиклассник: Хороший учитель – это волшебник, а плохой – изверг.

Вера Петровна, учитель с 20-летним стажем, очень любящая свою профессию, но вынужденная уйти из школы: Сегодня учитель – это униженный и оскорбленный человек. Мне пришлось поменять профессию, потому что 600 рублей зарплаты нам с сыном хватало едва на две недели. Как, скажите, на голодный желудок учить детей, к тому же по игровой методике? Я буквально падала с ног, заработала хроническую болезнь, перестала к подругам в гости ходить – стыдно, они все время норовили меня покормить… А теперь вот ночи не сплю, плачу – второклашек своих вспоминаю, нынешнюю работу проклинаю.

Эдуард Николаевич, отставной военный, ныне чиновник: Учителя – самые неорганизованные люди. Вместо того чтобы бороться за свои права, используя закон, они голодовками и пикетами надеются повлиять на совесть многочисленных начальников. Бесполезно! Одним словом, учителя – это гнилая интеллигенция.

Людмила Ивановна, учитель с 10-летним стажем: Учитель – это измученная женщина, которая все силы отдает воспитанию чужих детей, а на своих уже не хватает времени, у которой муж ненавидит ее работу и при слове “школа” приходит в ярость. Мы поставлены на колени, дети смотрят на нас как на презренный класс. Чему мы можем научить их?

Мария Петровна, ветеран педагогического труда: Всю жизнь гордилась тем, что я учитель, принадлежу к известной педагогической династии, имею звания и награды. И вот к чему я пришла: пенсия 490 рублей, мою квартиру оплачивают дети, хоть сами живут очень скромно. Моя жизнь теперь – это три “д”: донашиваю, доедаю, доживаю. Радуюсь, когда могу купить на неделю 700-граммовую банку сметаны, о масле и не мечтаю – перешла на маргарин. Особенно тяжело стало сводить концы с концами где-то с января – цены выросли намного в отличие от пенсии. Сегодня в магазине подала нищему, пожилому мужчине интеллигентного вида, 1 рубль. Подумала, а вдруг он тоже бывший учитель, но у него нет детей, которые могли бы хоть немного помочь.

Просто Татьяна Николаевна: По-моему, во всем мире профессия учителя переживает кризис. Говорят, если бы человек ХIХ века попал в наше время, он не выжил бы – такой сейчас бешеный темп жизни, настолько ухудшилась экология. А что учителя? Многие из них преподают так, как могли бы обучать и сто, и триста лет назад, не спасают их от фиаско при этом и компьютеры. Не случайно ведь в самых разных странах – и благополучных, и нет – через несколько лет после окончания школы редкий ученик вспомнит имена хотя бы половины учителей. Так же быстро у нас выветриваются из памяти имена случайных дорожных попутчиков.

Наталья МЕШКОВА

…такое существо

Школьный учитель – существо загадочное. Государство его не уважает. Дети и их родители вытягивают последние нервы. Директор норовит загрузить за те же деньги “по самое не хочу”. А свои же коллеги частенько критикуют за “не тот” педагогический стиль и “не те” приемы. И все равно он из школы не уходит! Хоть тресни! А почему?

Есть два вида учителя: учитель “по должности” и учитель “по жизни”. Учителей “по жизни” значительно больше, чем педагогов по профессии.

Что такое учитель “по жизни”? Прежде всего – это человек, который знает, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ, который ВЕРИТ В ИСТИНУ. Причем верит не пассивно, а норовит своей истиной озарить (просветить) остальных людей, повести их за собой. Поэтому учитель “по жизни” – это вождь. И не важно, кого он ведет. Если детей, то он вождь детей (педа-гог). Если трудовой коллектив – директор, шеф, босс. Если народ (электорат) – политический лидер. Если паству – батюшка. Если, упаси Господи, банду – авторитет.

Чем же педагог отличается от других вождей?

Во-первых, тем, что ему достались очень своеобразные ведомые: еще спонтанные в поведении и не обремененные ответственностью. Метод взаимодействия с такими “фруктами” (в смысле субъектами) – профессиональный инструмент учителя.

В класс заходит новый учитель литературы:

– Предупреждаю вас сразу: кто будет грубо выражаться и искажать нашу речь, получит в рыло без лишних базаров.

Во-вторых, неопределенностью главной педагогической цели (хотя дискуссий вокруг нее в педагогической среде всегда было более чем достаточно, никто по сей день толком не знает, зачем и какое нужно сегодня образование). У других вождей цели обычно прозрачны – власть, производственная цель, прибыль и т.п.

– Мама! Учительница велела нам нарисовать, кем мы хотим быть. Я ничего не сделала, потому что не знаю, как это нарисовать. Я хочу выйти замуж.

В-третьих, виртуальностью школьного мира, его условностью, “понарошечностью” (педагоги все спорят: ребенок в школе живет или готовится к жизни? А вопрос-то надуман: ребенок, конечно, живет, но живет в особых условиях, которые меняются по его выходе из школы. Там – уже другая жизнь).

Учитель:

– Вовочка, скажи мне, куда мы попадем, если будем сверлить Землю на экваторе насквозь?

Вовочка:

– В сумасшедший дом.

Виртуальность школьной жизни – ахиллесова пята школьного учителя. Маленькие детки – маленькие бедки, специфические “детские” проблемы, детские мечты, сомнения переходного возраста, романтика юности, чистота и непорочность… Похоже, учителя боятся взрослой жизни не меньше, чем сами дети, и, по возможности, изолируются от нее в мире школьных идеалов. Там-то уж дважды два всегда будет четыре, а воровать всегда будет плохо!

В-четвертых, из всех вождей только учитель (и, пожалуй, священник) в идеале стремится не только к формальному послушанию учащихся, но и к внутреннему принятию (усвоению) внушаемых им знаний и норм поведения. Остальные вожди чаще всего “в душу не лезут” и довольствуются лояльностью и исполнительностью человека, для чего придумано множество средств и способов стимулирования – от пряника до кнута. Учителю же свойственна потребность “лепить образ”. Так реализует себя творческая натура учителя.

Продукт его творчества – не материальные или даже духовные ценности, а сам человек. И в этом смысле “учительность” (педагогичность, учительская закваска) – это креативное стремление человека, обращенное им на других людей как на объект творчества. Чем сильнее выражено это стремление в человеке, тем сильнее его учительская закваска.

Учитель творит обычно “по образу и подобию”. Но ПО ЧЬЕМУ образу и подобию? Это зависит от того, с кем или с чем идентифицирует себя учитель, выразителем чего он себя ощущает. Чаще всего он оказывается выразителем предмета, который ведет. Тогда его основное желание – слепить образ этого предмета в головах учащихся. Если же он чисто функционально отождествляет себя со школьной программой, то его задача – отобразить в учащихся эту программу.

Бывает, что учитель оказывается тождественен самому себе, и тогда он стремится слепить себе подобных, как Бог создал человека по своему образу и подобию. Порой учитель ощущает себя государственным служащим, выразителем государственных интересов, и тогда он стремится создать такой образ человека, который, по его разумению, принес бы наибольшую пользу Отечеству. А иногда учитель отождествляет себя с интересами ребенка, и тогда он каждый раз стремится предугадать, что есть для этого конкретного ребенка БЛАГО – сейчас, сегодня и в будущем.

Существует несколько профессий, где каждый считает себя специалистом. Педагогика – из их числа. И это понятно: ведь на протяжении своей жизни любой человек независимо от его специальности так или иначе попадает в “шкуру” учителя, где ему приходится и обучать, и воспитывать. В самом деле, попробуем вспомнить всех людей в нашей жизни, которых мы могли бы назвать своими учителями; а кто из них был учителем по профессии?

Форма выражения “учительности” каждого человека зависит от его темперамента. В конечном счете их бывает два – учитель по желанию (“Хочу, чтобы ты стал таким-то и так-то делал то-то!”) и учитель поневоле (“Чему ты хочешь, чтобы я тебя научил? Я постараюсь ответить на все твои вопросы”). Учитель по желанию, как правило, из породы “вождей”; учитель поневоле – просто человек, владеющий неким мастерством, которое он по законам жизни вынужден передавать своим более молодым преемникам.

Идеал для подражания… Уже довольно давно и прочно в школьном мире подспудно поселилась одна болезненная проблема – проблема успешности учителя как личности. Успешность – штука субъективная, и если учитель не ощущает себя успешным человеком, если он не удовлетворен своей жизнью, вряд ли он сможет воспитать успешного ученика, стать для него идеалом для подражания. Скорее учитель станет антигероем, а успешных героев учащийся будет искать “на стороне”.

– Послушай, жена, с тех пор как мы стали давать нашему сорванцу деньги за хорошую успеваемость, он стал носить домой одни отличные отметки! Что ты по этому поводу думаешь?

– Похоже, они делят выручку с учителем…

Но ведь в этом случае пропадает все доверие к школе, к даваемому ею образованию, а взамен приходит жесткое прагматическое требование к учителю – обучить тому, что способствует успешности в современном мире. А может ли этому научить тот, кто сам по современным меркам оказался совершенно неуспешным, придавленным грузом социальных и материальных проблем?

Они чаще всего верят в свою успешность, как верят в реальность доброго и уютного школьного мира с его мечтами и идеалами.

В грузинской школе на уроке математики учитель спрашивает у Гоги:

– Гоги, а чэму равна сумма квадратов катэтов?

– Квадрату гипотэнузы!

Учитель:

– А чэм докажешь?

Гоги:

– Мамой клянусь!!!

Дай Бог, чтобы крупицы этой веры и надежды им удалось заронить в своих учениках. Ибо блажен, кто верует!

Михаил ФИШЕР

– Это человек, который любит детей.

– Это счастливый человек.

– Это несчастный человек.

– Это интеллектуал и настоящий профессионал своего дела.

– Это человек с добрым сердцем…

Так кто же это?

Мнений много: у каждого респондента от семи до семидесяти – свое. Но какими бы разнообразными ни казались варианты, все они какие-то довольно стереотипные, привычные с детства, внушенные родителями и теми же учителями. По большому счету эти эпитеты можно отнести к любому человеку, и необязательно для этого быть учителем. Но вот как маленький бриллиантик, готовый затеряться среди прочих малопривлекательных камней, новый вариант: учитель – это ВИРТУОЗ.

Почему-то это слово ассоциируется у меня с музыкантом, а если еще точнее, то со скрипачом. Впрочем, ожеговский словарь русского языка дает следующее определение: “виртуоз – это тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, а также вообще своего дела”. По-моему, вполне подходит к педагогике. Вот что думает, собственно, автор идеи, преподаватель методики русского языка Якутского университета В. Бессонова:

– Учитель должен владеть искусством преподносить новые знания так, будто они предназначены только этому конкретному ученику. Учитель без творческой жилки – это не учитель, а какой-то робот, сухарь. Каждый урок у настоящего учителя превращается в спектакль, какие только маски не приходится ему менять в течение даже одного школьного дня: наставника, друга, мамы, судьи, лидера, оратора, клоуна… Кажется, этот ряд можно продолжать и продолжать до тех пор, пока не будут перечислены все жизненные ситуации и профессии. Профессия учителя может по праву занять место в одном ряду с писателями, журналистами, режиссерами, актерами, т.е. с теми людьми, у которых нет нормированного рабочего дня, которые вне зависимости от времени дня и ночи что-то придумывают и изобретают. Как и любой представитель одной из профессий, учитель не работает от звонка до звонка. Школьный звонок – это, говоря языком театра, всего лишь сигнал окончания очередного явления, за которым стоит невидимый зрителю сценарий (план урока), авторская идея (цели и задачи), приготовление декораций (материалы и оборудование к уроку), мастерски исполненная игра (собственно, сам урок, пролетевший на одном дыхании, как одно мгновение) и, конечно, профессиональный экспромт, незаметный зрителю (ученику), но придающий всему спектаклю какой-то шик и окончательную отточенность.

Ольга СЛЕПЦОВА

…интеллигент?

Причисляют ли себя школьный учитель, университетский профессор, врач или инженер к интеллигенции? Конечно, ибо сознают свой высокий уровень образования, характер сложного умственного труда, признают себя носителями определенного образа жизни, правил этикета и взаимоотношений между людьми. А интеллигентами?

Наша система образования легко обходится без них. Подавляющее большинство детей испытывают естественный дискомфорт в педагогическом общении с учителем-интеллигентом (другие язык, мысли, чувства, манеры, требования – все не так!), но среди детей могут быть и будущие интеллигенты, которым трудно выжить без помощи и даже существования такого наставника.

Мы живем теперь в информационном обществе; на место пролетариата пришел когнитариат, то есть люди, орудием труда которых становится интеллект; изменилось и отношение к знаниям – от детерминизма к вероятностно-статистическим подходам; да и человек на очередном витке своего развития вместе с человечеством бросился на поиски смысла, озаботившись не столько планированием жизни, сколько выживанием в условиях постоянного выбора.

Именно сейчас может быть востребован учитель-интеллигент, которого отличает педагогическое мышление. Не набор догматов, методик и даже технологий, а именно мышление, направленное на проектирование и создание образовательной среды. Для него будет много работы по устранению из воспитательно-образовательного процесса явлений, которые можно назвать неинтеллигентными:

бесконечного монолога преподавателя, отсутствие конструктивного диалога, что убивает познавательную активность детей и подростков;

манипулирования сознанием и поведением детей, жесткого диктата действий и тем более “правильных” знаний; засилья репродуктивного способа представления знаний и инструкций типа “делай, как я”;

одержимости, то есть стремления добиться одинаковых и высоких результатов от всех учащихся, так как у учащегося есть право даже не успевать по конкретному предмету;

глупости, то есть стремления “передать” как можно больший объем знаний и информации, подмены общего образования усеченным профессиональным, эксплуатации памяти, а не размышлений, большого количества определений типа “Автомобилем называется…”, “Компьютером называется…”, “Технологическим процессом называется…” и т.п.;

скуки, то есть постоянного темпа и способа преподавания, однотипной деятельности, монотонного записывания под диктовку, безэмоционального вещания преподавателя и др.

Хотим мы того или не хотим, учитель-интеллигент всегда оказывается немного в оппозиции. Его рациональное педагогическое мышление постоянно в поиске ответов на вопросы, которые обладателям консервативного мышления могут показаться второстепенными, однако именно такие ответы дают ориентиры для ответственной практической деятельности.

Олег ПОЧИНИН

Социология

Предмет исследования: влияние различных факторов на эффективность взаимодействия в системе “учитель – ученик”.

Наше социологическое исследование проводилось в феврале – апреле 1999 года в школах Юго-Западного и Северо-Восточного округов столицы.

Учитель о своей профессии

Какие знания и качества необходимы учителю для успешной профессиональной деятельности? По мнению учителей – участников опроса, это:

хорошее знание своего предмета, профессионализм – 69%

любовь к детям – 52%

психолого-педагогическое мастерство – 49%.

Духовно-нравственный облик, хорошая социальная адаптация, инновационный стиль мышления, потребность в самообразовании, по мнению участников опроса, менее важны и по результатам опроса получили равномерное распределение (20%, 20%, 19%, 18%).

Учителям был задан вопрос: “Какие черты личности в учителе, на ваш взгляд, больше всего привлекают учеников?” В параллельном опросе учащимся предложили вопрос: “Какие черты личности в учителе больше всего привлекают вас?”

Ранжирование качеств учителя, предложенное учащимся и учителям – участникам опроса, представлено в таблице 1 (в процентах).

Как видно, в системе представлений старшеклассников о качествах учителя профессионализм, знание предмета, умение передать эти знания своим ученикам занимают первое место (так же думают и учителя). Однако учитель-профессионал воспринимается старшеклассниками прежде всего как цельная личность, способная добиваться успеха больше благодаря своим человеческим качествам, нежели профессиональным. Умение выслушать и понять ученика, по мнению большинства опрошенных старшеклассников, является вторым главным качеством учителя. Что же говорит учитель о своей профессии?

Наиболее привлекательные стороны профессии

Рис.

1. Творческий характер труда.

2. Возможность заниматься любимым делом.

3. Возможность постоянного совершенствования своих знаний.

4. Возможность передавать свои знания другим.

5. Большая продолжительность отпуска.

6. Возможность учить и воспитывать детей.

7. Свобода в распределении времени.

Портрет любимого педагога

Что говорит старшеклассник о своем учителе, о своих отношениях в школе? Оценивая отношения в школе с учителями и одноклассниками, большинство старшеклассников отметили их как очень хорошие и хорошие, что, естественно, характеризует в определенной степени социально-психологический климат в школах, где проходил опрос (табл. 2 в %):

Таблица 2

“Бывают ли случаи конфликтов учителей с учениками” – 54% опрошенных ответили “да”, 70% респондентов объясняют это собственным отношением к учебе и поведением, а вот 28% называют субъективное отношение учителя к ученику.

Влияют ли напряженные отношения с учителем на объективность оценки знаний учащегося по предмету? “Нет” – ответили только 16% опрошенных, 38% заметили “да, влияют”, примерно столько же (36%) затруднились ответить на этот вопрос.

Следует отметить стремление старшеклассников в основном уйти от субъективных оценок при ответе на сложный вопрос: “Разделяете ли вы мнение о том, что среди учителей распространены следующие явления:

манипулирование оценками в личных интересах, “да” – ответили 13% опрошенных старшеклассников

грубость и жестокость к ученику – 6%

апатия и безразличие к работе – 5%

отсутствие потребности в совершенствовании как учителя и как человека – 4%

ограниченность, узость мышления – 2%

пессимизм, отсутствие чувства юмора – 15%

отсутствие самоконтроля, несобранность – 7%

некритичное отношение к себе – 8%

такие явления нехарактерны – 56% “.

Характерно, что 61% учащихся ответили, что учитель оказывает влияние на их жизненные взгляды (от решающего до незначительного), 11% – никакого влияния и 26% затруднились ответить.

У большинства старшеклассников есть любимый учитель. Это подтвердили более 60% опрошенных старшеклассников. Некоторые пишут даже фамилию любимого педагога, хотя вопрос анкеты этого не предполагал.

Итак, учитель – это “отлично знающий свой предмет, способный передать свои знания ученикам”, “требовательный, но справедливый, умеющий выслушать ученика”, “понимающий, любящий детей, объективный”, “умеющий найти подход к каждому ученику, разглядеть его личные способности и помочь развить их” и т.д.

Николай ПИЩУЛИН,

Людмила ХОЛОДНОВА

Завтрашний день страны

Каюсь, бывают минуты, когда хочется сбросить ношу учителя и пойти в дворники. Черный человек пробуждается во мне и убеждает: подрастают дети без убеждений и нравственных идеалов, духовно пустые и ленивые. Высыхает душевная пойма, иссякают родники народной культуры, гибнет духовный гумус…

Беда – это всегда мощный толчок к поиску, деятельности, творчеству, вознесению. Снова могучий порыв к таинствам души, которая глубоко корнями уходит в родную почву и несет живой заряд духовной крепости.

“Учитель – это урок”, – писал Евгений Николаевич Ильин. Да, урок спасает. Это дивное таинство, сотворение чуда. Просветленные лица, огоньки в глазах, тревожное ожидание и вера в тебя – Учителя. Даже не сам урок, а мучительный и сладостный процесс подготовки к нему. Его надо выносить, выстрадать, родить. Взлелеять и выходить. Снова тянусь к древу познания добра и зла – к литературе, мечусь в поисках точки опоры. “Все перемешалось в России и встало вверх ногами. Россия какая-то не такая, а какая – не пойму” (Лев Толстой “Анна Каренина”).

Крупными событиями в 80-е годы стали телевизионные встречи в Останкине с педагогами Щетининым, Амонашвили, Ильиным, Лысенковой, Шаталовым… Это был творческий взлет отечественной школы, новое дыхание, торжество духа.

“Как сон, как утренний туман” исчезли сегодня в газетах педагогические темы. Какие они, творческие учителя, сегодня? Терра инкогнита. Мы их не видим, не слышим, не читаем, не знаем. Нет лидера в педагогике, какими были Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. Уж не денег просить впору. Дайте педагогу слово: “Учитель может явить новых. Учитель может послать УЧЕНИЕ”. (Н.Рерих).

Человек творит слово. Слово творит человека. Слово – это дух и акт творчества. Творческое вдохновение – человеческая потребность, труд души, единственный способ утвердить себя в жизни, создать себя. Вспоминаю, какие значительные, общественно ключевые проблемы предлагали господа учителя прошлого века своим питомцам: “Размышления юноши о выборе профессии”, “В чем выражается истинная любовь к Отечеству”, “Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству” … А сейчас?

* * *

Федор Абрамов любил повторять слова своего школьного учителя А.Ф.Калинцева: “Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты”.

Олег ГОЛОВКОВ,

учитель русского языка и литературы Пустошинской средней школы, руководитель клуба литературы и искусства “Поморец”

Приморский район,

Архангельская область

Живи и здравствуй,

луч добра!

Я вам пишу: учитель – это незримый луч добра и света. С ним не прервется эстафета дерзаний, знаний и идей, поскольку в слове педагога и воплотилась, если строго, та вековечная дорога, что и возвысила людей. Средь мира доброго и злого оно нетленно – это слово, оно прийти всегда готово на помощь каждому из нас.

Когда начнешь “учитель – это…”, то нет достойнее предмета, хоть это имя и воспето и уважаемо в веках, и все же есть нам что добавить, чтобы учителя прославить, который держит, не сгибаясь, весь мир на собственных руках.

Живи и здравствуй, о учитель, большой планеты лучший житель, ведь ты надежный излучитель непреходящего тепла. И пусть детей глаза и уши твое тепло впитают в души, чтоб нашу землю не разрушить, не дать спалить ее дотла.

Ты – средоточие культуры, так пусть же юные натуры, пройдя сквозь тернии и бури, умножат рвение твое и понесут по белу свету познаний радость человеку, возвысив школьную планету и славу вечную ее.

Пусть ты живешь порою скудно, пусть иногда бывает трудно, пусть, словно бедственное судно, тебя швыряет жизни шторм, но если ты гореть не будешь, то кто ж тогда откроет людям за вереницей темных буден пространства чистого простор?

О нет! Не зря: учитель – это незримый луч добра и света, с ним не прервется эстафета людской высокой доброты. Учитель, верь: твоя планета не пропадет в горниле века и обретет дорогу к свету, пока живешь на свете ты.

Геннадий СЮНЬКОВ

Самара

Продолжение темы на стр. 20

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте