Пришкольный участок. Вчера – воспитатель, сегодня – кормилец
За государственными и муниципальными образовательными учреждениями закреплены в бессрочное бесплатное пользование земельные участки. Так сказано в Законе “Об образовании”. Но как распоряжаются этой собственностью сегодня школы? И куда можно отправиться за опытом?
– Звоните в территории, там все узнаете, – посоветовали мне в родном министерстве. Ставрополье, Смоленщина, Орловщина, Белгородщина – везде есть свой опыт.
Помните, как это было раньше? Как приучали на учебно-опытных участках
мальчишек и девчонок к труду, как помогали им проводить опыты, готовить гербарии, экспонаты для школьных кабинетов биологии. Звенели тогда слеты ученических бригад, получали юные опытники медали ВДНХ.
Все это кануло в Лету. Настали иные времена. Но что удивительно, сегодня ученические бригады возрождаются, в Ставрополье впервые проводится их слет. Объявляется снова после долгого перерыва Всероссийский смотр-конкурс школьных учебно-опытных участков. На учебно-опытных участках начинается новая жизнь. Какая?
Конкурс
Объявляется смотр учебно-опытных участков
1. Общие положения
1.1. Всероссийский смотр-конкурс учебно-опытных участков (далее Смотр-конкурс) проводится в целях повышения значимости учебно-опытных участков в образовательном процессе учреждений всех типов и видов системы образования, совершенствования их организации и содержания.
1.2. Организацию и проведение Смотра-конкурса осуществляет Министерство образования Российской Федерации в лице Центральной станции юных натуралистов и экологов Минобразования России.
2. Участники
В Смотре-конкурсе участвуют коллективы образовательных учреждений всех типов и видов, имеющих учебно-опытные участки.
3. Сроки и порядок проведения
3.1. Смотр-конкурс проводится ежегодно и включает в себя 2 этапа (региональный и заочный федеральный).
I этап – региональный, проводится с июля по октябрь.
II этап – заочный федеральный, с ноября по февраль.
3.2. Первый этап проведения Смотра-конкурса осуществляет региональный оргкомитет, организованный республиканскими, краевыми, областными органами управления образованием субъектов Федерации по следующим показателям:
3.2.1. Рабочая документация:
– положение об учебно-опытном участке с учетом типа, вида образовательного учреждения, географических и экономических условий;
– инструкция по технике безопасности при выполнении работ на учебно-опытном участке, утвержденная администрацией образовательного учреждения;
– план работы на учебно-опытном участке в конкурсном году.
3.2.2. Образовательные программы, реализуемые на учебно-опытном участке (использование возможности учебно-опытного участка в образовательной деятельности педагогов разных областей знаний, деятельность профильных школ, организация учебной практики, работа летнего лагеря, экскурсионная работа, опытническая и исследовательская деятельность с учащимися и др.).
3.2.3. Структура и содержание учебно-опытного участка (разнообразие и вариативность), материально-техническое обеспечение, площадь (в га), экологическое состояние.
3.2.4. Рациональное использование возможностей учебно-опытного участка (социальные и экономические), в том числе использование выращенной продукции на учебно-опытном участке в учебных и хозяйственных целях (наглядные пособия, рассада и посадочный материал, лекарственное сырье и др.).
3.2.5. Практические результаты опытнической и исследовательской работы на учебно-опытном участке:
– соответствие результатов опытов и исследований плану работы;
– соблюдение агротехники выращивания, развития растений с учетом данных дневника наблюдений;
– культура оформления учебно-опытного участка (чистота, наличие этикеток, декоративно-эстетическое оформление и др.);
– внедрение результатов работы учащихся в местное сельскохозяйственное производство.
3.3. Региональные оргкомитеты (до 31 октября по дате отправления на штемпеле) направляют в адрес Федерального оргкомитета (по адресу: 107014, г.Москва, Ростокинский проезд, д.3. Центральная станция юных натуралистов и экологов, с пометкой “Смотр-конкурс”) следующие материалы:
– справку об итогах проведения регионального Смотра-конкурса;
– заявку на участие образовательного учреждения, представляемого региональным оргкомитетом, во 2-м – заочном федеральном этапе с указанием наименования образовательного учреждения, точного адреса, Ф.И.О. директора и заведующего учебно-опытным участком;
– материалы образовательного учреждения, представляемого региональным оргкомитетом на 2-й этап Смотра-конкурса (согласно показателям п.3.2.) в форме альбомов, видеоматериалов и т.п.
3.4. На заочном федеральном этапе осуществляется:
– экспертная оценка поступивших материалов;
– определение победителей Смотра-конкурса.
3.5. Материалы, представленные на заочный федеральный этап Смотра-конкурса, не возвращаются и могут использоваться при организации постоянно действующей выставки методических материалов на Центральной станции юных натуралистов и экологов.
4. Подведение итогов
4.1. Итоги Смотра-конкурса подводятся по результатам экспертных оценок федерального оргкомитета.
4.2. Победители определяются по всем типам и видам образовательных учреждений в двух номинациях – город-село.
4.3. Победителям Смотра-конкурса вручаются Дипломы Минобразования России и памятные призы. При наличии спонсоров возможно учреждение специальных призов.
4.4. Все участники II (заочного федерального) этапа получают свидетельства участника Всероссийского смотра-конкурса учебно-опытных участков.
С чем едят ОППТ?
Cколько учебно-опытных участков насчитывается сегодня, какая у них площадь – неизвестно. Отводят земельные участки школам органы власти на местах, и они же определяют площадь участка.
Последний Всероссийский смотр-конкурс школьных участков проводился лет десять назад. А каково их состояние сегодня? На этот вопрос я тщетно пыталась найти ответ в родном министерстве. Все сходились на том, что такие сведения можно получить на Республиканской станции юннатов.
– Конечно, у нас! Но попозже, ведь ревизия школьных участков – одна из целей Смотра-конкурса, – обнадежила меня Клавдия Васильевна Сенчилова, заместитель директора станции. – Проведем смотр и все узнаем.
– Почему именно в этом году возникла идея “реанимации смотра”?
Мой каверзный вопрос ничуть не смутил директора станции Наталию Сергеевну Дервоед.
Статфакт
В 1987 году в Российской Федерации насчитывалось 492 республиканские, краевые, областные, районные, городские станции юннатов.
В 1998 году их число уменьшилось до 458.
– Все просто, – разъяснила она, – жизнь нам подсказала – пора… Мы провели уже две выставки на ВВЦ – “Юннат -97,98”. Результаты потрясающие! В разделах “Полеводство, овощеводство, плодоводство” такую продукцию со школьных участков представили, что диву даешься.
Я соглашаюсь с Наталией Сергеевной, что нужное, полезное всегда пробьется, выживет. Но хочу пояснить читателям, что именно с приходом Дервоед на станцию юннатов оживилась деятельность этого учреждения, работающего какое-то время в “режиме сохранения”. Начав с выставки, пришли к смотру…
Республиканская станция юннатов, как и все ее филиалы, – учреждение дополнительного образования. Само собой разумеется, что к учебно-опытным участкам у него свой избирательный интерес. Всю ответственность за состояние учебно-опытного участка несет директор школы, а общее руководство осуществляет назначенный им человек. Пожалуй, в самом названии “учебно-опытный” отразилась двойная задача. Земля дается для учебы, для опытов и для внеклассной работы. И действительно, на заре возникновения новой советской школы это было так, когда учебный и воспитательный процессы были единым целым.
Не случайно первый руководитель биостанции (так называлась тогда Республиканская станция юннатов) Борис Васильевич Всесвятский явился и основоположником школьного курса биологии, и организатором детских объединений любителей природы.
Примечательно, что начиная с лета 1919 года при биостанции проводились курсы для учителей. И уже в 24-м году основное внимание акцентировалось на теме “Организация пришкольного участка”.
Участок рассматривался в первую очередь как территория, “предназначенная для учебных целей и применения исследовательского метода при изучении растений”. Долгие годы эта цель была главной. Потом по мере выдвижения новых задач перед школой задачи и цели учебно-опытных участков несколько менялись. Исследовательская, опытническая деятельность на участках уступает место трудовому, производственному направлению в 40-50-х годах. Возникают ученические производственные бригады (1954 г.), школьные лесничества (1967 г.), звероводческие фермы… Но воспитательная роль зеленого надела всегда оставалась приоритетной.
Так, в “Положении об учебно-опытном участке” от 1965 года сказано, что “участок – это воспитатель интереса, любви к природе и сельскому хозяйству, он способствует успешному усвоению учениками знаний по биологии, химии, географии и другим предметам, приобретению ими умений и навыков по выращиванию растений”. И, конечно, ведущее место занимает сельскохозяйственное опытничество, отвечающее учебно-воспитательным целям школы. Заметьте, учеба и воспитание идут рядом.
Последнее типовое положение об учебно-опытных участках от 1986 года уже четче акцентирует, что нужен он для организации общественно полезного производительного труда (ОППТ), для трудовой практики и внеклассной опытнической и природоохранной работы.
Кстати, это положение действует для школ до сих пор, нового-то не появилось. Но скажите, кто из сегодняшних школьников расшифрует аббревиатуру ОППТ?
Со дня возникновения станция юннатов несколько раз меняла название. Сначала это Биологическая станция юных любителей природы, затем биостанция юных натуралистов имени Тимирязева, с 34-го года – Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, а с 99-го – Центральная станция юннатов и экологов. А название “учебно-опытный” к школьным участкам приклеилось раз и навсегда. Хотя сегодня ни о каких опытах на земле возле школы речи в большинстве случаев даже не идет. Да, действительно, сегодня эта земля учит ребят – учит искусству выживания и пропитания. Но не пора ли уже разработать новое положение о школьных участках?
Надежда СЕМЕНОВА
Это сладкое слово – морковка
Во времена оны был моден лозунг “Всем классом – в колхоз”. Попробуй откажись. Могли не выдать документы. Всякими правдами и неправдами избегали этой участи выпускники сельских школ. Вот и Юрию Григорьевичу Елисееву, нынешнему председателю Комитета по образованию администрации Смоленской области, удалось все-таки поступить в пединститут. Помогло то обстоятельство, что военкомат направил его в училище, а туда он не прошел по состоянию здоровья. Получился из выпускника сельской школы замечательный учитель, потом директор одной из лучших школ Смоленска, а теперь управленец.
Этот факт из его биографии показался мне примечательным. Понимаю, почему ратует так упорно Елисеев за то, чтобы школы сегодня предоставляли сельским ребятам возможность выбора и давали прочные знания, чтобы не была для них закрыта дорога в вузы. Однако мое усиленное внимание к проблемам школьных участков ничуть не озадачило Юрия Григорьевича. И настойчивые вопросы о том, для чего нужны они сегодня, не поставили его в тупик.
– Приезжайте, – заверил он меня по телефону. – У нас вы найдете все ответы.
Так я оказалась на Смоленщине.
Кто за плугом ходит
Мы направились в обычную сельскую школу, каких много на смоленской земле. Дуровская средняя невелика – 114 детей и 15 гектаров земли. Что дает земля сельской школе?
– Да все, – заулыбались приветливо Тамара Филипповна Тютерева, заместитель директора, и Анна Михайловна Зяброва, учительница, жена директора школы. (Визит наш был неожиданным, позвонили в школу только перед выездом, а директор Валерий Николаевич Зябров уехал рано утром по делам в город).
– Трактор у нас есть, – загибает пальцы Тамара Филипповна, – обрабатываем землю, учим ребят профессии. Второе, выращиваем овощи для столовой. Третье, поля засеяны ячменем, овсом – все это продаем. Еще оказываем платные услуги населению. Пашем огороды, помогаем на сенокосе. В этом году заработали 1900 рублей. Для села это деньги немалые. На деньги, вырученные от продажи, установлены стипендии для хорошистов, отличников, выплачиваются каждую четверть. Зарплату ребята получают. Да разве только это! К примеру, выпускник Володин устроился в совхоз. Директор посадила новенького на трактор, доверила ему технику.
– Столько радости у нашего парня, столько важности, гордости, – включается в разговор Анна Михайловна Зяброва. – Наши дети охотно изучают экономику крестьянских и фермерских хозяйств, растениеводство, агрономию. Сельскохозяйственный труд у нас с первого класса.
В конце учебного года проводится в Дуровской школе праздник первой борозды. Это событие для всего села. Ребята показывают, чему же они научились. А директор совхоза Алия Павлова присматривается к юным пахарям – рабочие руки очень нужны хозяйству. Кстати, замечает она и выделяет умельцев не только в поле, но и на занятиях. Директор совхоза преподает старшеклассникам животноводство и экономику.
Уже совсем иными глазами после знакомства с сельскими проблемами взглянула я на лозунг, показавшийся мне сначала высокопарным. Ребята его читают каждый день: “Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто за плугом ходит”. Можно долго рассуждать о том, что село приходит в упадок, что некому работать на земле. А можно ежедневно, ежечасно прививать необходимые крестьянские навыки. В городах теперь сельских выпускников никто не ждет. Хочешь не хочешь, придется на селе оставаться. Как прокормиться – научат в школе.
С миру по нитке
Хозяйство в Ярцевской спецшколе-интернате для детей-сирот немалое: 55 гектаров. Детей – 237, сотрудников – 157. Держат и коров, обслуживает их одна доярка, работает без выходных, но на судьбу не жалуется. Зарплату ей платят регулярно, а это на селе – главный козырь сегодня. Есть тракторист, который “сам себе и ремонтная мастерская”. Директор школы-интерната, историк Сергей Анатольевич Володин, отвечает за взрослых, за детей, за учебный процесс и за все хозяйство… Помощники у него славные. Доволен он заведующей хозяйством. Действительно, Любовь Михайловна Жирова – просто находка для школы. Крутится целый день, как белка в колесе. Требуются сейчас запчасти, нужно заготовить корм, чтобы зимой было чем кормить буренушек. Спрашиваю ее, как удается наладить контакты с руководителями хозяйств.
– Да очень просто, – отвечает Любовь Михайловна, – сажусь на телефон и начинаю всех обзванивать. Один скажет, у меня нет, но посоветует обратиться к тому-то, тому-то. Вышла уже за пределы района. Повезло с директором машиностроительного завода, сразу пообещал помочь. Запчасти ох как нужны! А тут совсем неожиданно мел удалось приобрести. Много нам не надо, обменяем на известку, побелим ферму. Да что, я в одном хозяйстве мешок зерна на посевную просила, в другом – мешок, так и наскребли. Кто детям откажет? Надо их в жизнь выводить? Надо!
Права во всем эта неугомонная женщина. Детей поднимать надо, родители от них отказались (абсолютных сирот всего одиннадцать человек, а у остальных имеются горе-мамы). Ребят накормить полдела. Надо еще профессию в руки дать, чему-то их научить, чтобы не растерялись в жизни. Главное направление – сельскохозяйственное. Дают ребятам профессии овощевода, полевода, садовода, чтобы знали, как на земле все произрастает. И себя прокормить могли. Садоводы здесь отменные – увлеченные супруги Летуновские. Они такие “райские кущи” развели на участке, на зависть всем сельчанам. Саженцы слив, яблок привезли аж из самого Мичуринска Тамбовской области. Прямо у порога школы заложили розарий. Но вот беда, молва о роскошных цветах да “кущах” привлекла недобрых людей. Подъезжали по ночам на мотоциклах, машинах, вырывали с корнем благоухающие розы. Разорили клумбы. Теперь около школы – самые простые цветы. А вокруг сада выросли высокие решетки.
…Все хозяйство, конечно же, нам обойти не удалось. Где-то рокотал трактор, бригада полеводов готовила силос на зиму для своих коровушек.
– Пойдемте, покажу, как школу отремонтировали, – улыбнулся Сергей Анатольевич. Замечаю, что у директора удивительно доброе лицо. А уж если улыбнется… Недаром дети так и льнут к нему. Видно, что гордится он работой юных штукатуров и маляров, не стыдно любому человеку показать. Действительно, постарались ребята, проявили чудеса изобретательности. Краски на стены не хватило, так вышли из положения, наложили искусно яркие мазки. Радостные получились картины. Импрессионизм!
Отвлеклась я от основного вопроса не случайно. Действительно, мне хотелось узнать, не становится ли труд на земле в тягость для ребят? Ведь ради того, чтобы в столовой было хорошее питание, приходится попотеть. Какие там опыты, гербарии? Полоть, поливать, убирать…
– Да напрасно вы так жалеючи, – развеяли мое сомнение педагоги интерната. – Мы же рядом с ними работаем, одной семьей.
Да я сама по тем стенам поняла, что ребятам интересно работать. По принуждению творить не получится. А потом я увидела личные грядки. Оказывается, каждый воспитанник может на своем клочке земли вырастить что душа пожелает.
Нет, таким искусным земледельцам труд не в тягость. Участок для них – это “мое собственное могу”, с которого и начинается вера в свои силы, в то, что жизнь можно сделать самому.
Разве можно этому учебному заведению обходиться без земли? Ответ прост. Но ведь есть интернаты, где голодают дети, и земля у них не родит, и все хозяйство развалено. И опять в который раз приходится уповать на энтузиазм и самоотверженность взрослых. В ярцевском интернате есть директор, любящий детей, заведующая хозяйством – добытчица, учителя и воспитатели – трудяги… Держат на своих плечах все хозяйство, и помощи, судя по всему, им ждать неоткуда. Шефы остались в прошлом, попечительские советы – в будущем. А сегодня?
Были шефы – стали партнеры
Пригорская школа известна своими успехами далеко за пределами Смоленской области. Неоднократно побеждала в различных смотрах. Сюда то и дело едут делегации. Удивляются приезжие материально-технической базе. Есть комбинированные мастерские, художественные мастерские, вышивальные, изостудия, кабинеты пчеловодства, машиноведения, теплицы, пасека… Даже свой гончарный цех завели, где возрождают ребята смоленскую глиняную игрушку. Недаром рядом находится знаменитое Талашкино. Традиции Тенишевской школы, в которой обучали ребят народным ремеслам, продолжаются. Еще ребята обрабатывают 45 гектаров земли, взяли ее в аренду. Долго можно перечислять заслуги и достижения этого коллектива, возглавляет который отличник народного просвещения Валерий Павлович Понизовцев. У директора два образования – педагогическое и экономическое. Во многом благодаря его хозяйственной сметке, деловитости удалось в рамках обычной школы создать процветающее мини-хозяйство. На мой взгляд, Пригорская школа – это учебное заведение ХХI века.
Но я хочу сказать о другом. Рядом со школой находится птицефабрика. Работает на ней около тысячи человек (в школе более 600 ребят). Устроиться на фабрику непросто, есть даже очередь. Зарплату платят вовремя, передовые технологии внедряют, для сотрудников существует масса всяких льгот. Попадешь сюда работать – будешь как за каменной стеной. Директор птицефабрики Юрий Данилович Скабаро из тех настоящих руководителей, которые уверены в сегодняшнем дне и точно прогнозируют будущий. И этот крепкий хозяин школьные заботы среди прочих многочисленных не отодвигает на задний план. Так уж здесь заведено. Примечательно, что каждый год лучшие 15 учеников Пригорской школы получают премии имени Героя Соцтруда Шкурлова – предшественника нынешнего директора. Премия составляет тысячу рублей. Привязанность к школе нынешнего директора объясняется просто. За два последних года коллектив фабрики обновился почти наполовину. Люди с таким трудом устраиваются, просятся даже из Смоленска, потом их бесплатно возит автобус. Но почему-то уходят. Или, вернее, с ними расстаются. Причина – разучились трудиться, не хотят работать.
– Я не приемлю, не могу терпеть, – заявляет директор Скабаро, – когда человек говорит, я получаю столько-то. Мне близок тот, кто говорит я зарабатываю. Вот это справедливо. Получать можно и ни за что, а заработать надо трудом.
В Пригорской школе дети зарабатывают. Вот почему для выпускников горит “зеленый свет”, если они пожелают устроиться на фабрику. Раньше в Пригорской школе 80 процентов заработанных денег шло на спецсчет. А теперь всего 20 процентов поступает туда, остальное на зарплату. Так распорядился совет школы. Директор Валерий Павлович Понизовцев подтвердил: “Все верно. Меня упрекают, что я большие деньги ребятам плачу. А я считаю, что они их заработали. Вы бы видели, как маленького человечка распирает от гордости, когда он расписывается в ведомости и несет домой честно заработанные 400-600 рублей. А на нужды школы ребята всегда дадут деньги. Но свои, заработанные. Любовь к общему можно привить только через свое, а не наоборот”.
Ежегодно на Смоленщине проходит Смотр учебно-опытных участков и школьных подсобных хозяйств. Проводят его Комитет по образованию и областная Станция юных натуралистов (руководитель Виктор Денисович Ивин). О работе последней много доброго можно сказать. Но отмечу ее главную роль как организатора и координатора деятельности всех школьных участков. Семинары руководителей хозяйств, учителей биологии, обмен передовым опытом, знакомство с новыми технологиями в области сельского хозяйства – вот неполный перечень дел, которыми занимается областная станция. Еще одно. Губернатор области Александр Дмитриевич Прохоров на первом же сборе глав районных администраций поставил задачу – оказывать всяческую поддержку пришкольным участкам, подсобным хозяйствам. И это не просто слова.
Недавно сельхозуправление области выделило пять новеньких колесных тракторов в районы. Они предназначены именно для школ. Уже известны адреса двух – Дуровская и Пригорская. Вот будет праздник у ребят!
Надежда ТУМОВА
Смоленская область
Самоучитель
Как войти дважды в одну и ту же реку
Время быстротечно, и вот уже 45 лет прошло с той памятной весны, когда поля колхоза имени Сталина (ныне колхоз “Россия”) Новоалександровского района огласили голоса юношей и девушек Григорополисской средней школы. Именно тогда, в апреле 1954 года, по специально разработанному плану началась организованная работа, чередующая учебу в школе и труд в ученической бригаде. Директор школы Григорий Алексеевич Ладыгин и учитель биологии Геннадий Семенович Данилов при поддержке председателя колхоза Николая Федоровича Лыскина стали родоначальниками детского трудового движения. Есть что вспомнить. Проведено 30 слетов ученических производственных бригад, более 4 тысяч учащихся школ были участниками Выставки достижений народного хозяйства СССР, 357 из них награждены медалью “Юный участник ВДНХ”, 180 бригад были награждены дипломами ВДНХ.
В 1990 году в крае насчитывалось 376 бригад, пестовали ребят около 3 тысяч специалистов-наставников. За это время школу трудовой закалки в бригадах прошли 800 тысяч детей.
Казалось бы, что замечательному движению не угрожают никакие невзгоды. Однако начиная с 1990 и по 1996 год, то есть в послереформенный период, большинство ученических производственных бригад края прекратили свое существование. И весь трагизм этого этапа заключается даже не в том, что были “заброшены” бригады, а в том, что была практически перечеркнута золотая страница нашей региональной педагогики, и, самое главное, жизнь большинства сельских детей стала бесплодной и бесперспективной.
В этот период уцелели только 49 ученических бригад. Несомненно, велика заслуга энтузиастов (в полном смысле этого слова) своего дела – директоров школ, педагогов, руководителей районов и хозяйств.
Теперь ясно, что ученическая бригада – это важнейшее средство воспитания у школьников самосознания труженика, созидателя, а не потребителя. Школьники включаются в систему трудовых отношений наравне со взрослыми. По инициативе губернатора Ставрополья А.Черногорова в 1998 году было принято Постановление # 547 “О возрождении ученических производственных бригад Ставропольского края” и распоряжение правительства Ставропольского края # 101-рп “О проведении краевого слета ученических производственных бригад”, которые направлены на возрождение ученических производственных бригад, на укрепление их материально-технической базы. Утверждены “Положение об ученической производственной бригаде (трудовом объединении школьников) Ставропольского края”, “Положение о краевом слете ученических производственных бригад”, а также перечень базовых районных ученических бригад и закрепленных за ними сельскохозяйственных предприятий агропромышленного комплекса края.
Руководители органов управления образованием и сельскохозяйственных предприятий агропромышленного комплекса вынуждены были серьезно заняться проблемой трудовой занятости сельских ребят, особенно в летний период. Были заключены договора о совместной обработке земли, сборе урожая и реализации выращенной и произведенной продукции, выделены земельные наделы, необходимый инвентарь. Успешно заработали школьные бригады в Апанасенковском, Александровском, Новоселицком, Арзгирском, Благодарненском, Предгорном, Петровском и Шпаковском районах.
В 1998 году в крае уже работала 61 ученическая производственная бригада.
Прибыль по бригадам составила 1058 тыс.руб., что на 208% выше, чем в 1997 году. Это немалый вклад в экономику края.
В апреле этого года в Ставрополе состоялось торжественное заседание, посвященное 45-летию ученических производственных бригад. На праздник съехались сотни девчонок и мальчишек – члены ученических производственных бригад. Были подведены итоги Смотра-конкурса деятельности ученических бригад, состоялось награждение победителей и их наставников.
А в конце июня в станице Григорополисской Новоалександровского района, на полях того же колхоза, где впервые зародилось бригадное движение, после многолетнего перерыва прошел XXXI краевой слет ученических производственных бригад. Юные животноводы, операторы машинного доения, лесоводы, экологи, бригадиры, пахари демонстрировали свои умения. В слете приняли участие 26 команд из всех сельских районов края.
Алексей КИЛЬПА,
начальник отдела Минобразования
Ставропольского края,
Ольга КОБЗЕВА,
ведущий специалист отдела
Комментарии