Мнение
Куда поселить уборщицу?
Мафия, связи, сомнительные деньги… Кажется, что-то очень далекое от мирной, безобидной школы, скромного учительства, детей и их родителей. Мы привыкли так думать, бесконечно доверяя всем по старой привычке. А что может быть противозаконного в школе, у которой в чем душа теплится? Осталась она одна-одинешенька в диких рыночных условиях нашей России. Тем временем другие отрасли народного хозяйства давно стали понемножку приспосабливаться: кто в конверсию подался, кто продавать-перепродавать. Способов достаточно и законных, и не очень. Образованию продавать вроде бы нечего, а покупать не на что. Но жить как-то надо: растить светлые умы с помощью современного оборудования и высококвалифицированных учителей. А с кого может взять школа на эти богатства? В первую очередь со своих же – с родителей.
За что же они платят? Многие из них выкладывают “кровные” по привычке: собирают деньги в школе – значит надо, на плохое собирать не будут. Другие – чтобы их чадо было не хуже одноклассников. Мотивировок много, и отказывают папы и мамы редко. Только из-за полного безденежья. Выяснять, законен ли сбор денег, никто не пытается. Кому-то лень, кому-то не хочется ребенка ставить в неловкое положение. В общем, получается, дать на школу – чуть ли не святое дело. Между тем сборы-поборы с каждым годом незаметно увеличиваются. Вспомните, начиналось все с ежегодного “на ремонт”.
Давайте попробуем совершить воображаемую экскурсию по сегодняшней самой обыкновенной школе. Итак, переступаем порог. В фойе нас теперь встречает, как в каком-нибудь учреждении государственной важности, охранник. У современных ребятишек проказы совсем нешуточные, поэтому приходится следить, чтобы на наших учеников не “наехали” оболтусы из соседней школы или чтобы свои же чего-нибудь не подожгли. Родители воспитали таких деток? Будьте добры, заплатите современному швейцару, чтобы он защищал их друг от друга.
А вот машет тряпкой уборщица в домашнем халате. В домашнем, потому что она, несчастная, у себя дома. Там, где должен находиться один из школьных туалетов, теперь жилая комната. Это единственное, чем смогли заманить ее на неприбыльное место. Но сил у нее хватает все равно на одни коридоры, в классах по-прежнему моют дети. Видимо, чтобы закрыть вакансии уборщиц, получающих мизер, надо заселить ими всю школу.
Заглянем и в кабинет директора. Здесь обстановка побогаче. Может быть, стоит телевизор или видеомагнитофон. Как правило, все это подарки благодарных выпускников. Часто эта техника используется на уроках. Вот и получается, что “бесплатное” образование давно уже существенно финансируется не государством, а огромной армией родителей. Они покупают учебники, ремонтируют классы, достают новую мебель, оснащают школу технически. В общем, помогают кто чем может. У кого-то всегда находятся связи и возможности, хотя бы минимальные. Но даже этой своеобразной благотворительной помощи все равно не хватает. Администрация школы сегодня должна уметь вертеться, быстро реагировать на спрос подопечных, рождая предложения.
В школьном расписании появилось немало платных образовательных услуг. Рядовой родитель не отличит, что здесь законно, а что нет. Слишком много нюансов. Например, на оплату претендует обучение иностранным языкам и информатике сверх положенных часов. Адаптация детей к школе также должна оплачиваться. На здоровье детей тоже можно заработать, например, научив плавать или открыв группы по укреплению здоровья. Часто школа играет на самолюбии родителей: “Соседский Петя ходит на курсы английского, а мой Вася чем хуже?” Конечно, это дело школы, на чем она играет, главное, чтобы свои права на бесплатные и платные услуги знали ученики и их родители. Сегодня это не в интересах школы, которая пускает заработанные деньги не в какой-нибудь финансовый оборот, а на себя же, на поддержание нормального учебного процесса или очень редко – на его улучшение. Получается своеобразная рыночная модель в рамках госшколы.
Но если заработанные самостоятельно средства школа расходует на себя, то средства, предназначенные для нее “сверху”, не всегда попадают по адресу. Выплата зарплаты учителям часто откладывается: то всеобщие забастовки мешают, то стихийные бедствия. Учительскими деньгами затыкают финансовые прорехи. Никто из чиновников в этом, конечно, не сознается, поэтому остается только догадываться о неисповедимых дорогах этих финансовых отчислений.
Ольга СЛЕПЦОВА
Якутск
Теневая экономика образования
Экономика тяжело больна. Она даже поменяла цвет. Потемнела настолько, что стала теневой. Попало в теневую ловушку и образование. Это только по Конституции оно бесплатное. На деле воз финансирования давно уже тянут родители. А государство делает вид, что поборов на ремонт, мебель, компьютерную технику, учебники и многое другое не существует. Школу кормят не крохи бюджетного пирога, а нелегальные родительские и спонсорские денежки,
налоги с которых, естественно, до госкармана не доходят. Образование вынуждено жить вне закона.
Специалисты полагают, что обеспечить стабильность экономики возможно, достигнув “магического четырехугольника”. Его составляющие – устойчивость цен, высокая степень занятости и внешнеэкономическая сбалансированность при постоянном и соразмерном экономическом росте. Похоже, России до этой геометрической фигуры еще далеко.
Разрешено
Вводить платные дополнительные образовательные услуги: изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы; репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения; различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышению квалификации; создание различных студий, групп, школ, факультативов, предмет обучения в которых выходит за рамки образовательных стандартов; создание групп для детей с отклонениями в развитии; по адаптации детей к условиям школьной жизни (если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение); создание секций по укреплению здоровья.
Запрещено
Привлекать родительские средства на: снижение наполняемости классов; деление на подгруппы против установленных норм; сдачу экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях.
Вне порядка не воспитать порядочного человека,
– считает Татьяна Клячко, директор Центра образовательной политики Высшей школы экономики
-Татьяна Львовна, теневая экономика в последнее время расширяет границы в разных областях, в том числе и в образовании. Как вы думаете, с чем это связано?
– Я бы назвала по крайней мере три основные причины: уменьшение бюджетных ассигнований на образование, вольное отношение к законодательству, неотлаженный организационно-экономический механизм. И еще одно. Все происходящее, похоже, кому-то выгодно.
Теневая экономика в школе в большинстве случаев связана не с тем,что люди ловчат. Она – следствие обнищания образовательных учреждений. Жизнь показывает, что, если не проигнорируешь закон, дело не сделаешь. Вот и начинается неформальная экономика. Директор, который использует “незаконные” деньги, не может поделиться с коллегами “всеми своими замыслами и победами”. Школьный бюджет становится непрозрачным. Это порождает, с одной стороны, возможность махинаций, а с другой – нездоровые отношения в коллективе. И все-таки я бы говорила об этих процессах осторожно. Директора часто включаются в теневую экономику, руководствуясь благими побуждениями. Но любое отступление даже от не очень хороших законов, как правило, ставит людей на зыбкую почву. Нерегламентированность отношений и введение их в практику, таким образом, не только сильно деформируют климат внутри коллектива, но и нарушают доверие детей и родителей к школе.
Выход из этой ситуации – юридическая и финансовая самостоятельность. Она позволит превратить образовательные учреждения в автономные субъекты финансово-хозяйственной деятельности в рамках, установленных законом. У школ появятся стимулы к более эффективному использованию средств, в том числе экономии неоправданных потерь на хозяйственных расходах. Расширяется и возможность привлекать внебюджетные средства.Возможно также создание благотворительных независимых фондов поддержки школ. Использование внесенных на счет такого фонда средств могли бы контролировать родители.
Некоторые опробовали практику введения попечительских советов при школе. В них входят представители администрации, родители, спонсоры. Наличие авторитетных попечителей, с одной стороны, способно привлечь в образовательное учреждение дополнительные средства. А с другой – члены попечительского совета будут внимательно следить за использованием денег.
– Положим, у школы появился расчетный счет. Родители внесли деньги на покупку учебников, но их списали на коммунальные платежи. Кто же даст деньги в следующий раз?
– К сожалению, подобное встречается. Именно такие случаи заставляют систему образования уходить в тень.Когда готовилась реформа образования, мы планировали, что если вуз, например, сдает площади в аренду, то это должно делаться открыто, контролируемо. Помещения сдаются по определенным ставкам, а вырученные деньги приравниваются к бюджетным и налогами не облагаются.Средства поступают в тот же вуз и используются на нужды учебного процесса.Однако был принят закон о бюджете,и теперь согласно 105-й статье все средства от аренды должны перечисляться в бюджет, вузу ничего не остается. Получается, что честным быть невыгодно…
– Общая экономическая ситуация в стране сложная. Подписан указ о режиме всеобщей экономии. Трудное положение усугубил и недавний финансовый кризис. Все это означает сокращение государственных расходов, в том числе и на образование. Может ли центр обязать регионы использовать трансферты строго по назначению, чтобы учительские деньги недоставались кому-либо еще?
– Трансферты, направленные из центра, используются подчас вольно. Где горит, там и тушат. Конкретизировать трансферт, т. е. обозначить, какое количество средств на что предназначено, трудно. Это будет нарушать принцип принятых межбюджетных отношений между Федерацией и регионом. По логике вещей, Федерация не имеет права вмешиваться в компетенцию регионов. Ведь мы добиваемся финансовой самостоятельности образовательного учреждения. Но тогда возникает противоречие: почему мы доверяем расходование денег школам и не доверяем региону? Почему директор школы точно знает, как распорядиться деньгами, а губернатор нет? Возможный выход – усиленный контроль использования финансовых средств как на уровне школ, так и на уровне регионов. Нужно менять подходы. Политика постоянного затыкания дыр, как мы убедились, оборачивается ситуацией всеобщего беспорядка и недоверия. Законы, мягко говоря, игнорируются. Как в этих условиях воспитать законопослушных и порядочных людей?
Чтобы заработала не теневая, а законная экономика, нужно стабильное общество. И сейчас хорошо бы консолидироваться и тратить с толком имеющиеся средства, а не стараться выпрыгнуть из кризиса поодиночке. Ну и, конечно, нужно просто добросовестно работать. У нас есть шансы на лучшую жизнь и на лучшее образование наших детей. Их надо использовать. А для этого правительство должно выстроить организационно-экономические механизмы, при которых порядок будет выгоден.
Ольга Кутасова
Голубь – сиротская пища
Конкурировать с “непрозрачным” бюджетом могут только внебюджетные фонды
“Ищите деньги в своем регионе” – таков любимый ответ Москвы на большинство претензий российских бюджетников. Некоторые действительно пытаются искать. Как, например, Л.А.Нелюбова – председатель горкома профсоюза работников образования Борисоглебска, одного из самых крупных провинциальных городков Воронежской области. Ее переписка с Минтрудом, Госдумой, Минфином, а заодно и с местной администрацией выглядит солидно. Ищут ни много ни мало 252,7 млн.руб. (на 1.03.98) на детские пособия. Министерство финансов РФ утверждает, что средства из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в Воронежскую область выделялись в течение 97-го и первого квартала 98-го годов. А распределяет их уже сама область “в соответствии с мероприятиями, предусмотренными в их бюджетах”. Видимо, детские пособия юным жителям Борисоглебска предусмотрены не были.
Вообще отыскать федеральные трансферты с каждым годом все труднее. Примерно до середины прошлого года перечисления сопровождались телеграммами из Минфина. Там указывались сумма и цель трансферта. Сейчас телеграмм нет, поэтому все претензии к областному финуправлению выглядят необоснованно. Нет денет, и все тут. Попробуй проверь, если для рассекречивания любой цифры необходимо “добро” первого вице-губернатора.
Конкурировать по “непрозрачности” с бюджетом могут только внебюджетные фонды. Предприниматели с большей охотой пополняют “внебюджетку” школ и детсадов, где обучаются их детишки.
Если сравнивать сельские и городские учреждения образования, то у последних внебюджетные фонды побогаче. Главные “капиталисты” – элитные воронежские школы. У них на внебюджетных счетах скапливается примерно до 10 процентов от средств, выделяемых по бюджету. Правда, таких школ едва наберется десяток. В остальных – проценты меньше: до 5 по области. Элитные школы, кроме того, имеют приличные спецсчета, на которые поступают деньги за платные услуги. По доходам спецсчетов школы отчитываются в налоговой инспекции. Но если средства направляются на развитие учебного процесса, налоги не платят. В таких случаях понятие “развитие учебного процесса” значительно расширяется…
Из чего складываются суммы упомянутых выше внебюджетных фондов? Из сэкономленных, из спонсорских, из заработанных школьниками, ну и, конечно, из средств, полученных от сдачи в аренду школьных помещений и инвентаря. Аренда – надежда реформаторов образования – чаще встречается в городе и большинством школьных директоров не приветствуется. Во-первых, потому, что почти половина воронежских школьников занимается во вторую смену (катастрофически не хватает помещений), а во-вторых, в школьный карман попадает меньше 18 процентов арендной платы. Остальным “кормятся” комитеты по имуществу. Потому в области аренда помещений образовательных учреждений скорее исключение, чем правило.
Более популярны, особенно в школах-интернатах и профучилищах, доходы с полей и ферм учебных хозяйств и от мастерских. В прошлом году интернаты на этом заработали в старом исчислении 1,4 млрд.руб., а ПУ – около 8 млрд. Куда пошли эти деньги? На ремонт, питание школьников и закупку немногочисленного оборудования. А профучилища, которым на коммунальные расходы в прошлом году не было перечислено из федерального бюджета ни рубля, в буквальном смысле сожгли в печке заработанные ребячьим трудом денежки: закупали на них уголь и отапливали помещения…
В своей “заботе” о детях местные власти вполне могут соперничать с федеральными. Вызнав, что интернаты заработали 1,4 млрд., их финансирование в этом году урезали ровно на эту сумму. Кстати, в прошлом году страницы всех местных газет обошел грустный рассказ о том, как мальчик-сирота из интерната ловил и жарил голубей – есть-то хочется, а кормят не досыта…
Где же выход? Как разобраться с этой двойной экономикой? Прежде всего наладить контроль за распределением средств как на федеральном, так и на местном уровнях. И второе: министерство должно наконец разработать нормативы финансирования учебных заведений с учетом всех типов школ и их финансовых возможностей. А пока этого нет, будут и голодные дети, жующие голубей, и прокручиваемые втихую деньги, предназначенные сфере образования.
Кстати, воронежские учителя сегодня ждут не дождутся 50 процентов от суммы отпускных, обещанных регионам из федерального бюджета. Хорошо бы телеграммку дать, когда они в область поступят. Чтобы было с чем идти в финуправление.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Статфакт
В мае в дотационные регионы России были направлены плановые трансферты на сумму 1 млрд.719 млн.
Они предназначались для социальной сферы, в том числе и на зарплату учителям. Но трансферты по-прежнему остаются “неокрашенными”. И вопрос – сколько денег выплатить педагогам – решает каждый регион самостоятельно.
В июне в регионы отправляют 4 млрд. руб. на отпускные работникам образования.
С легким паром, министерство
Чиновники в Карелии разбазарили отпущенные на образование миллионы
18 ноября прошлого года по представлению прокурора Карелии Владимира Богданова было возбуждено уголовное дело в отношении Министерства образования республики. Спустя полгода – 18 мая – расследование по основным эпизодам завершилось. Что же это за “эпизоды”, поражающие своей циничностью в наши дни, когда учителям и детям не до жиру – быть бы живу?
Эпизод первый.
Себе, любимым…
Было это на моих глазах. Заместитель главного бухгалтера министерства Марина Юрьевна Чехонина в ответ на робкую просьбу очередного посетителя оплатить счет разгневалась: “Вы о чем?! У нас дети в интернатах голодают!”
Сущая правда. Тогда, года два назад, из Олонца сообщали, что у детей на столах порой нет даже хлеба. Немногим лучше было и в других детдомах и интернатах Карелии, местная пресса об этом говорила постоянно. Так что возмущение Марины Юрьевны подействовало, и пристыженный проситель удалился с неоплаченным счетом. Откуда ему было знать, что в это же время закупалась роскошная офисная мебель, в том числе и для бухгалтерии министерства. О том, как радеющая за голодных детей Марина Юрьевна оформляла предоплату за мебель частному предпринимателю, переплачивая в 2-3 раза. Акт ревизии показал, что за стулья, каждый из которых можно было приобрести за 440 тысяч рублей, платили по 2,2 миллиона, за стол стоимостью 1,6 миллиона выкладывали 3,7 миллиона, за каждый шкаф переплатили почти 2 миллиона и так далее. И с таким размахом с ноября 1995 года по октябрь 97-го закупили мебель на 218 миллионов рублей, переплатив, согласно акту ревизии, 118 миллионов! Документы об оплате подписывали министр Г.Геккин и его заместитель Г.Карапетов.
Помещение бухгалтерии министерства хорошело на глазах.
Эпизод второй.
Госсобственность по дешевке
Учебный корпус одного из городских СПТУ несколько лет назад был продан коммерческой организации всего за 18 миллионов рублей – причем без аукциона и торгов. Продавало здание не само министерство, а объединение “Учпрофстрой”, но с разрешения министра Геккина. Хотя по закону продавцом мог быть лишь Фонд имущества или назначенный им представитель.
ТОО “Гаяк”, заполучившее по дешевке госсобственность, более четырех лет использовало ее для сдачи в аренду и в других коммерческих целях. Лишь по иску прокурора Карелии Высший арбитражный суд республики 19 января нынешнего года признал недействительным решение о купле-продаже и обязал “каждую из сторон сделки возвратить другой стороне все полученное по ней в натуре”.
Этот эпизод прокуратура квалифицировала как “факт бесхозяйственности при использовании бюджетных средств, как факт нерационального управления государственным имуществом, сращивания интересов государственных предприятий с интересами коммерческих структур”.
Эпизод третий.
Перевоспитание трудных
350 миллионов рублей попросило у правительства Карелии Министерство образования в октябре 94-го – для выкупа 70 процентов имущества животноводческого комплекса ТОО “Спика” (кстати, одним из соучредителей этой фирмы был упоминавшийся в предыдущем эпизоде “Гаяк”. – Н.М.). Для чего вдруг понадобилась свиноферма? Оказывается, для трудового воспитания юных правонарушителей из 8-й спецшколы, или, как сказано в письме министерства, “для коррекции поведения подростков в условиях сельскохозяйственного труда”.
Но денег тогда не дали, не помогла даже ссылка на программу “Дети Карелии”. Министерство предприняло еще несколько попыток рассчитаться с “Гаяком”. И вот наконец в июне 1996 года правительство приняло постановление, один из пунктов которого – очевидно, по предложению самого министерства – звучит так: “Расходы в сумме 270 миллионов рублей по приобретению доли в уставном капитале ТОО “Спика” произвести в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете по отрасли “Образование” на проведение капитального ремонта”. И это в то время, когда рушились кровли многих школ Карелии!
Чем же закончилась история со свинофермой? Облагородил ли труд хоть одного правонарушителя? До этого дело так и не дошло и не могло дойти: санитарные правила не позволяют детям работать в свинарнике.
КРУ Минфина Российской Федерации по Республике Карелия установило, что приобретение свинооткормочного комплекса обошлось бюджету Карелии в 277 миллионов 311 тысяч 226 рублей.
Эпизод четвертый.
С заботой об учителях
Здесь вновь возникает уже знакомый нам “Гаяк”. Можно лишь догадываться, почему именно к этой фирме так прикипело Министерство образования Карелии. Почему именно у нее оно приобрело сауну. После ремонта, влетевшего в копеечку, ее назвали оздоровительным центром, на содержание которого израсходовали около 60 миллионов рублей. По всем бумагам сауна предназначалась для учителей из районов, приезжающих на курсы института повышения квалификации работников образования. Я видела журнал регистрации посетителей. Сауну действительно посещали учителя-“курсанты”, но большинство посетителей – другие делегации. Не в этом ли настоящая причина столь трогательной заботы об учителях из районов?
“Мы без работы не останемся”, – сказал мне следователь по особо важным делам Прокуратуры РК Петр Клемешев, занимавшийся этим делом. Слишком много еще чиновников, прикрываясь заученными фразами о “бедных детишках” и “голодных учителях”, меньше всего думают о них и руководствуются чем угодно, но только не государственными интересами, на страже которых призваны стоять.
Петр Клемешев сообщил также, что в суд дело передано не будет: оказывается, в новом Уголовном кодексе нет даже такого понятия, как “бесхозяйственность”. В общем, строим правовое государство…
Наталья МЕШКОВА
Петрозаводск
От редакции. Недавно в Карелии сменилась исполнительная власть. Новый глава администрации Сергей Катанандов с 1 июня с.г. отправил Геннадия Геккина, министра образования республики, в отставку. Перемещения эти не связаны с фактами, изложенными в статье. Они – следствие новой политической “моды” – первые лица в территориях формируют “команды”, руководствуясь не профессионализмом чиновников, а их идеологическими пристрастиями… Но это – тема другого разговора, и к ней мы обязательно вернемся в наших следующих публикациях.
Мнение
Каждый
платит столько, сколько может
В Самарской области все учреждения дошкольного, общего, начального и достаточно значительная часть среднего профессионального образования финансируются из регионального бюджета. Из местного муниципального финансируются сегодня только коммунальные услуги. Исключение – пять крупных городов: Тольятти, Жигулевск, Новокуйбышевск, Сызрань и Самара. Там образовательные учреждения полностью содержит муниципальный местный бюджет.
Из федерального бюджета Самарская область денег на систему образования не получает. Были только разовые ситуации. Например, дважды за последние 5 лет выделялись деньги на строительство нескольких объектов, оплачивались 10 путевок в лагерь “Орленок”.
Постановлением губернатора области утверждена схема нормативного финансирования системы образования. В ней подробно и конкретно показано, как нужно распоряжаться “образовательными” деньгами. Централизация средств муниципальных бюджетов и контроль в лице Главного управления образования дали возможность управлять денежным потоком. Средства идут по назначению, а не на культуру, здравоохранение и коммунальные расходы этих учреждений. Однако нерациональное использование средств все же встречается.
Лет пять назад, когда стала развиваться сфера платных образовательных услуг, разрешенных российским законодательством, возникло много проблем. Какую услугу считать платной, а какую – бесплатной? Это сложно определить в отсутствие строго заданных нормативов образовательных стандартов. Например, платная услуга как углубление по предмету недопустима. Неприемлемы в соответствии с инструктивным письмом министерства и дополнительные платные услуги организационного, а не образовательного характера. Главное управление образования области конкретизировало перечень услуг, которые можно считать дополнительными. Теперь каждому образовательному учреждению выдается приложение к лицензии с перечнем платных услуг, которые оно правомочно осуществлять. Родители могут с ним ознакомиться. Таким образом, выстраивается система контроля снизу и сверху.
Многие родители оказывают добровольную финансовую помощь школе. Эти деньги поступают в попечительские советы. Однако сборы в фонды попечительских советов не являются обязательными. Каждый вносит столько, сколько сможет. А попечительский совет раз в год отчитывается перед родительской общественностью, на что потрачены деньги.
Еще одна статья возможных доходов для школы – сдача в аренду помещений. Однако делать это им невыгодно, т.к. большую часть денег из полученной суммы приходится отдавать собственнику имущества. Пытаясь найти выход, многие заключают договоры о сотрудничестве с различными организациями, которые какими-либо услугами расплачиваются с образовательными учреждениями за использование площадей. В основном руководители школ – люди добросовестные. Они добывают деньги, дабы их школы могли выжить и нормально работать. Но иногда, к сожалению, встречаются случаи финансовых нарушений. Например, ряд проверок в системе начального профессионального образования выявил факты неправомерного использования средств. Директора этих учреждений были сняты с должности.
Виктория ПРУДНИКОВА, заместитель начальника
ГУО Самарской области
Анонс
Редкий родитель не вложил инвестиции в теневую экономику образования, не профинансировал “бесплатное” поступление своего ребенка в вуз… Репетиторство – тема темная. Ее освещение – в следующем номере “УГ”.
Комментарии