Ностальгия по конкурсу “Учитель года России” – досконально изученное заболевание. Начинается на следующий день после закрытия. Длится ровно год. Характеризуется осложнениями – когда “Учительская газета” публикует лучшие уроки и “разбирает по косточкам” все девять номинаций. Впрочем, в этом
специальном выпуске “Методической кухни” и “Темы” – не одни приятные воспоминания. Запаситесь ручками и бумагой – подмеченное нашими журналистами может пригодиться тем, кто уже сейчас надеется стать финалистом конкурса “Учитель года-2000”. Читайте конкурсные материалы на страницах 10-20.
Рецепт приготовления финалиста
Уроки в московских школах и каверзные вопросы лучших в стране ученых и педагогов, которые входят в жюри конкурса, – это только видимая часть айсберга “Учитель года”. Но еще до финала конкурсанты проходят немало испытаний. Каких? Это зависит от региона. Слово – участникам конкурса и их сопровождающим.
Марина Перунова, учитель физики 1-й гимназии Оренбурга: “Мне было сложно участвовать в городском, областном этапах конкурса, потому что я не люблю такие мероприятия. Не люблю соревноваться, страшно теряюсь. Но директор школы, где я училась и где сейчас работаю, попросил меня. Поверил – я что-то могу. Никакой помощи – ни методической, ни консультативной – не было. Я абсолютно честно, ответственно говорю: каждая точка, буква – это только мое. Я просто не понимаю: неужели может быть иначе?
И на городском, и на областном этапе у меня были городские классы. Один – гимназический, второй – лицейский. Примерно одинаковые по уровню подготовки ребята. И мировоззренчески примерно одного уровня. Я особой разницы не чувствовала. Московские ученики другие. Наши более закомплексованные. Оттого, что не хотели подвести, лишний раз боялись что-либо сказать. Но меня больше устраивает, когда дети говорят с ошибками. Более того, когда ребята отвечают неправильно, они в конечном итоге через серию ошибок доходят до правильного группового ответа. Это гораздо полезнее, чем готовое решение “с налета”.
Софья Цагадаева, заместитель директора по научно-методической работе школы-комплекса #9, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия: “Для нашей финалистки Людмилы Алексеевой участие в конкурсе – это результат работы нескольких лет. Людмила Батоевна считает, что это не ее победа на региональном конкурсе, а победа системы развивающего обучения. Когда в школе произошел переход на эту систему, то и учителя стали развиваться вместе со школой. Сначала у нас составляется концепция школы, затем – концепция развития по образовательным областям. А затем уже отдельные учителя составляют концепцию преподавания своего предмета и свою собственную педагогическую концепцию. Выстраивается система действий на ряд лет. Годы последовательной работы привели к тому, что учитель готов был защищать свой уровень на школьном конкурсе педагогического мастерства, потом – на городском. И вот – участие во всероссийском”.
Наталья Ивенкова, методист Смоленского областного института усовершенствования учителей: “В этом году у нас такой конкурсант, что моя главная задача как методиста – не помешать. Стараюсь не давать ненужных наставлений. В документах, направленных на финал, я сохранила авторство Павла Рыбкина, чтобы люди, которые будут их рассматривать, почувствовали его индивидуальность. Да, мы помогали Павлу – подбирали литературу, искали что-то новое в методике. Обсуждали, спорили. Нам помогло то, что в прошлом году наш человек вошел в “пятнашку”, она щедро поделилась своими замечаниями”.
Азгери Шадов, директор экспериментального учебно-воспитательного комплекса “Детский сад – школа – лицей” поселка Чегем-1 Кабардино-Балкарской республики: “Чтобы попасть на финал “Учитель года России”, нашей учительнице надо было пройти три этапа. Первый – это школьный конкурс. На школьном этапе участвовали 9 учителей разных предметов. Проводили уроки, представляли педагогическую философию. Затем – районный этап, там построже. Представление разработок, философии, уроки и шоу, педагогическое представление. Шоу готовили всем школьным коллективом, у нас есть профессионал, танцевала в знаменитом ансамбле “Кабардинка”. На республиканском уровне – только урок.
Конечно, конкурсанту нужна помощь. Даже докторскую диссертацию нельзя защищать без оппонента. И у нашей Иры Куршаевой есть команда. Историки, филолог, мой заместитель по художественно-эстетическому воспитанию. Уровень ведь российский, государственный”.
Валентина Ершович, заведующая кафедрой управления Ставропольского института повышения квалификации работников образования (сопровождающая Галины Рогатенковой): “У нас в регионе победитель краевого конкурса получил машину “Жигули”. И, зная об этом, в этом году в районных конкурсах участвовали по 60-80 человек. Район выбирал одного из них. На краевой конкурс приехали действительно отборные кадры. Были солидные педагоги, в возрасте, и даже заслуженный учитель участвовал – не побоялись”.
Cпециальный репортаж
или Да здравствует праздник!
2 октября. Суббота. Прямо с поезда или самолета, едва распаковав вещи в своем номере, учителя спешат выбраться в центр Москвы. Впитывать пропахший бензиновой гарью воздух столицы, замирать перед ценниками в московских магазинах. Кто-то стоит на службе в храме Христа Спасителя. Кто-то впервые выходит на Красную площадь. Учительница музыки из Екатеринбурга Ирина Рудь пленилась старой Москвой: “В первый день мы до ночи гуляли. Сначала поехали на Чистые пруды. Потом решили пройти к Кремлю. Так и представляешь – тут бродил Пушкин. Улочка, перекресток, булыжники. Жаль, что Кремль в лесах”.
3 октября. Воскресенье. Все еще впереди, но сердце уже замирает. Сегодня вечером – хобби-клуб, и многим конкурсантам не до веселья. Ведь на этих представлениях театра одного актера будет жюри! Чем же их поразить? Показом моды “от кутюр” – то бишь от самого себя? Чувственной румбой? Или просто закормить фруктами и напоить вином? Вечером учебный центр совхоза “Московский” оглашается стихами и песнями собственного сочинения. Ошеломленное количеством стихотворцев, жюри тщательно скрывает улыбки. Помогает конкурсантам носить реквизит. Василий Нестеров, Липецкая область, преподаватель английского языка: “Самое яркое впечатление сегодня – от жюри. Очень дружелюбные люди!” Его коллега и конкурентка Галина Рогатенкова из Ставрополя: “Хобби-клуб показывает, что учителя – люди одной крови. Каждый готовил свое выступление, но мы все чем-то схожи. Мы очень рады, что наша номинация оказалась такая дружная”. Вот оно – начало праздника! Праздника общения.
4 октября. Понедельник. Валентина Бодня, директор московской 11-й школы: “Я думаю, для педагогов, которые сейчас собрались в Москве, конкурс – праздник. А для нашей школы – большая работа. Мы должны подготовить все. Оборудование, кабинеты. Нет, детей как-то особо не готовим. Нет смысла. Дети никогда не подводили. Что знают – ответят, сориентируются”. Валентина Григорьевна спешит дальше – узнать, не нужно ли чего. Ее учителя с утра засели обсуждать с гостями-финалистами проблемы методики и технологии. Их даже на интервью не вытянешь, не до того. “Утюг мы добудем, лампу – тоже”, – успокаивает директор разволновавшегося физика, которому не хватает наглядных пособий. С гордостью показывает гостям кабинет информатики с новенькими “Пентиумами”. И опять об учителях: “В этом году мне очень понравились конкурсанты. Они доброжелательные, спокойные. Вообще это люди особые”.
Гости 11-й школы увозят в гостиницу подарки от учителей-хозяев – фотоальбомы. Пора одеваться к открытию. О завтрашних уроках лучше не думать. Хотя, даже сидя на сцене Колонного зала Дома союзов, шепчешь себе под нос: “Ребята, сейчас мы поговорим о жанре эссе…” Но тут выступает мэр Москвы. Надо послушать. Юрий Лужков: “Сейчас, на рубеже веков, мы, взрослые, задаем себе вопрос: а каким будет человек следующего тысячелетия? Актуальнейшим становится воспитание патриотизма, воспитание гражданина. И все это должен делать его величество учитель. Я убежден, что все вместе – и москвичи, и учителя из других регионов – вырастят новый класс нашего общества. Что может быть красивее этой задачи? Ничего!”
5 октября. Вторник. Оптический обман: человек на тебя смотрит, но не видит. Нервы! Те, у кого уроки завтра, все же заставили себя поехать в школы, послушать коллег – интересно же! Наталья Гетманова, учитель русского языка и литературы 17-й школы Петропавловска-Камчатского: “Узнать что-то новенькое – это как сходить в магазин и купить новую вещь”. Польза налицо. И, как ни странно, чувство праздника тоже не уходит. Гетманова: “Праздник для учителя – ощущение важности своего дела. В повседневной жизни бывают моменты, когда тебя дети обидят, их родители, администрация. А конкурс показывает, насколько важна наша профессия. Веришь, что за ней будущее”.
Вечером хочешь не хочешь – приобщайся к светской жизни. Вчера – Дом союзов, сегодня – Белый дом. Пока вице-премьер Валентина Матвиенко решает очередную государственную проблему, можно быстренько сфотографироваться в ее кресле. Или у дверей кабинета президента. “Железная леди”, как кто-то из конкурсантов назвал госпожу Матвиенко, понравилась всем. Нина Москаленко, учитель географии 2-й школы города Калач-на-Дону Волгоградской области: “Валентина Ивановна показала, что ее волнует судьба не только городских, но и сельских учителей. Слушала внимательно, тут же принимала решения. Мы, географы, сказали о том, что очень дорогие учебники. Одна книга – 72 рубля. Обещала помочь”.
6 октября. Среда. Учителя-москвичи поражены обилием наглядного материала, часто самодельного, у провинциальных коллег. Дети волнуются не меньше конкурсантов. Шестиклассник из 25-й школы после урока русского языка: “Было страшновато. Думал, будет какой-то трудный урок. А все оказалось легко”. Вопрос на засыпку – что такое праздник? “Праздник – такой вот учитель”. Мудро! Семиклассники просто сразили своим взрослым заявлением: “Учителя хотят быть лучшими. Мы должны их поддержать”. А восьмиклассники 1260-й школы пообещали сделать домашнее задание, которое им дал биолог из Томска Сергей Шаляпин. В общем, конкурсанты остались довольны “временным контингентом”. А московские педагоги испытали чувство гордости за своих ребят. Ирина Деменкова, учитель русского языка и литературы 25-й школы: “Мне по-новому открылись наши дети”.
7 октября. Четверг. Государственный музей А.С.Пушкина великолепен. Но до красот ли XIX века учителям, которые очень надеются услышать свое имя в списке заветной “пятнашки”? Впрочем, педагог всегда остается романтиком, тем более филолог. Мария Пириева, учитель русского языка и литературы 21-й школы Батайска Ростовской области: “Я вошла в музей, смотрю – вокруг скульптуры Пушкина суета сует. Люди фотографируются, заняты собой. А я посмотрела сбоку и вдруг заметила момент вдохновения в глазах поэта. Оглянулась – какой контраст!”.
Но не только Пушкин вдохновил учителей и утешил выбывших. Мария Комлева, знаменитый директор 199-й московской школы, член Большого жюри, обратилась ко всем конкурсантам с почти поэтическим словом: “У меня нет ощущения того, что я вас раньше не знала. Мы просто давно не виделись. Спасибо вам за то, что вы есть. А слагаемые учительского успеха совершенно простые. Я бы назвала два – высокий профессионализм и безграничная любовь к детям”.
8 октября. Пятница. На лицах 54 счастливчиков, которым больше не надо давать никаких открытых уроков, появилось блаженное выражение. Каникулы! Можно похулиганить во время уроков-импровизаций пятнашки. Вчерашние учителя превратились в умненьких детей. Они слушают педагогов, открыв рот. И только изредка нечаянно “забивают” коллегу знаниями. Праздник продолжается. А, собственно, зачем все это надо отдыхающим? Дмитрий Варюшкин, учитель истории, права и английского языка Ижевской средней школы Рязанской области: “Я хочу помочь тем, кто считается как будто моим соперником. Здесь соперничества нет. И расталкивания локтями здесь нет. Здесь такая атмосфера дружелюбия! И потом, конкурс – это не только свой урок, показ собственного “Я”. Это желание увидеть то, что делают другие, и поучиться на чужих ошибках”.
9 октября. Суббота. Какой-то кошмар! Куда ни глянешь – телевидение. Софиты, улыбки, вопросы. Негде отдышаться. В буфет Учебного центра завезли побольше кофе – здесь по опыту знают, что нужно уставшему конкурсанту. Зато сегодня исполнение мечты – поход в Третьяковку. Эх, жаль, всего два часа в запасе! Наталья Кулагина, учитель физики и астрономии, 11-я школа, Березники, Пермская область: “Я была в первый раз. Раньше видела эти картины только в журналах и книгах. Совершенно другое впечатление. Никогда не думала, что картина “Три богатыря” до такой степени огромна!”.
11 октября. Понедельник. Вечер. “Хрустальные пеликаны” вручены. Пустеет Государственный концертный зал “Россия”. Автобусы везут конкурсантов “домой”, в совхоз “Московский”. Только на этот раз не отдыхать. В последнюю ночь конкурса, как и в выпускную, никто не спит. Последний танец, последняя песня под гитару, последний шанс записать адреса новых друзей. Книжечки с информацией о конкурсе превратились в “альбомы уездных барышень”. Благо, на страничках с фотографиями и краткими биографиями конкурсантов как раз остается место для лаконичной записки на долгую память. Утро расставания будет грустным. Но вместе с тем – полным надежд. Праздник 2000 года – впереди. Одиннадцатый конкурс “Учитель года России”.
Оксана Родионова
О молодости, чести и любви к детям
Работать на конкурсе – удовольствие, ни с чем не сравнимое. Какое разнообразие лиц, характеров, судеб! Своих собеседников я не выбирала по анкетным данным. Мои герои – люди, с которыми мне было просто интересно общаться.
Моцарт в казарме
Каждый учитель любит свою школу. А если в вашем учебном заведении нет воды, ребята учатся в три смены, а добираться до него приходится два километра пешком? Трудная любовь получается… Школ в селе Средние Ачалуки Республики Ингушетия две, и обе нетиповые. Бывшая казарма и бывшая амбулатория. Помещением, где когда-то квартировали военные, теперь владеет Ахмед ЭСМУРЗИЕВ. Он нежно любит свою школу, где директорствует уже пять лет. И своих учителей-героев, которые работают почти бесплатно. И своих учеников, которые прогуливают уроки, когда надо убирать картошку или в свою очередь пасти баранов.
Теперь уже сельчане подзабыли, а когда-то появление Ахмеда Мурзабековича стало настоящим скандалом. Мужчина, который поет и играет на аккордеоне! По ингушским традициям это исключительно женское занятие. Но запел класс Эсмурзиева, возник хор, стал дипломантом второй степени на Всероссийском конкурсе “Золотой петушок” в Санкт-Петербурге. Теперь Ахмед Мурзабекович – уважаемый человек. В этом году у директора был особый повод для радости – его ученик стал студентом Кабардино-Балкарского института культуры. Может быть, и осень подарит приятные неожиданности. После встречи конкурсантов с вице-премьером Правительства РФ Валентиной Матвиенко у Ахмеда Эсмурзиева появилась надежда, что появятся средства на строительство новой школы и жилья для учителей. Конечно, это не единственная проблема, но главная. О том, что им будут платить деньги за дополнительные уроки со школьниками, учителя пока только робко мечтают. А сельским детям такие занятия просто необходимы! Кто-то не понял тему, кто-то пропустил занятие. К тому же в последние годы все больше ребят идут в 10-й класс, готовятся к поступлению в вузы. Ахмед Эсмурзиев считает, что этот феномен объясним: “Был период – люди зарабатывали деньги нечестным путем. И все говорили: смотрите, он двоечник, а какие хоромы построил. Сейчас эти жулики в бегах. Дома так и остались недостроенными. И дети поняли, что к чему. Без образования никуда”.
Знаете, какую музыку любят ученики Эсмурзиева? 40-ю симфонию Моцарта!
Плохих детей не бывает
Людмилу БАРИНОВУ все запомнили как самую интеллигентную, терпеливую, тактичную конкурсантку. А меня больше всего поразила ее вера в детей, в воспитательную миссию школы. Людмила Ивановна считает, что учитель способен создать атмосферу, в которой вырастет умный, добрый, культурный человек. И никакое “дурное влияние улицы” ему не будет страшно. “Прежде всего мы должны заложить понятия “что такое хорошо” и “что такое плохо”. Научить давать оценки, научить сопротивляться”. Людмила Баринова не считает, что современные дети стали хуже. Ее ребята – всегда лучшие. Более информированные, более требовательные, более совершенные, чем раньше. “Я говорю: коллеги, простите, но мне опять достались самые лучшие ученики на свете. Когда я вхожу в незнакомый класс, я их люблю заранее. Беда в том, что мы часто не сопротивляемся плохому. У меня был такой случай: пришел ребенок, не типичный для моего класса – с вызовом, не очень воспитанный. День он был плохим, другой, а на третий понял, что его хамству никто не удивляется. Здесь исповедуют совсем другие ценности – образованность, культуру, интеллигентность. Сегодня это совершенно другой человек. Таких примеров я могу сколько угодно привести”.
Кстати, Людмила Ивановна сама – пример для подражания. Еще в молодости Баринова стала кавалером ордена Трудовой Славы. Гордится этим, но считает – награду свою она отрабатывает всю жизнь.
Парадоксальный Петрович
Закулисная жизнь конкурса – такая же обязательная его часть, как открытые уроки и серьезные доклады о своей педагогической философии. Вечером конкурсанты идут друг к другу в гости – поближе познакомиться, попеть, поговорить. Тут же рождаются неформальные лидеры. В этом году на роль “души компании” претендовали историки. Еще в начале конкурса москвичка Мария Филиппенко поделилась наблюдением: “Мне почему-то бросилось в глаза, что все историки – молодые и симпатичные. Это большой прорыв. Учитель истории должен быть молодой и красивый. История – это первый предмет в школе, по которому ударяет идеология. Поэтому у историков должно быть все в порядке с головой, совестью и с честью”.
Знакомьтесь, Петрович, историк, человек с честью, совестью, молодостью, очень компанейский. В миру Николай МАРУХИН. “Давайте делать паузы в словах. Произнося и замолкая снова, Чтоб дольше оставалось в головах Значенье вышесказанного слова”, – так сформулировал Андрей Макаревич суть общения, и Николай с этим абсолютно согласен, поэтому это стихотворение стало его “визитной карточкой” на хобби-клубе. Наверное, такому учителю легче добиться поголовного интереса к своему предмету, решила я. Ведь каждый педагог мечтает “вылепить” из ученика свое подобие. “А зачем?” – спросил меня удивленно Петрович. – “Я не стремлюсь к этому. Не могут же все стать историками. История в школе – это инструмент, который помогает человеку научиться мыслить”.
Малаховская средняя школа Алтайского края, где Николай Марухин начинал после десятого класса библиотекарем, небольшая. Учеников всего полторы сотни, в классе не больше 15 человек. Но парадоксальному Петровичу это не кажется идеальным вариантом: “Когда класс маленький, не так интересно. Сравните. Пять человек могут пять точек зрения высказать, а двадцать пять – в пять раз больше. Что интереснее?” Урок Николая в 25-й московской школе семиклассникам понравился: “Классный учитель. Веселый. Всех спрашивает”. А на мой вопрос, хотели бы они, чтобы Николай Петрович стал “учителем года”, ребята хором ответили: “Да!”.
Оксана РОДИОНОВА
Особое мнение
Стихи как “дубликат бесценного груза”
Если бы я писала диплом на тему “Современный учитель”, я бы не стала ездить по стране. Просто бы пришла на конкурс “Учитель года России”. Наблюдать за педагогами в такой обстановке очень удобно: они никуда не разбегаются, вместе живут и работают – в общем, видны, как на ладони.
Прежде всего, современная болезнь – акселерация – коснулась не только детей. Учитель тоже “помолодел”. Самой юной конкурсантке – Маше Филиппенко – всего 23 года, а она уже учитель года Москвы! Работает в школе с 18 лет. А вот и статистика: 33% участников еще не достигли 30-летия. Впрочем, молодость не мешает им быть профессионалами. Географ Александр Сопин из Иркутска, например, может с ходу назвать столицу любой страны и плюс к этому дать о государстве краткую географическую справку.
Современный учитель – это высокообразованный человек. Та же Мария Филиппенко говорит на восьми языках! Все поголовно – талантливы. Поют и сами себе аккомпанируют, пляшут, вяжут и пекут пироги. Представьте, петербуржец Юрий Владер – не только психолог, но и… мастер спорта по бальным танцам. Педагог вынослив. Только он способен с утра отсидеть открытые уроки, после обеда послушать коллег на самоанализе, встретиться с вице-премьером в Белом доме, пообщаться с друзьями, а потом до утра готовиться к собственному уроку, чтобы на следующий день с блеском его дать. А как же изобретателен учитель! Мало кому придет в голову, потеряв документы, предложить в кассе железнодорожного вокзала вместо паспорта… свой сборник стихов. А вот “Учителю года-93” Олегу Парамонову пришлось провести такой эксперимент. Иначе он бы просто не попал на конкурс.
В общем, я пришла к выводу – вне школы учитель ничем не отличается от ребенка. Он так же по-детски прыгает от радости, так же безудержно смеется и огорчается, так же прост и искренен.
Екатерина ГРУЗДЕВА,
студентка МГПУ
Мнения
Десятый конкурс – юбилейный. Но следующий, 11-й, не менее ответственный – “Учитель года-2000”. Как в XXI веке будут выбирать “учителя года”? Может быть, на пороге будущего стоит оглянуться, подвести итоги, от чего-то отказаться, а что-то обязательно оставить?
Взгляд первый – капитальный ремонт
Людмила Левина, главный редактор журнала “Химия в школе”, кандидат педагогических наук, руководитель группы номинационного жюри “Химия, биология, география”: “Я понимаю так – мы выбираем личность. Но часто бывает: прекрасный учитель, дал глубокий, содержательный урок. Только скучный внешне. И по характеру этот преподаватель не конкурсный человек. Было бы идеально перед финалом проводить профессиональные конкурсы – “учитель года” по биологии, химии, физике, где бы жюри смотрело только содержание, способы, методы преподавания. Например, будет у нас центр химии в каком-нибудь регионе, и там будут выбирать лучшего химика”.
Тамара Майорова, директор московской 1260-й школы: “Мне кажется, не должно быть так много конкурсантов. Должен быть еще отбор на региональном уровне, например, – юг, север, запад, восток России. Пусть в Москву приедет 20 человек”.
Екатерина Филиппова, учитель французского языка школы-гимназии #34 г.Рязани, “учитель года-96”, член номинационного жюри “Иностранные языки”: “Нужно подумать над тем, чтобы проводить конкурс не только в Москве, но и в крупных российских городах. Можно и в Самаре, и в Санкт-Петербурге. Есть еще столько неоткрытых, неизведанных мест. А юбилейный – в Москве”.
Коллективное мнение конкурсантов: необходим отдельный конкурс молодых педагогов, где было бы больше элементов шоу, праздника, и отдельно – профессионалов, основная задача которого – показать методический, научный уровень.
Взгляд второй – реставрация
Коллективное мнение московских учителей-хозяев: раз на конкурс приезжают учителя-профессионалы, их уроки обязательно должны “вписываться” в учебную общегосударственную программу. Иногда в октябре идет декабрьский, а то и апрельский урок. И, возможно, не стоит приезжать с отрепетированным уроком. В чем же тогда искусство учителя?
Александр Глозман, учитель технологии 293-й школы г. Москвы, директор Центра творчества и ремесел “Школьное подворье”, “учитель года России – 97”, член номинационного жюри “Искусство и культура”: “От городского к региональному уровню требования к участникам конкурса повышаются. Но, к сожалению, они не везде одинаковые. В каком-то регионе больше ценится театральное мастерство участника, в другом – глубина его мысли. Вот и приезжают очень разные по уровню подготовки конкурсанты. Мне кажется, нужно чаще проводить семинары для тех, кто готовит участников конкурса, и определить единые для всех критерии отбора. Тогда условия будут равные для всех. Самое главное, на мой взгляд, – учитель не просто урокодатель, учитель – воспитатель”.
Владимир Ильин, учитель математики физико-математической гимназии #30 г. Санкт-Петербурга, “учитель года России -98”, член номинационного жюри “Физика, математика, информатика”: “К сожалению, некоторые учителя приезжают на конкурс недостаточно подготовленными профессионально. Проводить конкурс учителей, для которых критерии профессиональные подменены чем-то другим, по меньшей мере странно. Все равно учитель не сможет петь, как эстрадный певец, танцевать, как солист балета. Он должен быть профессионалом прежде всего в своем деле. К сожалению, иногда акценты переставляют местами. И тогда появляется налет сенсационности, начинается цирк. Это заблуждение! Конкурсанты – это полпреды преподавания своих предметов. Учителям на конкурсе важно понимать, что на них смотрят в каком-то смысле как на образец, пусть не во всем, но в каких-то важных моментах”.
Вадим Родионов, директор Центра психолого-социальной работы при консорциуме “Социальное здоровье России”, кандидат педагогических наук, руководитель номинационного жюри “Психология, физическая культура”: “Я общался со многими из тех, кто не попал в пятнашку. Двое из них были совершенно “убиты”. Было бы неплохо, если бы на конкурсе работал психолог. Он мог бы проводить реабилитационные сеансы. Кому-то поднимать настроение, а кому-то, наоборот, притормаживать. Создать атмосферу оптимизма”.
Комментарии