Закон: право на профессию?
Проект Федерального закона “О перечне оснований, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью в образовательных учреждениях” был принят Думой в первом чтении. В декабре этого года ожидается его повторное рассмотрение с учетом замечаний и предложений, продолжающих поступать из регионов в Комитет по образованию и науке Госдумы.
Два года назад, в 96-м году, когда вышла новая редакция Закона “Об образовании”, 53-я статья этого закона гласила: “К педагогической деятельности в
образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским противопоказаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом”. Однако закона, устанавливающего эти самые перечни, не было. Тогда же, в 96-м, Минобразование и Госкомвуз вышли с предложением создать такой закон, но… прошло еще два года, пока его проект увидел свет.
Мнение
От проблемы лучше убежать
Уже давно позади школа. Позади даже университет, который я закончила в прошлом году. Но никогда мне не удастся забыть тех неприятных дней…
Училась я хорошо, девочкой была любознательной, подвижной. Однажды нам сказали, что наша учительница теперь не будет нас учить, а придет новая. И вскоре она пришла. Нам всем поначалу было трудно к ней привыкать, но потом все образовалось.
И вдруг наша новая учительница, Наталья Кондратьевна, пришла в класс и стала говорить тихо-тихо. Она сказала:
– Дети, у меня болит горло. Не шумите.
Горло у Натальи Кондратьевны болело долго, и она долго говорила тихо. Половину из того, что она объясняла на уроке, я не слышала. Потом у меня появились тройки в тетрадях и дневнике, а иногда даже двойки.
Однажды мама сказала:
– Ася, Наталья Кондратьевна велела нам с тобой пойти к доктору. Он называется психиатр.
И мы пошли. Доктор осмотрел меня и сказал:
– Совершенно чудный, умный, смышленый ребенок. Думается, с вашими проблемами стоит пойти к школьному психологу.
Школьный психолог работал со мной много дней. “Неусидчивая девочка. Рассеянное внимание. Нервная”. Так она охарактеризовала меня поначалу. Потом она долго говорила с моей мамой. И в конце концов… меня перевели в другую школу.
Когда я подросла, я как-то однажды спросила у мамы, отчего это с 3-го класса я стала ездить в такую даль, хотя родная школа была рядом. И мама ответила, что школьный психолог довольно быстро поняла, в чем состоит причина моей нервозности – в учительнице, которая страдает расстройством голоса. Но мама знала, что доказать что-либо будет трудно и что гораздо легче от проблемы просто убежать в другую школу.
Анастасия НИКОНОВА,
менеджер по рекламе
Екатеринбург
Хватит с нас и аттестации
– Насчет судимостей ничего не скажу, не знаю. Но то, что учителей заставят бегать за медицинскими справками – это унизительно. Если новый человек устраивается на работу в школу – здесь другое дело. Справка о здоровье всегда требовалась и без этого закона. Но когда люди работают вместе не один год, знают друг друга, заставлять их проходить медицинское освидетельствование – это лишнее. При том, что учитель – уникальная профессия. Он всегда на виду, как никто другой. Перед коллегами, учениками, родителями. Он всегда должен быть в форме, в настроении. И Боже упаси афишировать свои болячки. Правда…
Когда я работала завучем, то очень мучилась с такими учителями, которые любят поболеть. Они приносили больничный за больничным, причем не на недельку, а на месяц-полтора. Нужно было постоянно искать им замену, причем замену полноценную. Мне кажется, в отношении таких любителей поболеть администрация школы вправе ставить вопрос о медицинском освидетельствовании. Но и здесь должен быть корректный подход к каждому человеку. Такой, например, как помощь в лечении того или иного заболевания с привлечением профсоюзов, тем более если заболевание – профессиональное.
А в общем, скажу я вам, любят у нас учителям ревизии устраивать. Одна аттестация чего стоит! Оставили бы лучше в покое и получку платили аккуратно. Ведь у нас и так работа нервная.
Нина МОНАХОВА, преподаватель математики 856-й московской школы, педагогический стаж – 54 года
Прощайте, Оксанки и Ванечки
Прочитала я этот проект, и заболела душа. Да это же издевательство над педагогами! Особенно над такими, как я. Десять лет работаю в детском саду, люблю свою профессию, очень люблю детей. Не могу без них жить! Готова возиться с каждым ребенком сколько угодно, лишь бы ему было хорошо. Готова хоть соплюшки каждому вытирать – так дороги мне дети.
Но вот беда: всю жизнь страдаю фарингитом, часто садится голос. Конечно, в эти дни я стараюсь говорить тихо. Но дети, которые отвечают мне любовью за любовь, перестают шуметь и баловаться, когда я заболеваю и сиплю. А что же теперь? Теперь я должна расстаться с моими ненаглядными Оксанками и Ванечками? Ой, как несправедливо…
Елена КУЛИКОВА
Ставропольский край
Два закона – две правды?
Что ждет специалистов, приступающих к педагогической деятельности, и наших учителей с принятием закона? Будет ли он защищать их права или, наоборот, ущемлять? С этими вопросами я обратился к начальнику юридического отдела Министерства образования Зое Дащинской. Отдел принимал самое непосредственное участие в разработке проекта.
– Не станет ли новый закон козырем для директоров школ против неугодных?
– В любом случае администрация должна дать мотивированный отказ работнику, увольняя его или отказывая в приеме на работу. Если это медицинские противопоказания, то должно быть заключение врача.
– Школьного?
– Ни в коем случае. Это заключение должен дать врач районной поликлиники, то есть лицо незаинтересованное.
Проект закона разослан по регионам с тем, чтобы законодательные органы субъектов Федерации прислали свои замечания и дополнения. Надо сказать, что проект воспринят неоднозначно. Одни предлагают ужесточить требования, расширив перечень уголовных статей и медицинских противопоказаний, другие, в частности Совет народных депутатов Камчатской области, встают на защиту учителя и приводят такие доводы: “Хронические заболевания глотки и гортани являются фактически профессиональными, поэтому следует исключить их из перечня, так как это может породить произвол, увольнения неугодных. В перечне статей УК РФ, судимость по которым препятствует занятию педагогической деятельностью, предусмотрена, в частности, статья 212 “Массовые беспорядки”. Под нее можно подвести любого учителя, вышедшего на акцию протеста против невыплаты зарплаты”.
– Как вы относитесь к такого рода замечаниям?
– Что касается первого, то это входит в компетенцию врачей, не случайно в проекте закона есть оговорка: “в каждом случае рассматривается индивидуально”. А второе замечание просто беспочвенно. Перепутаны причина и следствие. Подвести человека под статью может только суд. Ни директор школы, ни начальник управления сделать этого не могут. Если суд установит, что учитель действительно организовывал массовые беспорядки, сопровождавшиеся насилием, погромами, уничтожением имущества (а именно так звучит 212-я статья), только в этом случае учитель может быть осужден. И никак иначе.
– Вы процитировали только начало 212-й о насилии, погромах и уничтожении. Но в этой статье есть и третья часть: “Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти… наказываются лишением свободы сроком до трех лет”. Как быть в этом случае? Ведь невыход на работу – это и есть неподчинение законным требованиям.
– Видите ли, если учителю энное количество месяцев не выплачивали зарплату, это является нарушением трудового законодательства со стороны администрации. Учитель, поступая на работу в педагогическое учреждение, заключает с администрацией контракт, согласно которому он должен выполнять свои обязанности, а администрация – платить за это. Администрация в одностороннем порядке перестает выполнять условия контракта. Возникает коллективный трудовой спор. А в соответствии со статьей 37 Конституции России работники имеют право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
– В законе ничего не сказано о погашенной судимости.
– Существует 86-я статья Уголовного кодекса, в которой определено: “Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью”. То есть человек с погашенной или снятой судимостью вне зависимости, входит она в перечень или нет, имеет право заниматься педагогической деятельностью. Правда, это касается лиц, которым педагогическая деятельность не была запрещена приговором суда.
– Да, об этом говорится в 53-й статье Закона “Об образовании”, но в ней же есть и другое ограничение: “К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которые имели судимость за определенные преступления”. Обратите внимание на слово “имели”. То есть, если следовать Закону “Об образовании”, человек даже с погашенной судимостью не может работать в школе.
– Если возникает подобная спорная ситуация, руководствоваться нужно тем законом, который вступил в силу последним, таким может быть принятый Закон “О перечне оснований…” В нем ясно сказано: “К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, имеющие судимость…” Слово “имеющие” относится только к непогашенным и неснятым судимостям.
– Поясните, пожалуйста, разницу между погашенной и снятой судимостью.
– 86-я статья Уголовного кодекса. Судимость погашается при истечении определенного срока после отбытия наказания. Этот срок зависит от тяжести совершенного преступления и варьируется от одного года до восьми лет. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Среди замечаний к проекту закона немало таких, которые, безусловно, найдут отражение в следующей редакции закона. Белгородская областная Дума, например, ссылаясь на 55-ю статью Конституции России, выражает протест включению в перечень такого заболевания, как расстройства органов зрения и слуха. А Комитету Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии перечисленных в проекте закона оснований показалось мало. Он предлагает ввести “дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе администрации с работниками, осуществляющими педагогическую деятельность до вступления в силу настоящего закона”.
Свердловская областная Дума считает необходимым ввести ежегодное обязательное медицинское освидетельствование педагогов.
Одним словом, прибавится забот.
Дмитрий ЕГОРОВ
Проект Федерального закона
О перечне оснований, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью в образовательных учреждениях
Статья 1.
К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица:
I. Имеющие следующие заболевания:
хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (в том числе хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (в каждом случае рассматривается индивидуально);
выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме;
острые и хронические заразные заболевания, в том числе туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения);
выраженные расстройства функции органов зрения и слуха (кроме специальных образовательных учреждений);
хронические заболевания глотки и гортани (в каждом случае рассматриваются индивидуально).
II. Имеющие судимость за совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:
статья 105. Убийство
статья 106. Убийство матерью новорожденного ребенка
статья 110. Доведение до самоубийства
статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью
статья 116. Побои
статья 117. Истязание
статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации
статья 121. Заражение венерической болезнью
статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией
статья 125. Оставление в опасности
статья 131. Изнасилование
статья 132. Насильственные действия сексуального характера
статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера
статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
статья 135. Развратные действия
статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
статья 152. Торговля несовершеннолетними
статья 153. Подмена ребенка
статья 154. Незаконное усыновление (удочерение)
статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения)
статья 158. Кража
статья 159. Мошенничество
статья 160. Присвоение или растрата
статья 161. Грабеж
статья 162. Разбой
статья 163. Вымогательство
статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность
статья 204. Коммерческий подкуп
статья 205. Терроризм
статья 206. Захват заложника
статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем
статья 209. Бандитизм
статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации)
статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава
статья 212. Массовые беспорядки
статья 213. Хулиганство
статья 214. Вандализм
статья 227. Пиратство
статья 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ
статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
статья 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества
статья 232. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ
статья 240. Вовлечение в занятие проституцией
статья 241. Организация или содержание притонов для занятий проституцией
статья 242. Незаконное распространение порнографических материалов или предметов
статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения
статья 245. Жестокое обращение с животными
статья 275. Государственная измена
статья 281. Диверсия
статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды
статья 283. Разглашение государственной тайны
статья 290. Получение взятки
статья 291. Дача взятки
статья 292. Служебный подлог
статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации
Статья 2.
При приеме на педагогическую работу в образовательное учреждение администрация обязана потребовать от поступающего медицинскую справку об отсутствии медицинских противопоказаний, препятствующих работе в образовательном учреждении.
Сведения о наличии судимости, препятствующей занятию педагогической деятельностью в образовательном учреждении, предоставляются органами внутренних дел по запросам образовательных учреждений в порядке, определяемом законом.
Статья 3.
Настоящий Федеральный закон в части перечня составов преступлений, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью в образовательных учреждениях, и получения сведений о наличии судимости за эти преступления вступает в силу одновременно с Федеральным законом, определяющим порядок выдачи органами внутренних дел справок о судимости, препятствующей занятию педагогической деятельностью в образовательном учреждении.
Лица, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательных учреждениях на момент вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны в течение 6 месяцев представить в администрацию образовательного учреждения медицинскую справку об отсутствии медицинских противопоказаний, препятствующих работе в образовательном учреждении.
О внесении дополнения в статью 10 Закона РСФСР “О милиции”
Статья 1. Дополнить статью 10 Закона РСФСР “О милиции” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, ? 16, ст. 503) подпунктом 25:
“25) выдавать по запросам образовательных учреждений справки об имеющейся у лиц, поступающих на педагогическую работу в эти учреждения, судимости, препятствующей занятию педагогической деятельностью в образовательном учреждении, за преступления, перечень которых установлен Федеральным законом”.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Хрипишь – увольняйся!
Один из пунктов будущего Федерального закона звучит так: “К педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие хронические заболевания глотки и гортани…” Меня он, честно скажу, напугал. Я подумала, что больше всего ему обрадуются управленцы. Милое, получается, дело: предположим, я директор школы и мне надо пристроить свою племянницу, только что закончившую пединститут. А место занято хорошим учителем, опытной Марией Ивановной. Что я делаю? Смотрю, нет ли у Марии Ивановны хронического тонзиллита. Ах, есть! И тут же ее увольняю.
Или картина еще пострашнее: всех, кто участвовал в очередной забастовке, требуя законную зарплату, тоже увольняю, поскольку заболеванием, “когда голос садится”, страдают почти все. Иначе говоря, пункт этот опасен тем, что может стать золотым для борьбы с неугодными учителями. Тогда я, желая найти уязвимое место в опасном пунктике, попросила высказаться по этому поводу специалистов в области отоларингологии. И вот что услышала от члена-корреспондента кафедры лорзаболеваний Российского государственного медицинского университета, заслуженного деятеля науки Владимира Тимофеевича Пальчуна:
– Разработчики этого закона, судя по всему, хорошо знают жизнь. Профессия учителя связана с огромной речевой нагрузкой, и потому многие педагоги довольно часто страдают ларингитами, то есть воспалением голосовых связок. Некоторые люди (постоянно болеющие этим заболеванием) становятся хрониками. И тогда перед ними встает проблема выбора: либо беречь собственное здоровье, либо здоровье детей.
Учитель, страдающий ларингитом, обязательно должен соблюдать голосовой покой, а попросту молчать. Но брать больничный он подчас не хочет (“подумаешь, охрип”). Он идет в школу, но уроки ведет осторожно: говорит мало и тихо. Что в этой ситуации делают дети? Напрягают слух и… быстро утомляются, особенно маленькие. Становятся рассеянными. Многие начинают нервничать, потому что плохо усвоили занятия. Кое у кого даже проявляется школьный невроз на этой почве. Некоторые вынуждены обращаться к психологам и психиатрам. Вот к каким последствиям может привести такая легкая на первый взгляд болезнь, как ларингит. То есть я хочу сказать, что понимаю, почему пункт о хронических болезнях глотки и гортани появился в проекте Закона о перечне оснований, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью. Потому что учителя, страдающие такими болезнями, могут испортить здоровье детей.
Подобную точку зрения высказал и главный фониатор России – руководитель Научно-методического центра фониатрии, доктор медицинских наук, профессор Юрий Стефанович Василенко. Он обратил внимание на тот пункт проекта закона, в котором речь идет о заикании.
– Заикание и речевые дефекты учителя опасны для здоровья детей, – сказал он. – Дети, особенно младшие и средние школьники, любят свою учительницу и довольно часто во всем ей подражают. Они сами начинают заикаться или перестают правильно произносить какие-то звуки, а именно те, которые не так, как надо, произносит учительница. Они перенимают от любимого взрослого и заикание, и картавость, и шепелявость… А это в свою очередь не только плохо само по себе. Подчас это прямая дорога к неврозам.
Да, трудно не согласиться с такими доводами, тем более что в проекте закона оговаривается: каждый случай заболевания, если он становится серьезным препятствием, должен рассматриваться индивидуально. Попросту говоря, вопрос будет решаться с каждым больным учителем конкретно, исходя из особенностей течения болезни и жизненных обстоятельств. И все же, выслушав врачей, я решила поговорить и с учителем. Что же он-то думает, особенно об этом опасном пункте?
– Ничего плохого! – воскликнула преподавательница английского языка и одновременно завуч 12-й средней московской школы Елена Ивановна Корнилова. – Дело в том, что серьезно воспалением голосовых связок страдают, конечно, единицы. И они, кстати, чаще всего сами покидают школу. За двадцать лет на моем педагогическом веку только две учительницы серьезно болели ларингитом. И обе ушли из школы, поскольку понимали, что ежедневная работа с голосом вредит их здоровью.
– А как вы относитесь, Елена Ивановна, к тому, что теперь все учителя в течение полугода после вступления в силу закона должны будут принести справки о здоровье? Особенно меня смущает справка о здоровье психическом, которую тоже должны будут представить учителя.
– Ну что же теперь делать? Мы народ дисциплинированный, пойдем за справками. Меня это не унижает. Заодно и диспансеризацию пройдем. Хорошо бы только, чтобы это недорого стоило.
О том, что думает про будущие массовые походы учителей за медицинскими справками, я спросила у главного врача обыкновенной районной 140-й поликлиники Москвы Николая Кузьмича Усачева.
– Радости мало, конечно, – ответил он. – Поликлиники и без того перегружены, а работу с бумажками врачи терпеть не могут. Но закон есть закон, и мы будем его исполнять.
– А сколько это будет стоить?
– Думаю, что нисколько.
Мне стало интересно, как много все-таки справок понадобится выдать учителям по всей стране.
– В нашей сфере сегодня трудятся 5 миллионов 200 тысяч человек, – ответил начальник отдела статистики Минобразования России Владимир Владимирович Грачев. – Имеются в виду не только школы, но и вузы, учреждения дополнительного образования, детские сады и средние специальные заведения.
Услышав такую цифру, я, конечно, ахнула. А сколько бумаги-то потребуется…
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Мнение
Милиция дает добро
Мы и раньше предоставляли сведения о наличии судимости по запросам учреждений. Правда, не образовательных. И честно вам скажу, с понятием в отношении учителя я сталкиваюсь впервые.
Нашу работу определяет не Дума, а МВД. Министерство внутренних дел должно издать приказ на основании данного закона, регламентирующий наши действия. Но не думаю, что прибавится очень много работы. Школ в нашем микрорайоне всего восемь. Скажу лишь, что учителю в милицию ходить не придется.
Статья 3 проекта закона обязывает учителей в шестимесячный срок представить справки об отсутствии медицинских противопоказаний. Об уголовных же статьях ничего не сказано.
Если человек поступил на работу в образовательное учреждение до принятия закона, следовательно, уволить его администрация не имеет права.
Сергей СТЕПАНОВ,
начальник 126-го московского отделения милиции
Диагноз: стаж 25 лет
А судьи кто! Кто придумал меру картавости или заикания, за которую можно увольнять? История приводит нам массу примеров того, как люди с дефектами речи могли держать аудиторию. Великолепный оратор Ульянов (Ленин) не выговаривал , но это не помешало ему стать вождем мирового пролетариата.
Закон в той формулировке, в какой он принят в первом чтении, звучит по меньшей мере некорректно. Я имею в виду лишь медицинские противопоказания. По поводу судимостей у меня возражений не возникает.
Юноша или девушка, закончив школу, поступают в педагогический институт, Ленинский, например. Ни на одном из факультетов за исключением дефектологического на вступительных экзаменах не введено прослушивания. А ведь к учителю начальных классов, русского языка и литературы фонематические требования обязательно должны предъявляться. Так вот, человек проучился пять лет, а теперь его не берут на работу, потому что он картавит. Возникает резонный вопрос: зачем тогда пять лет учили? Любой закон должен ложиться на подготовленную почву, а не падать как снег на голову.
Потом. Что значит ? Если этот пункт не будет конкретизирован, то увольнять можно всех учителей. 1 сентября к концу дня теряют голос практически все молодые преподаватели. Именно молодые, так как опыта еще никакого, а постановкой голоса в педучилищах и институтах никто не занимается. А ведь это очень важно. Я проработала в школе 50 лет и не потеряла голос только потому, что закончила в свое время Щукинское театральное училище. Там, слава Богу, есть такая дисциплина, как постановка голоса. А вы попробуйте без надлежащей подготовки прийти в класс после летних каникул да поговорить восемь часов кряду! Еще, не дай Бог, закричите на какого-нибудь оболтуса. Все. На следующий день вас не услышат даже с первой парты.
Теперь о психике. Вспоминается забавный случай, который рассказала мне учительница Ольга Ивановна Лазаренко. Пришла она в поликлинику к психиатру.
– Ну что, – спрашивает врач, – какой диагноз будем ставить?
– Какой тут может быть диагноз – двадцать пять лет в школе.
Насколько мне известно, в судебной практике не берут в свидетели учителей, которые долго работают в школе. Я не хочу сказать, что мы все чокнутые, но после энного количества часов, проведенных в классе, крыша, как говорится, едет. А вы представьте себе, что на все это накладываются еще и голод, и отсутствие средств к существованию. Я имею в виду учителей, которые бастуют, голодают. Сейчас зима, в помещениях холодно. Сколько может выдержать человек в таких условиях! Его состояние можно сравнить с натянутой струной, которая вот-вот лопнет.
Понимаете, какая ситуация получается? Игра в одни ворота. Вместо того чтобы внять мольбам голодающих, правительство занимается законотворчеством и ломает голову, какие бы ограничения ввести для тех, кто еще не потерял желания учить детей. А таких становится все меньше. Учителей не хватает. Они уходят. В проекте закона есть фраза: . Это каждый из нас должен представить справку. Сколько же врачей нужно будет обойти? Давайте посчитаем. Психиатр, нарколог, логопед, ЛОР, окулист, венеролог. Или же для получения справки достаточно будет участкового терапевта? В таком случае это будет очередная формальность, которая усложнит нашу жизнь.
Софья ИВАНОВА,
зам. директора по научной работе
прогимназии “Пересвет”
Комментарии