Конкурс “Учитель года-98”. Эпилог
Довожу до вашего сведения, что в период проведения конкурса “Учитель года России-98” присутствовала на всех конкурсных и внеконкурсных мероприятиях. Наблюдала невооруженным глазом. Крамольные речи под видом
журналиста записывала на диктофон. Опрашивала свидетелей. Выявила около сотни подозрительных. Основание для подозрения: денег им не платят, а они работают. Умеют профессионально веселиться. Перехожу к подробностям.
Хозяева
Приятные хлопоты
Валентина ЮВКО, завуч школы # 11: “Два урока по математике, которые конкурсанты дают в нашей школе, вписываются в учебный процесс. Это редко встречается, потому что каждый хочет себя показать, поэтому выбирает наиболее приемлемую тему, выигрышную для себя. А эти два педагога идут в ногу с развитием класса. Это большой плюс. И я думаю, я не буду давать своим ребятам два урока решения задач, дам еще один и проведу контрольную работу. “Открытый” урок не пройдет даром. Почему для нас конкурс – масса хлопот? Потому что все-таки выбивает из рабочего состояния. А с другой стороны, общение полезно. В прошлом году наши учителя посмотрели и сказали: мы уроки проводим не хуже. Но вместе с тем никто не захотел в этом году участвовать”.
Одиннадцатиклассники 25-й школы после урока литературы Елены ВОЛКОВОЙ, г. Ухта, Республика Коми: “Понравилась манера ведения урока. Здесь не надо “тупо” записывать, надо рассуждать. Тема была взята житейская, близкая к современной жизни. Тяжелая тема, неприятная, но об этом нужно говорить”.
Светлана МЯКИНЬКОВА, учитель истории школы # 11: “Лично для меня конкурс – это огромная польза, потому что различные формы работы, которые я вижу, я применяю в непосредственной практике. Я третий год наблюдаю за конкурсом. Бывают очень слыбые уроки, на уровне молодого специалиста или обыкновенного среднего учителя. Обидно, что такие люди попадают на конкурс. Были великолепные уроки, причем иногда кажется – чем дальше от Москвы учитель живет, тем он лучше. Мне кажется, что на периферии в школах остались лучшие учителя, потому там трудно с работой и школа иногда – единственное место, где можно реально получить хоть какую-то зарплату, поэтому идет отбор. А у нас везде можно заработать деньги, кроме как в школе”.
Светлана ФОМИНА, учитель географии школы # 1260: “Я уже третий год смотрю на конкурсантов. Они в чем-то все похожи – по характеру, по отношению к работе. Наверное, так и должно быть, иначе как попасть на этот Олимп. Все, кто сюда попадает, на мой взгляд, люди честолюбивые, не каждый замахнется дать урок “на Россию”. А чем отличаются от наших учителей? Они работают с другими детьми, в классах меньше наполняемость, а это играет большую роль. У нас есть классы, где более 30 человек. В провинции возможности материальной базы ограниченны, а детей научить возможность есть. Почему на всех общероссийских олимпиадах высокие места занимают провинциальные дети? Потому что у наших ребят есть большой выбор занятий, а там, если уж нравится география, они будут сидеть и заниматься этим предметом”.
Девятиклассники школы # 1265 после урока по национальной культуре Дианы НИКУТОВОЙ, Нерюнгри, Республика Саха (Якутия): “Очень интересно, необычно, совсем другой мир для нас. Мы живем в Москве, у нас совершенно другие представления. Теперь мы хоть немного узнали о Якутии. Надо знать национальную культуру, чтобы быть интеллигентыми людьми. Интересно сравнивать конкурсантов и наших учителей. Другая манера преподавания, речь…”.
Галина НИКИТИНА, заслуженный учитель России, директор школы # 1265, учитель русского языка и литературы: “Учительская работа – это искусство. И как о произведении искусства можно спорить, не сойтись во мнении, так же и об уроке. Самое ценное в этом конкурсе даже не то, что кто-то займет первое место, кто-то – второе, а то, что каждый себя покажет. Учителям этого так не хватает! То, что в конце урока похлопали, – это для учителя больше, чем премия. Потому что мы не привыкли к премиям. Мы нашим ребятам сказали, что сюда приехали лучшие учителя России. И ребята воспринимают каждый урок, как экскурсию в Третьяковскую галерею, в музей. Они видят, как по-разному можно одно и то же дело делать. И им это очень нравится”.
Восьмиклассники школы # 1265 после урока музыки Татьяны Сироткиной, г. Владимир: “Нам эта учительница очень понравилась. Не просто так – урок прошел и все, а с душой, с удовольствием. Понравилось, как она легко общается с детьми”.
Очень субъективно
Мои фавориты
Я хочу открыть страшную тайну. То есть она теперь-то уже не страшная, потому что конкурс “Учитель года-98” давно закончился и я уже не могу повлиять на жюри. Вот моя тайна – я болела совсем не за тех финалистов! Нет, вышедшие в “пятнашку”, “пятерку” и победитель – люди сверхдостойные.
Но я присмотрела и других. Рыжеволосая “Скарлетт” – филолог Елена Волкова. Когда дома меня спросили, откуда она приехала, я сказала: “Из Ухты”. И домашние крякнули: “Ух ты!” Меня просто покорил Ленин урок-импровизация. Я увидела его изнутри, потому что принимала в нем участие в роли ученицы. Во-первых, Лена была абсолютно честна и ничего нам – своим “детям” – не рассказала о содержании занятия, даже автора ни одного не назвала, о ком речь пойдет! А во-вторых, там, на жуткой сцене, где люди падают в обморок, я забыла о жюри и зале, увлеченная рассказом Лены о символизме, Блоке, Бальмонте. Эх, была бы в финале “шестерка”…
Елена попала в “пятнашку”. Остальные задержались вначале. И вы о них почти ничего не знаете. А мне абсолютно неважно, какое место кто занял. Эти учителя мне просто интересны. Я хочу рассказать вам о некоторых из них. Знакомьтесь.
Герр Мульдгорд из Воронежа
Географ воронежской школы-гимназии # 7 Владимир Блаженов – очень спокойный человек. Из себя его вывела только моя фраза о том, что “география считается скучным предметом”. Оказывается, мне не повезло родиться пораньше. В 60-70-х этот предмет был любим многими, потому что другая программа, главные принципы которой – создать образ территории, в частности, с помощью учебников, насыщенных рисунками. А главное – на уроках жила романтика!
Впрочем, с уроков Владимира Александровича романтика никогда не уходила. Потому, наверное, образ школы для Блаженова сродни шекспировскому взгляду на мир: “Школа – театр. Учитель – автор сценария, режиссер и главное действующее лицо. Причем задача учителя, в отличие от театрального режиссера, – вовлечь в действие всех. Из театра зритель имеет право уйти, а ребенок обязан сидеть до конца. Один учитель делает сценарий изначально таким, чтобы вовлечь всех, другой добивается этого режиссурой, то есть методами, а третий – личными качествами, как актер”.
Конкурсный урок Владимира Блаженова был не просто интересным, он захватил всех! Дети настолько игнорировали зрителей в классе, что, мне кажется, зайди туда кумир подростков Леонардо Ди Каприо, и то никто бы в его сторону не посмотрел. Шло детективное расследование – поиск опасного преступника. Чтобы его поймать, нужно хорошо знать географию Канады.
О детективе я вспомнила, когда Владимир Александрович рассказал мне о постановках в его школе. Последние два спектакля – по любимой многими Иоанне Хмелевской, в том числе по ее лучшему произведению “Все красное”. И тогда я поняла, кого мне напоминает воронежский учитель – датского следователя герра Мульдгорда! Невозмутимый, доброжелательный, мудрый. Мудрый – я не преувеличиваю. Например, у него есть своя философия школьных предметов, хотя вообще-то образовательную работу Владимир Александрович считает неинтересной, потому что “научить можно и медведя”. Интереснее внеклассная. Но вот что занятно. Точка зрения конкурсанта Блаженова на литературу почти полностью совпала с мнением “зубра” – “Учителя года” Михаила Нянковского. Владимир Блаженов: “Литература – это формирование знаний, но, когда я читаю, например, Льва Толстого, мне неинтересен литературный анализ – писатель тем-то хотел сказать то-то. Я вчера воспринимал героя как живого, как собеседника, а сейчас мне его подали как образ, который писателем введен, чтобы показать что-то”. Михаил Нянковский: “Есть утрата понимания самоценности художественного произведения, когда литература, поэзия становятся поводом для нравоучения. Я считаю, что надо скромно отойти, уступить место писателю и сказать – вы посмотрите, как он считает, как надо жить, а дальше соизмеряйте это со своей жизнью”. А ведь по документам Блаженов числится географом. Ну чем не детектив?
Воспитание экономикой
На урок Анны Власовой я попала в конце насыщенного дня, почти случайно и… увлеклась. Речь шла об акциях, ценных бумагах, лицевых счетах и финансовых пирамидах. После такого занятия ребят на МММ не поймаешь. Я удивилась, что такой интересный урок прошел несколько скомканно, учительница волновалась и не успела до звонка закончить. Оказалось, ехала Анна Владимировна на конкурс с темой “Совесть и предпринимательство”, но из-за того, что организаторы “Учителя года” из Республики Адыгея вовремя не прислали материалы, пришлось перекраивать урок. У себя в школе Власова ведет экономику с 1-го по 9-й класс. И хотя Анна Владимировна математик, занятия экономикой для нее – не столько повод заняться расчетами, сколько возможность нравственного воспитания детей. Не пустыми словами, а на примерах из жизни. Например, от темы материального долга легко перейти к моральному – долгу детей перед родителями, государства перед теми, кто воевал в Чечне. Уроки экономики в майкопской средней школе # 8 Анна Владимировна ведет четвертый год, и майкопчане уже неплохо разбираются в тонкостях рыночной экономики – не только дети, но и родители. Домашнее задание обсуждается всей семьей. Родители учеников Власовой – вообще счастливые люди. Их дети вряд ли попросят обновку в нынешний кризис, наоборот, поддержат растерявшихся взрослых. А все потому, что умеют составлять семейный бюджет. “Этой теме мы посвящаем урока четыре, наверное, – рассказывает Анна Владимировна. – Начинаем с меню. На первом уроке считаем, сколько стоит питание на один день, видим огромную цифру, потому что я сначала не ограничиваю ребят – включаю в “смету” все самое любимое, самое вкусненькое. По сегодняшним цифрам у нас еще не было урока, но, думаю, на полторы тысячи в месяц на человека выйдем. А средняя зарплата у нас в Майкопе 400 рублей. Конечно, ребята ужасаются. Первый год мы начинали с красной икры на завтрак. А сейчас они пишут в домашнем задании – чай и хлеб, даже без масла. А самый главный вывод – нельзя просить у родителей то, что тебе попалось на глаза. Они учатся распределять деньги”.
Кто не знает Олю?
Олю знают все!
В принципе неудобно называть ее Олей, она Ольга Михайловна – уважаемый учитель русского языка и литературы со стажем. Но когда человек настолько общителен и, скучая по дому, так здорово рассказывает о своих ребятишках из Усть-Пристанской школы Алтайского края и родной дочке, сближаешься с ним мгновенно. Ее действительно знали все конкурсанты. Перед обаянием Ольги не устоял даже Зюганов – на открытии конкурса алтайская учительница и поговорила с ним, и сфотографировалась. Потом коллекция снимков пополнилась мэром Лужковым и министром Филипповым. Шикунова из тех людей, чей оптимизм неистребим и кто умеет удивляться. С ней приятно ходить по Третьяковской галерее, потому что знаешь – Ольге Шикуновой не скучно! Она обрадовалась картине “Явление Христа народу”, которую не видела с тех пор, как приезжала в Москву девятиклассницей. Ее восхитили “Травиата” и Большой театр – не как провинциала, а как истинного ценителя прекрасного. Обрадовал подарок от мэра Лужкова, потому что в нем были книги, которые давно превратились в роскошь для сельского учителя. Помню возглас Ольги в книжном магазине: “Я бы все это купила!” Третий год на Алтае не выплачивают пособие на методическую литературу. Плохо дело с технической оснащенностью учебных заведений. Когда речь заходит об этом, оптимистка Шикунова мрачнеет: “В течение последних пяти лет материальная база школ не пополняется. Что говорить о компьютерах, которые для нас из области фантастики, сейчас даже купить проигрыватель – страшная проблема. Когда говорят, что учителя только о зарплате думают, – это совершенно неправильно. Почему я должна на уроке пользоваться только учебником? Почему я, изучая на уроке “Слово о полку Игореве”, не могу дать возможность детям послушать оперу? Если изучаю сказку “Снегурочка”, почему не могу показать фильм? Я хочу. Я вообще поклонница интегрированного подхода к изучению литературы. Невозможно разорвать литературу, музыку и искусство. Потому что литература вдохновила композиторов и художников, а не наоборот. Я детям все на пальцах объясняю. Хорошо, если есть репродукция – могу показать. А уж о видеоряде не говорю. Я хочу, чтобы наши дети развивались так же, как городские. Наши дети сдают экзамены в престижные вузы, и все-таки уровень развития сельских детей отстает от уровня развития городских. Не потому, что глупее. Хочется дать детям что-то новое, а возможности нет”. О детях душевная боль, но они же, пожалуй, – единственный источник радости. Это для них Ольга Михайловна впитывала впечатления – рассказов о Москве, конкурсе хватит надолго. Я очень ясно представляю эти тихие вечера с рассказами и горячим чаем. И – гордость в глазах ребят за свою любимую учительницу.
P.S.
Я рассказала только о трех замечательных учителях. Но рано или поздно все мои фавориты станут героями “УГ”. До встречи!
Работа над ошибками
Советы не посторонних
К работе жюри каждый участник конкурса относится пристрастно. Многие считают: объективное мнение жюри – это всего-навсего сумма нескольких субъективных мнений. Но это только часть правды. Есть еще общие представления о лучшем учителе, которые позволяют судьям вынести в конце концов единое решение, есть опыт работы на “Учителе года”, есть “правила игры” – именно конкурсные правила проведения уроков и самоанализа. До окончания первого тура члены предметных жюри обычно не рассуждают публично, кто и почему получает высший балл, ограничиваясь перечислением официальных критериев оценки учителей. Жаркие дебаты ведутся исключительно между собой. Но, после того как пятнашка финалистов сформирована, никто не мешает судьям поделиться наблюдениями, советами, рассказать, что творилось на конкурсной “кухне”.
Не все, скажем честно, расположены вести задушевные беседы с финалистами, не прошедшими во второй тур. С глаз долой – из сердца вон. К счастью, такие члены жюри – исключение. Строгие судьи обычно беспокоятся о “своих” учителях, защищают их. Маленькое лирическое отступление – диалог двух “вершителей судеб” по дороге на конкурсные уроки:
– Вы вчера конкурсантам вопросы не задавали!
– Мне конкурсанты слишком дороги, чтобы им вопросы задавать. Это вы изверги. Попробовали хотя бы один урок провести.
В этой шутке только доля шутки. Большинство судейских действительно думают не только о баллах и протоколах. Именно поэтому существует традиция – по окончании первого тура проводить “разбор полетов”. Мероприятие это обычно “закрытое”. И не потому, что секретное, а потому, что, к сожалению, никому не интересно, что там будут говорить “отставшим от гонки”. А зря! Для дальнейшего развития преподавателя, уже получившего высокое звание “Финалист конкурса “Учитель года”, очень важно получить рекомендации, разобрать ошибки. Ведь, вернувшись домой, все они без исключения станут “учителями учителей”. Мне посчастливилось побывать на встрече жюри и финалистов номинации “Искусство и культура” – разговоре трудном, но благожелательном, полезном для обеих сторон.
Какие главные ошибки выделили члены предметного жюри?
Первую из них будущие участники “Учителя года-99” могут учесть уже сейчас. Это неправильный подход к письменной работе. Нина Пьянкова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: “Часто ваш теоретический материал по отношению к практическому опыту, который вы демонстрировали, имел вид довеска. Надо сделать, мы его сделали, подали теоретическую основу своего практического опыта. Читаешь – заявлены определенные позиции, а смотришь урок – они не подтверждаются”. С Ниной Ивановной согласна профессор кафедры непрерывного художественного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования кандидат педагогических наук Лидия Дуганова: “Образ педагога складывается из того, насколько он умеет оформить свой опыт, воплотить его и оценить. Первое впечатление – материалы, которые присылают на конкурс. Мне посчастливилось два раза за пять лет увидеть достаточно убедительно аргументированные и красивые материалы. Они читабельны, зримы, они звучат оттого, что написаны хорошим, выразительным языком”. Самая распространенная ошибка в письменной работе – множественность трактовки изложенной мысли.
Второй принципиальный момент, на который надо обратить внимание задолго до начала финала – и об этом должен позаботиться не только учитель, но и организаторы конкурса в территориях и на федеральном уровне, – это правильный отбор участников. А конкурсанту важно убедиться, что он попал в правильную номинацию. “Я буду обязательно вносить предложения о том, чтобы в процессе вхождения в конкурс был еще этап диагностики материалов на вход – определить, туда ли попал участник”, – сказала Лидия Дуганова. В этом году талантливая учительница давала урок изобразительного искусства для малышей, но не в номинации “Начальные классы”, а “Искусство и культура”. Рядом с уроками для старших школьников прекрасная работа оказалась фактически смазана.
Наконец, немало проблем возникает на уроке. Всем известно, что конкурсный урок – это главное. Уже на этом этапе знатоки начинают догадываться, кто он – учитель года. Что нужно помнить, готовя урок? В первую очередь, что попытка показать повседневное, обычное занятие обречена на провал. И не потому, что “Учитель года” – это праздник, шоу, как считают многие. Нет, жюри строго учитывает, как занятие выстроено, какая использована методика и так далее. Но проблема в том, что обычный урок, вырванный из контекста цикла, целого учебного года, не может быть показателем работы учителя. Об этом говорили, кстати, не только судьи музыкантов и живописцев. Председатель предметного жюри у физиков, заведующий кафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Александр Пентин заметил в интервью: “Урок – это еще и способность выстроить свою конкурсную стратегию. По нему видно, как методист подготовил учителя к специфическому жанру выступления – к конкурсу. Это и выбор наиболее выгодного класса – в Москве, по моим наблюдениям, лучше брать седьмой, и выбор темы. Тема должна изобиловать экспериментами, лучше, если есть возможность что-то наглядно показать. Важно выбрать вид деятельности на уроке. В реальной практике учителя решают задачи, читают лекции – это показывать невыгодно. В конкурсном уроке должны быть элементы спектакля”.
Человеку искусства “показать товар лицом” легче. Удивительно, что некоторые преподаватели этого не учитывают. Рекомендации руководителя предметного жюри “Искусство и культура”, заведующей лабораторией музыкального образования Института художественного образования РАО кандидата педагогических наук Людмилы Школяр: “У меня позиция очень простая: раз ты учитель музыки – ты должен играть, петь, танцевать, все должен делать сам. Вы должны все показать, что умеете. Помните, Кабалевский писал: если учитель музыки, выходящий к детям, не умеет играть на инструменте, он подобен учителю математики, который не умеет решить задачку. Художник пусть изрисует на конкурсе все стены, условно говоря. Народная культура – я бы заставила всех вышивать и сама бы вышивала. В уроке должна быть такая изюминка, такой поворот, такой контраст, что-нибудь такое неординарное, чтобы все ахнули и подумали – я бы не догадался такое сделать. Я, кстати, уже записала, что бы я у вас взяла”. Замечу, что, не сговариваясь, о том же мне сказала председатель жюри в номинации “Химия, биология, география”, главный редактор журнала “Химия в школе” Людмила Левина: “У обычного учителя вне конкурса просто добротная профессиональная, четкая, спокойная работа. Здесь все-таки должна быть какая-то нестандартность, связанная не с формой проведения урока, а с особенностью личности учителя. Обычно не смотрят, что собой человек представляет как личность. Он работает хорошо – и Бог с ним. А здесь нельзя отделить личность от профессионализма”.
Но показать все свои таланты – это не значит “перегрузить” урок информацией. Александр Мелик-Пашаев, главный редактор журнала “Искусство в школе”: “Желание заявить невероятное количество тем, проблем, актуальных понятий, целей, которые противоречат друг другу или неосуществимы на одном уроке, просто вредит конкурсанту. Так не может быть, все сразу – развить, воспитать, цвет с музыкой соединить и душу спасти. Когда вы пытаетесь это сделать, проигрывают сильные моменты, которые сами по себе достаточны, если рассмотреть один вопрос, дети что-то сделали вместе с вами, поняли, что они сделали, и больше ничего не нужно”. Но за этим стоят весь опыт учителя, все его мастерство и технологии.
И последнее, но, думаю, самое важное для конкурсантов – умение держать себя в руках, владеть ситуацией на уроке. Внимания жюри, прессы, коллег, зрителей не выдерживают самые опытные учителя. А ведь надо не просто вести урок, но и творить, импровизировать. Еще одна цитата из встречи жюри и участников номинации “Искусство и культура”. Лидия Дуганова: “Импровизация возникает тогда, когда я контролирую себя, когда мое собственное психологическое состояние – это состояние получения удовольствия от общения. Я управляю ситуацией. Я знаю, куда я иду, но при этом меня, естественно, могут удивить ответы детей, меня может удивить иное звучание искусства любого вида. Уровень педагогической импровизации и психологическое самочувствие педагога – проблема для подготовки педагога в системе повышения квалификации”. Экзамен на психологическую зрелость сдают немногие. Потому, кстати говоря, и не успевают сделать все, что запланировано. А если звонок прерывает конкурсанта на полуслове – это почти провал.
А самая главная рекомендация будущим финалистам “Учителя года-99” – не теряться, не озлобляться, если не вышли во второй тур. Достойно сойти с дистанции – это тоже искусство.
Комментарии