search
main
0

ТЕМА

Новые модели профессионального образования

Похоже, что ситуация в профессиональном образовании наконец-то начинает меняться к лучшему. Еще недавно эта непрестижная – что греха таить! – сфера образования сегодня привлекает к себе большое общественное внимание. Проводятся совещания, конференции, министерские коллегии, посвященные “профтеху”. Накоплен немалый педагогический опыт. Появились экспериментальные площадки. Летом прошлого года произошло и еще одно важное событие: на учредительном съезде была создана общероссийская общественная организация “Союз директоров средних специальных учебных заведений России”. В последнее время активно ведутся разговоры и о новых моделях профессионального образования. “Модель” – слово новомодное и, по мнению специалистов, многогранное. Что стоит за ним? Это и новые виды профессиональных учебных

заведений (лицеи, колледжи…), и отдельные элементы или системообразующие модельные связи, составляющие вместе единую модель – российское профессиональное образование. Управление, экономика, управленческие и педагогические технологии. Модель выпускника. Модель учебного заведения. Модель взаимосвязей на муниципальном и региональном рынке труда. Принципиально новы вопросы качества, а также вопросы, связанные с рынком, с региональной спецификой. Очень важно быстрое внедрение образовательного маркетинга. Должны появиться и уже появляются новые специальности, новые направления второго и третьего высшего и дополнительного профессионального образования. Все эти аспекты коротко затронуты в сегодняшней “Теме”.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Мнение

Оленевода не нужно готовить в Москве

Вопросы моделирования в профессиональном образовании сегодня исключительно актуальны. Это требование и педагогической теории, и практики.

В профессиональном образовании моделируется множество процессов, которые жизнь заставляет объединяться общей идеологией. Я остановлюсь на нескольких моделях, которые реализуются сейчас.

Что моделируется? Прежде всего взаимосвязи федерального, регионального, муниципального уровней и уровня самого учебного заведения. Сейчас они затруднены. Одна из задач – это не воссоздание старой вертикали управления, а построение принципиально новой, в том числе и моделирование различных управленческих инноваций на всех уровнях.

Следующий момент. На всех уровнях моделирование должно идти с позиций образовательного менеджмента. В чем разница старого “школоведения” и образовательного менеджмента? Прежде всего это новая образовательная идеология и новые объекты управления. Какие именно? Качество образования, педагогический профессионализм, финансовый менеджмент и информационное обеспечение. Возникает принципиально новый вопрос – как на федеральном, региональном и даже на уровне учебного заведения управлять качеством, поскольку сегодня то, с чем учебное заведение выходит на рынок услуг, – это не диплом, не свидетельство о краткосрочной подготовке, а качество профессионального образования.

Дальше. Модель выпускника. Ради чего два или три года работает профессиональный лицей или профессиональное училище? Они работают, моделируя того выпускника, какого они хотят видеть. В этой модели сейчас много очевидных, но педагогически не проработанных вещей.

Еще один важный момент, упущенный в средней школе, а также в профессиональном образовании. Это сформированность учебных умений и навыков. Утверждаю: без достаточного уровня общеучебных умений нет профессионального образования. Учащиеся не могут овладеть профессией, если они не научатся работать с учебником, если они не могут написать реферат, не умеют работать в паре, в группе, в классе. Не случайно западные педагоги, например, в Великобритании, считают коммуникативные умения одними из самых главных и по степени их развитости часто оценивают качество учебного заведения.

Мы должны моделировать интенсивность учебного процесса. Наши эксперименты показывают, что можно поднять интенсивность каждого занятия в 2-3 раза. Должна быть также система исследований по входному контролю и тестированию тех, кто поступает в учебные заведения, но не как средство отсева, а как средство педагогической диагностики.

Наконец – о моделировании взаимосвязей профессионального образования с рынком труда. Как работать на рынке труда? Как сегментировать образовательный рынок? Как работать на каждом сегменте? В чем специфика обучаемых? Как профессиональное образование инвалидов отличается от профессионального образования бывших военных? В каждой группе – свои отличия. Для профессионального образования это означает и дополнительный региональный перечень профессий и специальностей. Это и определенные добавления (программы, модули, блоки) в учебный план, это целый ряд вещей, связанных с социокультурным и профессиональным своеобразием региона. Оленевода не нужно готовить в Москве, а верхолаза – в тундре.

Анатолий ГЛАЗУНОВ,

профессор, доктор педагогических наук, зам.директора Института развития профобразования

Статфакт

Профессиональных лицеев в России – 837 (22,8% из общего числа учреждений НПО).

В 1995 году не были трудоустроены в целом по России 17,2%, в 97-м – 15,7%, в 98-м – 15,1% выпускников НПО. Лучше всего в прошлом году дела обстояли в Санкт-Петербурге (6,6%), Ставропольском крае (5,3%), Орловской области (2,9%). Хуже всего – в Еврейской автономной области: более 60% выпускников НПО не трудоустроены.

Прием во все типы учреждений НПО за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов России на конец года составил 787 тысяч человек при задании 835 тысяч, то есть 94,2% от плана. На дневные формы обучения – более 694 тысяч, или 97,8%. Полностью выполнены нормы приема в 42 субъектах России. В 19 регионах работа ведется недостаточно успешно (Адыгее, Ингушетии, Камчатской области…).

В одиночку не выжить

Виктор Болотов, заместитель министра общего и профессионального образования РФ, курирует, помимо прочего, начальное профессиональное образование. Он дал интервью нашей газете.

– Говоря об отношениях Москвы и регионов, какую из проблем вы определите как наиболее актуальную?

– В ближайшем будущем прежде всего следует решить ситуацию с соучреждением. В Законе “О неотложных мерах по поддержке начального профессионального образования” записано, что профучилища могут быть государственными, если их соучредители – либо Федерация, либо ее субъект. С чем это связано, понятно: когда училище переходит на местный бюджетный уровень, оно зачастую совсем исчезает из системы НПО. Но такое случается далеко не везде, и нам следует отыскать в опыте регионов удачные организационные схемы и решать проблему соучредительства дифференцированно. Работать прежде всего будем с теми регионами, где училища не перебрасывают, как камень, из федерального бюджета в местный и обратно. Позиция “если в федеральной собственности – ни копейки из местного бюджета” неверна в корне. Сейчас из региона в регион ученики почти не переезжают – значит, училища готовят рабочие кадры для своих регионов.

– В ряде мест в профучилищах сокращается набор девятиклассников. От директоров ПУ мне приходилось слышать: “Пусть школы дают общее среднее образование, а мы – профессию”. Как вы расцениваете такое положение?

– Да, мне известно, что появилась тенденция к сворачиванию работы по обучению третьей ступени. Однако вопрос на самом деле сложнее. Там, где отказываются от тотального всеобуча, такое происходит отнюдь не столько потому, что директора профучилищ просто хотят упростить свою работу или удешевить процесс обучения. Ученики не заинтересованы в получении полного среднего образования. Они приходят в училища для получения ПРОФЕССИИ. Но профессиональные требования год от года повышаются. Высококвалифицированный рабочий – это уже не просто “мастер золотые руки”, это еще и эрудированный, широко мыслящий человек. Поэтому позиция директоров ПУ “пусть каждый делает то, что умеет лучше” в условиях всеобщего дефицита средств в известной мере справедлива. Так что ситуация, конечно, неоднозначна. И может стать темой отдельного обсуждения, газетного исследования.

– В таком случае, какова роль массовых изданий, например, нашей газеты, в содействии развитию системы начального профессионального образования?

– Пресса формирует общественное мнение. На мой взгляд, роль массовых изданий может сводиться к трем основным задачам. Во-первых, разрушение мифа о “тупиковости”, второсортности начального профессионального образования. Во многие профессиональные училища конкурсы довольно велики и сравнимы с конкурсами в вузы. Практика давно показала, что высококвалифицированный рабочий и зарабатывает больше, и на рынке труда востребован лучше, чем, скажем, выпускник технического вуза. Поэтому вопрос стоит так: что нужно делать, чтобы училища готовили рабочих высокой квалификации?

Второе – в обществе должно возникнуть понимание, что состояние профучилищ не отражает ситуацию в тех или иных отраслях, как и средние школы – не только проблема Министерства образования. Проблемы начального профессионального образования могут быть решены нами только совместно с администрациями регионов, с работодателями, со всеми социальными партнерами. Третье – отношения профучилища со школой, техникумом, вузом, то есть место начального профессионального образования во всей системе государственного образования. Скажем, переход на 12-летнее обучение не есть только вопрос общеобразовательной школы. Его нельзя обсуждать вне контекста перспектив начального профессионального образования. Некоторые специалисты, к примеру, предлагают германскую – дуальную – модель. Хотя в самой Германии к этой модели сложилась весьма серьезная оппозиция, наши специалисты полагают приемлемым соединить в системе средней школы общее и начальное профессиональное образование. Эта позиция, как и иные, нуждается в сравнительном анализе и весьма широком обсуждении.

Вместе с тем переход ряда училищ на программы разноуровневой подготовки, когда “на выходе” ученики могут получить диплом техника, требует выработки новых подходов к системе НПО и со стороны среднего специального образования.

Ситуация в цепи ПУ-ВУЗ не менее сложна. С одной стороны, есть случаи, когда вузы направляют студентов в профучилища для получения рабочих специальностей. Такое решение позволяет двояко повысить конкурентность вузовских выпускников на рынке труда. В основном варианте будущий руководитель производства узнает его “изнутри”, а значит, способен более адекватно его организовывать. В запасном – у него есть рабочая профессия. Это движение как бы сверху, со стороны высшей школы.

Со стороны НПО – опять же на основе разноуровневой подготовки – тоже происходит движение навстречу вузовскому образованию. Начинают возникать комплексы профлицей-колледж-вуз – так, что система непрерывного профессионального образования складывается хотя и спонтанно, но объективно, в самой практике образовательных учреждений. Эта тенденция заключает в себе немало противоречий и также должна служить предметом специального рассмотрения не только самими участниками, но и общественностью.

– Четыре года существует ассоциация “Роспрофтех”, аналог Союза ректоров России. Какова роль этой общественной организации в поддержке и развитии системы НПО?

– Успешные действия Союза ректоров России хорошо известны. С ним считаются и Госдума, и Совет Федерации, и министерства. Мы хотим вывести ассоциацию “Роспрофтех” на такой же уровень. Ассоциация всегда была нашим помощником при обсуждении и содержательных проблем, общественной экспертизой при подготовке разного рода документов. И генератором идей, потому что мы в министерстве не можем увидеть все, что происходит на местах. В ассоциации объединены люди “от сохи” – практики, директора профучилищ. Они обеспечивают нам мощнейшую обратную связь, они на самом деле и помощники, и советчики, и аналитики.

Теперь нам нужна общественная организация, которая сможет влиять на все органы, принимающие решения.

– Какими вы видите перспективы профтеха на 1999 год?

– Ситуация очень тяжелая. Но разрушения системы начального профессионального образования мы не допустим. Поэтому сейчас отрабатываем систему ответственности бюджетов разного уровня за финансирование системы начального профессионального образования. Мы против позиции “Все – на региональный уровень”. В ряде регионов уже созданы схемы, которые можно было широко использовать.

В финансово-хозяйственной деятельности профучилищ существует великое множество нерешенных проблем. Известный тезис Ролана Быкова “Не можете дать денег, так развяжите руки, чтобы я мог заработать” применим к ситуации в полной мере. В среднем четверть расходов профучилищ покрывается за счет внебюджетных средств, и поэтому, во-первых, то, что заработано училищем, не должно изыматься в счет погашения долгов. Это не его долги, а бюджета. Во-вторых, ничего не должно изыматься в конце года. В прошлом году Министерство финансов решило “обнулить” остатки средств на счетах училищ. Таким образом, училища лишаются последних стимулов самостоятельно зарабатывать.

Наверное, это не самый лучший выход из положения: покрывать расходы бюджета за счет хозяйственной деятельности образовательных учреждений, но пока иного пути у нас нет. А значит, мы должны содействовать активизации этой деятельности. Рынок есть рынок, и училищам должно быть выгодно самостоятельно зарабатывать средства.

Скажем, придание сельским ПУ статуса сельхозпроизводителей – один из таких способов. Нужно решить проблему приобретения училищами расходных материалов, разобраться, насколько применимы для училищ, производящих продукцию, местные льготы по налогообложению. Такие, казалось бы, частные вопросы составляют суть всего комплекса проблем, связанных с экономикой профучилищ, с уровнем их выживания. Решить их можно лишь согласованными действиями, с помощью межрегионального сотрудничества. Все понимают, в одиночку выжить не удастся.

Анатолий БУКИН

Статфакт

Увеличивается переподготовка взрослого незанятого населения за счет средств работодателей, организаций по труду и занятости населения. За 1998 год она выросла более чем на 20 тысяч человек и составила в целом по стране 241 тысячу человек (при 9 тысячах в 1990 году).

В России к концу 1998 года было около 4 тысяч учреждений начального профессионального образования. Общее число обучающихся в них – примерно 1,7 млн. человек. Выпускников 1998 года было 758 тысяч человек, в том числе 633 тысячи – из дневных учебных заведений. Это на 5,2% меньше, чем в 1997 году.

Количество учреждений НПО за 1997-1998 учебный год уменьшилось на 50 единиц с сохранением общего числа учащихся, поскольку изменения произошли за счет реорганизации образовательных учреждений (укрупнения, объединения, слияния). Ликвидировано 10 учреждений НПО, создано 9.

По законам творчества и рынка

Добрый день. Четвертый лицей, приемная, слушаю… Директора зовут Василий Алексеевич Турченко. Соединяю, – голос в трубке был ясный, бодрый, с хорошим произношением и подчеркнутой доброжелательностью. Не раз еще мне пришлось обратиться к Тане Лукаш, второкурснице, осваивающей профессию секретаря-референта, и всегда проблемы решались немедленно. Нечасто встретишь в приемных подобное. Такой секретарь – лучшая визитная карточка учреждения.

Для четвертого же новосибирского лицея – особенно: здесь готовят лучших в городе секретарей-референтов, отлично владеющих и электронной оргтехникой нового поколения, и волшебным искусством общения. Более близкое знакомство со студентами и преподавателями лицея, среди которых и заслуженные учителя России, и вузовские педагоги, авторы инновационных технологий и программ, примирило меня с кажущимся человеку непосвященному “нонсенсом”: переименованием бывшего полиграфического профтехучилища с 75-летней биографией в лицей. Беседа же с директором, отличником профтехобразования России Василием Турченко, убеждает, что здесь не просто новое название, а новая модель образовательного учреждения.

– Законы рынка и полученная самостоятельность подтолкнули нас к поиску по всем направлениям, – рассказывает Василий Турченко, – нужно было найти перспективные специальности, создать новую модель хозяйствования, другую структуру, научиться зарабатывать деньги и в то же время поддерживать творчество. Для новых специальностей требовались новые преподаватели, современная перспективная техника и содержание. У нас замечательный коллектив. Воодушевились все. Мы начали обучение не только очень нужных всегда печатников, но и операторов на наборно-компьютерной технике, секретарей-референтов, а затем и операторов ЭВМ. Эти специальности востребованы сегодняшним рынком.

Учебное заведение стало работать на ином, более сложном уровне. Если училища наскоро готовили секретарей-машинисток, то лицей разработал инновационную программу. В ней несколько разделов по курсу “Деловая культура”, глубокий курс “Основы менеджмента”, прекрасный гуманитарный курс “Основы редактирования текстов и реферирования информации”, оснащенный новейшей техникой курс “Информационные технологии”, классическая дисциплина “Документы, корреспонденция и делопроизводство”, а также прекрасно поставленный курс “Деловой иностранный язык”. Кроме того, масса факультативов и спецкурсов.

– Все наши студенты прекрасно владеют новейшей оргтехникой: факсом, ксероксом, сканером, принтерами… Всеми операциями на компьютере. Сейчас у нас более тридцати “пентиумов”. Мы – лицей, значит, должны иметь “продвинутый” уровень, – говорит Турченко.

– Говорят, вы многому научились в Москве и Германии?

– Мы заключили договор о совместной подготовке полиграфистов, печатников нового поколения на современной немецкой технике с участием немецких мастеров-инструкторов. Набрали три группы печатников. Даем им теорию, а фирма “Гайдельберг” поставила современную печатную машину для учебных целей, на которой инструктор из Германии работает с нашими мальчишками. Мы принимаем экзамен с участием немецкой стороны и выдаем документ. Дело очень перспективное: новая печать – новая продукция, красивая, многоцветная, насыщенная, совершенно иные возможности полиграфии…

– Всегда ли ваши студенты получают стипендию?

– Не только стипендию, но и – со второго курса – неплохой заработок. Лицей стал одним из учредителей городской газеты “Профессионал”. Печатаем афиши, приглашения, брошюры… За прошлый год зарплата студентов составила 82 тысячи рублей. Наши кадры востребованы на 100 процентов. Работать в условиях рынка очень интересно: все-таки дали некую самостоятельность, и мы теперь более “раскованы”. Как у директора у меня одна забота: не обмануть надежды родителей и ребят, которые пришли к нам учиться. Мы им сразу говорим: станете хорошими печатниками – обязательно будете трудоустроены. Кто хочет – получит возможность продолжить образование где угодно, фундамент заложен в лицее…

– Разве вы обязаны трудоустраивать?

– По Конституции и Закону “Об образовании” не должны. Но по совести и по здравому смыслу обязаны. Особенно сейчас, в условиях конкуренции и безработицы. Это мое такое видение проблемы: мы в ответе за качество, за результаты своего труда. Если мы не будем заботиться о том, чтобы наших выпускников приняли самые престижные издательства и полиграфкомбинаты, т.е. о реальной оценке нашего труда, то и качество нашей работы будет низким: документы вручили – и прощай…

– Но на это нужен специальный человек?

– Мастера производственного обучения закреплены за каждой группой все четыре года учебы. Они изначально присматриваются к воспитанникам и “присматривают” для них хорошие рабочие места. Мы действуем только в интересах лицеиста. Есть еще человек – наша выпускница, заместитель директора по учебно-производственной работе Нина Викторовна Буренина, которая занята тем, чтобы каждый выпускник был не просто хорошо трудоустроен, а нашел свой оптимальный вариант, свое место в жизни. К счастью, мы теперь имеем возможность готовить их не только к профессии, но и к жизнедеятельности в изменившихся условиях.

Галина ФРОЛОВА

Новосибирск

О новом этапе борьбы с неграмотностью

Наше учебное заведение существует 44 года, оно немного старше Красногорска. За эти годы мы выпустили 10 тысяч специалистов. Техникум создавали после войны, когда город только строился. При многих предприятиях тогда открывались учебные заведения.

Восьмой год на базе техникума работает оптико-электронный колледж. Появление колледжа вызвало массу противоречивых оценок в педагогической среде. Многие увидели в этом попытку повысить престиж техникумов, которые во многом стали уступать и вузам, и учреждениям НПО. Бесспорно, средняя профессиональная школа нуждалась в реформировании. Одним из направлений было создание колледжей – учебных заведений нового типа, обеспечивающих и базовый, и повышенный уровни среднего профессионального образования. Потребовались специалисты, которые могли бы самостоятельно принимать конкретные решения, обслуживать сложную технику, делать точные расчеты. Необходимо было создать многопрофильное, многофункциональное учебное заведение. Потребовались новые специалисты: техник-управленец, техник-разработчик, техник-наладчик.

Колледж – многоуровневое учебное заведение. Суть его – создать непрерывность обучения, повышения профессиональных и общеобразовательных знаний по вертикали. У нас сформировалась такая система: лицей – средний специальный уровень – высшее образование плюс вторая и третья специальности. Привлекательность этой формы в том, что, у студентов сохраняются преемственность, межпредметные связи. Перейти на следующую ступень обучения можно достаточно комфортно. В нашем учебном заведении работает “Международный лицей информатики, экономики и права”, где дети, учась с 5-го по 9-й класс, углубленно изучают эти предметы. Сегодня речь идет о необходимости профессионального всеобуча – так же, как раньше говорили о борьбе с неграмотностью.

Мы создали совместно с семью вузами факультеты по семи специальностям: оптико-электронные приборы, экономика, право, менеджмент.., то есть, повторю, сегодня мы имеем лицей, среднюю профессиональную школу плюс возможность получить высшее профессиональное образование. Эта вертикаль делает учебное заведение привлекательным и рациональным.

О многофункциональности. Мы имеем прекрасную материальную базу (кинозал, 17 кабинетов и лабораторий, электромонтажный участок…), мощные кадры, логично построенные программы. Дополнительно можно повысить квалификацию по 12 специальностям! Студенты имеют возможность получить вторую и третью специальности. В результате создан такой тип учебного заведения, который вобрал все лучшее, чем богата национальная система образования. Не случайно колледж стал экспериментальной площадкой РАО.

Есть у нас и обучение на платной основе, и хозрасчетная деятельность (научно-исследовательская работа, оказание индивидуальных и коллективных образовательных услуг…). Очень важен, конечно, уровень методического обеспечения учебного процесса. Раз в два года мы меняем программы. У нас работают около 20 докторов и кандидатов наук. Пять преподавателей написали свои учебники.

Нам нужно ответить на вызов времени: сейчас – экономический кризис, впереди – демографический спад. На первое место выходит востребованность наших выпускников на рынке, а значит – быстрота, динамизм, профессионализм. В колледже действует опосредованная форма контроля – на экзамены и зачеты приходят представители заказчика – предприятия. И мы проверяем у студентов не память, а реальный, “жизненный” курсовой проект. Им строить будущее. А мы лишь закладываем камни в его фундамент…

Виктор ДЕМИН,

заслуженный учитель России, кандидат экономических наук, директор Красногорского оптико-электронного колледжа, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России

Мнение

Как ныне празднует лицей…

Если говорить о моделях как типах учебных заведений, то, во-первых, открывая новый тип учебного заведения, нужно все конкретно просчитывать и вовремя подводить итоги, что не было сделано в случае с профессиональными лицеями. Об этом уже столько говорили и писали, и все равно четкости в этом вопросе нет. Профлицеи задумывались еще при Ягодине в Гособразовании как учреждения, стоящие на стыке между начальным и средним профессиональными учебными заведениями. Им тогда отводилась роль подготовки специалистов и рабочих по наукоемким профессиям. Но концепция профессионального лицея нигде не получила развития. Было принято временное типовое Положение о лицеях, в которых они определялись как учреждения начального профессионального образования, но в то же время им разрешалось готовить специалистов со средним профессиональным образованием.

В начале 90-х годов сеть лицеев начала быстро расти (сейчас 1/4 часть бывших ПТУ – лицеи). Позже процесс стабилизировался, пошла содержательная экспериментальная работа. Мы надеялись, что практика деятельности лицеев будет обобщена. Ведь они открывались как экспериментальные учебные заведения. Мы рассчитывали, что в инновациях 90-х годов, выходящих за рамки этого временного положения, ничего страшного нет.

И вот в 1994 году появляется Положение об учреждении начального профессионального образования, где было записано в одном пункте, что лицей – один из видов учреждений НПО. Как особенность их была выделена “реализация интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования”. Концепцию этих интегрированных программ тоже никто не дал. Кстати, когда зарождались лицеи, уже почти десять лет назад – можно годовщину отмечать – они назывались “высшие профессиональные училища”. Это название было правильным: лицеи выделялись, им был сразу задан статус.

Когда исчезло и это название – “профессиональные лицеи – высшие профессиональные училища”, появились “центры непрерывного профессионального образования”. Теперь и они не признаются. Но ведь в школах узаконены учебно-воспитательные комплексы! Почему бы и у нас не создать центры непрерывного профессионального образования: учреждения НПО и среднего профессионального образования, допрофессиональной подготовки и начальной профессиональной… Возможны разные варианты… Важно вводить такие центры, как модели. Модели нужно проверять. Модели должны быть вариативными. Пусть останется то, что подтвердит практика.

После ноябрьского профтеховского совещания принято решение о создании рабочей группы, где будут наконец проставлены точки над “i” в судьбе лицеев. Лицеи нужно оставить, но выделить их из общего положения. Ведь лицей – это интегрированное учебное заведение. Интегрированные центры наиболее важны именно сейчас, когда необходимо четко реагировать на потребности рынка, когда идет речь о возрождении производства.

Елизавета ЛОКОТНИКОВА,

заместитель начальника управления профессионального образования Московского комитета образования

Статфакт

На конец года существовали четыре модели разделения учреждений НПО по типам собственности и источникам финансирования:

– учреждения, находящиеся в федеральной собственности и финансируемые из федерального бюджета – 68%;

– учреждения, находящиеся в собственности субъектов Федерации (на региональном бюджете) – 6 территорий (Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская, Самарская, Волгоградская, Московская области);

– учреждения, находящиеся в федеральной собственности, но финансируемые из бюджета субъектов Федерации – 13%;

– учреждения, находящиеся в собственности субъектов Федерации, но финансируемые из федерального бюджета – Республика Коми, Республика Карелия.

Продолжается процесс передачи учреждений НПО в ведение субъектов Федерации России по инициативе субъектов и с согласия исполнительной и законодательной властей и трудовых коллективов. В настоящее время этот процесс идет в Вологодской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте