search
main
0

ТЕМА

В 80-е годы “Учительская газета” широко освещала идеи и находки педагогов-новаторов. В рамках тематической страницы “Педагогика сотрудничества” была опубликована и статья В.К.Дьяченко и В.В.Архиповой “Коллективный способ обучения” (“Учительская газета”, 28 августа и 8 сентября 1987 г.), где говорилось об основных идеях коллективного обучения и об опыте осуществления этих идей на практике. Статья М. Брейтермана (“Учительская газета”, 31 января, 1989 г.) рассказывала о родоначальнике коллективного обучения А. Ривине и об опыте реализации его смелых

педагогических идей в далекие 20-е годы. В последующие годы идеи и практика коллективного обучения интенсивно развивались и распространялись во многих регионах бывшего Советского Союза. Многочисленные представители этого педагогического направления из России, Казахстана и Армении собрались в Красноярске на конференцию, где обсуждались достижения, проблемы и перспективы создания коллективного способа обучения. Мы с удовольствием предоставляем своим читателям возможность познакомиться с результатами работы конференции.

Опыт

От технологии до способа бытия

Корни кэсэошного движения с полным основанием следует искать в деятельности А.Г.Ривина. Однако именно В.К.Дьяченко удалось прорваться через эмпирическое восприятие находки Ривина, увидеть сущностные стороны его педагогического изобретения и в итоге заложить основы учения об обучении, основы современной дидактики. Результаты научно-исследовательской деятельности В.К.Дьяченко легли в основу специально организованных работ физического факультета Красноярского университета в 1983-1984 учебном году.

Работы в опытно-исследовательских группах КрасГУ позволили создать и апробировать ряд методик (взаимопередачи тем, взаимообмена заданиями, доводящей карточки, взаимопроверки индивидуальных заданий, взаимотренажа, “обратная методика” Ривина), которые наряду с методикой Ривина составили целостную систему и могут быть взяты за основу для изучения учебных предметов через коллективные учебные занятия.

В эти годы выработалось несколько способов и форм организации инновационной деятельности, которые существенно предопределили успехи родившегося педагогического движения приверженцев коллективного обучения.

Это в первую очередь принцип командности и понимание коллективной природы педагогического творчества и строительства. Не случайно, что начиная с 1984 года неизменным моментом деятельности экспериментальных площадок является работа еженедельных семинаров. А разнообразные формы коллективной мыследеятельности стали нормой для организации сборов кэсэошников.

Значимый итог этого времени – создание в Ленинграде группы кэсэошников во главе с Архиповой Валентиной Васильевной.

В 1986-1988 годы удалось вырваться через своеобразную блокаду и заниматься распространением опыта коллективного обучения. Это удавалось прежде всего благодаря тому, что сложилась команда, которая была вооружена знаниями современной дидактики, изучала и постоянно следила за развитием передовых педагогических направлений и имела богатый опыт создания, организации и проведения коллективных учебных занятий.

Основной проблемой того периода было то, что, как правило, учителя работали в одиночку, увлекались несколькими приемами работы в парах сменного состава, ограничивались первоначальными успехами и не стремились создавать особые учебные группы, где все учебные предметы изучались бы через коллективные занятия.

По мере распространения практики создания коллективных учебных занятий все чаще и чаще давало о себе знать отсутствие методологических средств и теоретического аппарата построения коллективного способа обучения. И не случайно, что к концу 80-х годов уже были разработаны такие действенные понятия и представления, как маршруты изучения учебной программы, сводные группы, общий фронт, масштабы отсутствия общего фронта, фазы переходного периода от ГСО к КСО, которые позволяли не только анализировать и понимать, что происходит, но и концептуально представлять и целенаправленно осуществлять переход к коллективному обучению.

В те годы разрабатывались и начали практиковаться разные варианты многоэтапных курсов переподготовки учителей, ОДИ-образные курсы для педагогических кадров, проблемно-тематические ОД-игры, школы педмастерства, специализированные стажировки и т.д. Появились серьезные экспериментальные площадки и команды кэсэошников в городах Красноярск (сш. 141, сш. 21), Джезказган (сш. 22), Караганда (сш. 38), Ярославль (сш. 72), Павлодар (сш. 12), Казань, Лангепас (сш. 6), Новокузнецк (сш. 12), Якутск и др.

Именно в этот период формировалось и более заметно проявилось само кэсэошное движение.

Претензии на роль будущего способа обучения вынуждают расширить содержание самого понятия “коллективный способ обучения” с учетом становящихся норм, ценностей и способов организации будущей человеческой жизни. Это предполагает преодоление примитивного восприятия понятия “коллективный способ обучения” как технологии организации учебного процесса и выводит на понимание его как способа общественного бытия. А представления о становлении образования в качестве определяющей и ведущей сферы развития человеческого общества порождает необходимость пересмотра и переосмысления ценностей, норм, подходов и принципов всего кэсэошного движения.

Манук МКРТЧЯН, зав. лабораторией методологии управления Красноярского краевого Центра развития образования, к.ф.-м.н., чл.-корр. Российской академии социальных и педагогических наук

Благовещенск, Иркутск, Усть-Илимск, Якутск, Новокузнецк, Кемерово, Павлодар, Усть-Каменогорск, Казань, Ереван, Нижневартовск, Томск, города и села Красноярского края, Волгодонск, Тверь, Ярославль – вот адреса тех, кто отправил своих делегатов в Красноярск на всероссийскую научно-педагогическую конференцию “Роль педагогической технологии “коллективный способ обучения” в формировании новой образовательной практики”. Организовали данное мероприятие Главное управление образования администрации края, институт повышения квалификации работников образования, краевой Центр развития образования. Радует то, что именно Красноярский край стал центром кэсэошного движения: здесь накоплен многолетний опыт целого ряда школ края по данной технологии обучения, автором которой является В.К.Дьяченко.

Научно-педагогическая конференция зафиксировала факт: в России выделилось педагогическое движение, названное новой педагогической технологией “коллективный способ обучения”, в которой определились основные формы ее развития:

КСО-“здоровьесохраняющая” технология;

КСО-интеллектуально развивающая технология;

КСО-технология педагогического процесса в контексте деятельностного подхода;

КСО-технология гуманного обучения;

КСО-технология демократического способа обучения по способностям;

КСО-технология самообучения и самоуправления;

В течение трех дней работали секции “Начальное образование в технологии коллективных учебных занятий”, “Гуманитарное образование в технологии коллективных учебных занятий “Проблемы и перспективы”, “Естественно-математическое образование в технологии коллективных учебных занятий”, “Управление школой и создание новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий”.

Обозначилось некоторое системное видение проблем КСО как в целом, так и в работе школ, лабораторий, отдельных творческих групп педагогов, регионов. С самого первого дня конференции с большим нетерпением участники ждали посещения школ. Не просто открытых уроков, нет. Было желание пообщаться именно в школе, посмотреть учебные занятия, задать вопросы, получить ответы, обнаружить воочию все “за” и “против”. И вот на второй день работы школы Красноярска ?? 21, 141, 42, 29, 56, 59, 144 пригласили участников конференции на учебные занятия по новой педагогической технологии – коллективный способ обучения. Гости увидели: каждый ребенок учится, а не просто присутствует на уроке. Не сам учитель все время объясняет и рассказывает, а дети – друг другу в парах, в группах, перед всем классом, не комплексуя при посторонних.

Конференция завершила свою работу. У всех осталось желание встречаться, общаться, обмениваться информацией. И – снова собраться вместе. Появились новые планы работы для лабораторий, школ, педагогов. Изданы тезисы конференции, готовится в печать сборник научных трудов, педагогических находок. В ходе конференции были сняты видеофильмы по вопросам коллективного способа обучения. Среди перспективных направлений деятельности были выделены создание ассоциации кэсэошного движения и регулярный выпуск научно-педагогического журнала “Коллективный способ обучения”.

Анна Андреева

Cпросите любого КСО-шника: зачем вы организуете коллективные занятия? И суть ответов будет одна – чтобы каждый ребенок смог проявить активность и самостоятельность на любом занятии, чтоб все занимались делом, чтоб учителю и детям было комфортнее в общении друг с другом, чтоб каждый мог ответственно трудиться и достигать результата. Разве кому-нибудь это не нужно?

…А в управлении образования края нам говорили: “Вы вот красиво говорите, рисуете Светлое Будущее. Мы знаем, что в нем прекрасно. Но результат нам нужен сейчас. Может ваша технология сделать успешным любого ребенка в любой отдаленной школе края?”

Заниматься таким сложным делом, как обновление, перестройка в образовании, не ставя социально значимых целей, – дело неблагодарное и бессмысленное. Концепция коллективных занятий предполагает, что каждый ребенок может учиться на “4” и “5”. Обучение на “5” является постулатом кэсэошного движения и этической нормой учителя. Учитель имеет право ссылаться на несовершенство методики, на нехватку дидактических средств, на собственное бессилие. Но если он себя считает профессионалом, а детей не годными к обучению, это не Учитель. При этом очевидно, пока нет такой методики, подхода, при которых учителя могли бы всех детей учить на “5”. Значит ли это, что мы не должны браться за такую задачу? Значит ли это, что мы не должны хотеть, чтобы каждый ребенок в России получил качественное образование? Вовсе нет.

И хотя кто-то сочтет наши притязания фанфаронством, мы утверждаем: каждый человек – незаменимый субъект общественного развития. Важная тенденция современности – решать личные интересы, задачи за счет и благодаря взаимодействию с другими (людьми, субъектами федерации, народами). Процессы образования в мире будут носить все более и более коллективный характер, а образовательные цели и программы каждого человека – все более индивидуализироваться.

Мы видим в коллективных занятиях начало большой работы по перестройке учебного процесса. И претендуем на то, что мы наряду с теми, кто это осознает, строим будущее. А значит, мы не могли не взять на себя ответственность за то, что происходит в системе образования. Не могли не сказать: мы готовы решать узловые проблемы практики Красноярского края – вопросы успешности детей в обучении, жизнеспособности педагогических кадров, сохранения физического, психического, социального здоровья и др. Так постепенно оформилось несколько задач: строительство новой образовательной практики, работа на результат, приемлемый учениками, родителями, педагогами, учеными и управленцами, создание механизмов, позволяющих воспроизводить варианты обучения детей и результаты в разных школах края. И идея – как их сообща решать. Решили, а что если так объединиться представителям разных учреждений системы образования, создать такой коллектив, в котором друг за счет друга можно было неустанно идти вперед и знать ответы на вопрос “куда идти?”, заниматься практикой обучения, создавать новые методики и отчитываться за детей перед государством и обществом.

Вот так и родился Краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий. В него вошли более 20 школ края, научные сотрудники и методисты Регионального центра развития образования, работники управлений образования края. Научным руководителем и душой комплекса стал ученик и последователь Виталия Кузьмича Дьяченко Манук Ашотович Мкртчян, автор ряда методик коллективных занятий, методолог.

На базе школ были открыты педагогические площадки разных типов. Поисковые. По технологии – это 141-я школа г. Красноярска. Здесь создаются модели обучения детей в разновозрастных учебных группах – РВГ. По управлению – это 56-я школа. Здесь разрабатываются новые подходы к управлению школой на основе идей коллективного программирования деятельности и непрерывного пожизненного образования.

Инновационные. Здесь воспроизводятся и адаптируются варианты коллективных занятий на уровне классов и отрабатываются фрагменты РВГ, осмысляются и разрабатываются механизмы переноса занятий и результатов в другие школы. Тиражирующие. Здесь создаются очаги новой образовательной практики и закладывается массовая традиция коллективных учебных занятий.

Все школы работают в соответствии с общей программой, которая уточняется и корректируется ежегодно на общих сборах представителей комплекса. А каждая педагогическая площадка ежегодно разрабатывает свою программу деятельности, которая и определяет ее уникальность в общей работе. Ежегодные сборы являются главным управленческим органом комплекса, на котором обсуждаются все накопившиеся проблемы и стратегические вопросы, уточняются цели, задачи, содержание и формы работы педагогических площадок и их взаимодействия, разрабатывается программа действий. Здесь ежегодно избирается Совет комплекса, куда входят директора и руководители площадок, управленцы, научные сотрудники. Он действует между сборами.

А конференция стала программным сбором уже не комплекса, но кэсэошного движения. И мы обсуждали, что давно уже наше дело не создание новых методик и приемов работы. Нам интересен сам будущий образ жизни. А так как прост наш давнишний принцип – все, что желаешь кому-то, сначала попробуй на себе. То, как обычно, главный полигон для испытаний – мы сами. И встал очередной вопрос и новая задача: а мы-то сами носителями какого образа жизни являемся? И если строим новое, то что должны построить прежде всего в себе?

Этот вопрос я адресую и тем, кто не смог приехать на конференцию. И хочу сказать, мы думали о вас. И на открытии конференции мы сидели плечом к плечу в переполненном зале Дома учителя. И щемило сердце оттого, что нас много и дело наше огромно.

Ирина ЛИТВИНСКАЯ, научный сотрудник лаборатории методологии управления Красноярского ЦРО

Интервью с Виталием Дьяченко

– Виталий Кузьмич, вас много публикуют в газетах, в журналах, вы издали уже 10 книг по дидактике, технологии КСО. Какие из своих трудов вы считаете наиболее важными для решения современных задач образования?

– Прежде всего я бы назвал двухтомник “Современная дидактика” (Новокузнецк, 1996), затем большую по объему книгу “Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология” (Красноярск, 1998) и “Организационная структура учебного процесса и ее развитие” (М., “Педагогика”, 1989). Должен сказать, что меня стали много публиковать лишь в последнее десятилетие.

– Чем вы объясните, что ваши идеи так долго не получали признания?

– Известно, что борьба нового со старым всегда идет с большими трудностями. Нам приходилось, начиная с 40-х годов, очищать дидактику от псевдонаучных взглядов и понятий, бороться за правильное и научно обоснованное понятие обучения, руководствуясь естественно-научным подходом, раскрывать объективные законы функционирования и развития процесса обучения. Отстаивать свою классификацию форм организации обучения, вводить новое понимание и новую систему принципов обучения, впервые исследовать исторические стадии учебно-воспитательного процесса, прогнозируя его будущее, решать проблему школьного кризиса и выяснять пути его преодоления, разрабатывать исторически новую образовательную систему. Все это встречало противодействие, сопротивление.

– А что повлияло на ваше решение посвятить свою жизнь педагогике?

– Это решение созрело не сразу. В 1939-1940 учебном году я приехал в Москву и стал учиться в одной из лучших школ. Меня постигло разочарование. Я стал посещать лекции в МГУ крупнейших ученых своего времени: академиков и профессоров Иоффе, Корнилова, Рубинштейна, Каблукова, Асмуса, Державина, Розенталя, Белецкого и других, читать философскую, общественно-научную и психолого-педагогическую литературу. Засиживался над книгами Гельвеция, Дидро, Глебаха, Гегеля, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Ф. Бэкона, Добролюбова, Чернышевского, Писарева, Плеханова, Энгельса. Я стал понимать, что образование, которое дается в школе, слишком узкое, одностороннее. В это время я и встретился с Александром Григорьевичем Ривиным – автором нашего метода оргдиалога.

– При каких обстоятельствах это произошло?

– Совершенно случайно. Я учился в 10-м классе. В начале 3-й четверти к нам в класс пришел новый учитель немецкого языка и сумел заинтересовать изучением языка в библиотеке иностранных языков, где работали кружки и где можно было в течение двух часов говорить на изучаемом языке. На занятия кружка пришли из нашей школы два девятиклассника, которые знали, что я посещаю лекции в МГУ. Они-то и рассказали мне о необычном учителе и необычном методе, который он применяет. По моей просьбе они привели меня к А.Г. Ривину. Это было, если мне не изменяет память, 17 января 1941 года. Ривину было 63 года, а мне шел 18-й. На первом же занятии Александр Григорьевич, указывая пальцем на мой лоб, объявил: “В этом парне дремлет философ”. Ривин произвел на меня сильнейшее впечатление человека высокой культуры и обширной эрудиции. Меня поразило его положение какого-то отщепенца, изгнанного из школы и даже из общества. В 1956 году, когда я читал роман В. Дудинцева “Не хлебом единым”, среди героев этого романа выделил персонаж профессора Бусько, который многими чертами напоминал мне А.Г.Ривина.

– Как сложилась его дальнейшая судьба?

– Александр Григорьевич умер 7 марта 1944 года от голода в доме для престарелых.

– Какова судьба учеников и сторонников А.Г.Ривина в 40 – 50-е годы? Чем вы сами тогда занимались?

– Перед войной у Ривина создалась группа его сторонников. Это были в основном десятиклассники. Я бы выделил как наиболее активных двух: Бориса Колесникова и Бориса Юновича. Мы не только участвовали в коллективных занятиях, которые проводил Александр Григорьевич, готовились вместе к экзаменам, но и по его советам ходили в другие школы, где тоже организовывали занятия в парах сменного состава, используя методику поабзацной проработки статей и работу по карточкам. Такие занятия мы называли “организованный диалог” (“оргдиалог”). Для нас это был новый метод обучения. Мы старались сделать его известным, а поэтому посылали письма И.В.Сталину, М.И.Калинину, В.М.Молотову, К.Е.Ворошилову, ходили в Министерство просвещения, Научно-исследовательский институт педагогики, в педагогический институт и в другие учреждения, добиваясь признания оргдиалога и использования его для подготовки кадров разных профессий. Иногда нас слушали, и очень внимательно, но в основном спорили и поучали. Оргдиалог, то есть коллективные учебные занятия, путали с бригадно-лабораторным методом, дальтон-планом и др. системами.

– Интересно, а с кем из известных педагогов вам приходилось встречаться и сотрудничать?

– Мне очень повезло на учителей. В Киевском педагогическом институте, а затем в аспирантуре я учился у таких известных профессоров, крупнейших специалистов по психологии, педагогике, истории педагогики, как Г.С.Костюк, С.Х.Чавдеров, Я.Б.Резнин, О.Ф. Николенко. В дальнейшем я был лично знаком и обсуждал многие вопросы педагогики и особенно дидактики с М.Н.Скаткиным, Б.П.Есиповым, М.А.Даниловым, Л.В.Занковым, Е.И.Петровским, Ю.К.Бабанским, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, В.В.Краевским. Во время наших встреч у нас происходили споры, дискуссии. Единство во взглядах достигалось редко.

– Вы встречались с учителями-новаторами?

– Еще в 50-е годы я работал в московской школе-интернате ? 12 вместе со всемирно известным Борисом Павловичем Никитиным. Нашу работу и борьбу за новые идеи в педагогике писатель Владимир Тендряков описал в романе “За бегущим днем”. Я встречался и переписывался с В.Ф.Шаталовым, у которого по методике преподавания математики многое заимствовал. Были также встречи с Е.Н.Ильиным, И.П.Волковым. В разные годы встречался и вел переписку с такими известными учеными-академиками, как И.К.Корнилов, И.Ф. Свадковский, В.В.Давыдов.

– Виталий Кузьмич, вы были школьным учителем, защитили кандидатскую диссертацию по логике, разрабатывали технологию и методики КСО. Вы себя считаете теоретиком или учителем-практиком и методистом?

– И тем, и другим. Мне пришлось одновременно даже не разрабатывать, а создавать дидактику как науку, которой нужно руководствоваться, реформируя школу, выводить дидактику из состояния наукообразия в подлинную современную науку и, может быть, в неменьшей степени заниматься практической, учебной и методической деятельностью, работать с учениками и учителями, разрабатывать технологию и теорию обучения по-новому. Это две стороны единого процесса реформирования школы, ее прогрессивного развития.

– Педагогическая общест-венность отметила ваше 75-летие. Вы продолжаете вести активный образ жизни: ездите по стране, выступаете с докладами и лекциями, работаете с учителями и методистами, пишете статьи, книги, участвуете в научных дискуссиях. В чем секрет вашей работоспособности? Как вам удается поддерживать столь прекрасную рабочую форму?

– Прежде всего я не считаю себя слишком старым. И.П.Павлов, В. Гюго, Л.Н. Толстой, И. Кант, И. Репин, Н.М.Амосов, П.П.Капица и много других деятелей науки и культуры продолжали активно трудиться, хотя они были гораздо старше меня. Биологи объясняют это довольно просто – генами, наследственностью. С ними спорить трудно. Я бы добавил еще два фактора: здоровый образ жизни, включая спорт и питание, а также сознание большой значимости для людей, для общества дела, которому посвятил жизнь. От постановки обучения и воспитания зависит судьба детей, подрастающих поколений, а от них – судьба и благосостояние всего общества, ради этого стоит жить и работать, невзирая на годы.

– Над чем вы сейчас работаете?

– Мои планы превосходят то, что я в состоянии сделать до конца своей жизни. Сейчас мои усилия, так же, как и усилия моих учеников и единомышленников, сосредоточены на реформировании педагогического процесса, современной школы и системы образования. Это главное направление работы. Оно определяет почти все частные проблемы: подготовку и переподготовку руководителей школ и учителей, составление учебников и учебных пособий для школ, где происходит переход от ГСО к КСО, разработку методик изучения различных предметов. Здесь непочатый край работы. А в ближайшее время хотелось бы пересмотреть и переработать свой двухтомник “Современная дидактика”, подготовить один краткий популярный курс дидактики, а другой – расширенный.

– Что бы вы хотели пожелать вашим единомышленникам, ученикам, последователям и всем российским педагогам?

– Одну вещь совершенно банальную, но жизненную: хорошей зарплаты и своевременного ее получения. Вторую, самую трудную и тоже жизненно необходимую: в ближайшие годы вывести школу и всю систему образования из состояния кризиса и превратить школу в главнейший фактор развития общества, развития нашей культуры и производства.

Ольга ЗАПЯТАЯ

Опыт

Быстрее и больше

говорят красноярские учителя

Г.С.Сафонова: “Коллективные занятия восприняла с энтузиазмом. Слушала, спрашивала, читала, познавала азы методик. Очень многое есть в коллективных занятиях положительного. Главное и самое ценное – раскрепощение ученика, возможность учиться свободно, становиться уверенным, знающим”.

И.Н.Жукова: “Коллективные занятия предоставляют детям возможность изучать и отрабатывать материал во много раз больше, чем при обычной классно-урочной системе”.

В одиночку ничего

не сделаешь

Говорят участники конференции

…Сформировавшись в самостоятельную систему, коллективные учебные занятия превратились в полную противоположность традиционной школе. Это означает, что у коллективных занятий иные цели. Мы полагаем, что это обучение детей универсальным способам деятельности, в частности умению самостоятельно добывать необходимые знания. А значит, и результативность работы кэсэошной школы должна отслеживаться по иным методикам, не сводящимся к “срезам” знаний. Такие методики еще не отработаны, и поэтому на практике проблема решается привычным способом: дается единая “классно-урочная” контрольная работа. Об оценке умения детей самостоятельно добывать знания речь и вовсе не ведется. Все выходит так, как нам говорили некоторые управленцы: “Это ваше дело, какие методики использовать, но к назначенному сроку вы всем детям должны дать стандарт”. Чтобы спасти дело, учителя вынуждены “подтаскивать” детей к очередному рубежу. Получается, что никакого развития нет. Кэсэошная школа вынуждена обслуживать классно-урочные цели, лишь бы не закрыли”.

С. МЕСЯЦ, учитель физики и математики

Малосердобинского комплекса “Детский сад-школа”

Пензенская область

…Многих учителей, методистов, ученых Якутии волнует вопрос: как использовать идеи народной педагогики в учебном процессе? На наш взгляд, в этом может помочь теория коллективного способа обучения. Ее основные принципы разработаны на основе идей, методов народной педагогики. Принципы непрерывной и безотлагательной передачи знаний, разделения труда, разнообразия тем и заданий, принцип разновозрастности и разноуровневости – посмотрите, разве не эти же принципы применимы к обычным семьям, где дети учатся друг у друга тому, что знают сами, старшие участвуют в воспитании младших, где принято разделение трудовых обязанностей? Народная мудрость гласит: “В одиночку ничего не сделаешь, объединившись, что угодно можно сделать”.

…Таким образом, внедрение технологии коллективных учебных занятий помогло бы решению проблем этнопедагогизации учебного и воспитательного процессов.

А.СЕМЕНОВА, к.п.н., доцент кафедры педагогики начального обучения Якутского пединститута при Якутском госуниверситете

Знаете ли вы, что есть школа, в которой 18 девятиклассников сдали государственные экзамены по математике еще в январе? В июне им сдавать на один экзамен меньше. Надо было видеть, как спокойны и уверенны были ребята на экзамене. Через два часа практически у всех работа была сделана, оставалось только переписать ее с черновиков. И результат хорош: три пятерки, четырнадцать четверок и одна тройка. Как им это удалось? Секрет прост: ребята из этого класса уже несколько лет учатся по новой технологии – “коллективный способ обучения”…

Н. САЗЫКИНА, завуч средней школы ? 12

Новокузнецк,

Кемеровская область

Я работаю без помощи

Говорят ученики

Из анкет третьеклассников:

“Мне очень нравится, когда дети обращаются к учителю не как к учителю, а как к другу”.

“Мне нравится работать в паре с Женей и Мариной, потому что они умеют выслушать, могут исправить и высказать свою версию”.

“Бывают и трудности, но мне помогают мама и папа, когда я дома, друзья и учитель, когда я в классе”.

“Если что-то непонятно, то можно спросить у товарища”.

“Хорошо, что можно ходить по классу, спрашивать, потому что сидеть на стуле весь день я не смогла бы”.

Размышления семиклассников:

“Мне нравятся коллективные занятия, потому что я получаю много оценок. Легко заниматься, и я лучше понимаю материал. Не поняла – спрошу у товарища, сидящего рядом со мной”.

“При работе коллективно чувствуешь себя в роли учителя. Дома почти ничего не делаешь, все успеваешь в школе”.

“Мне нравится выступать в роли учителя. В классе необязательно ждать всех, можно идти вперед”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте