search
main
0

ТЕМА

Фольклор: педагогика – экологически чистая

При слове “фольклор” у нас возникает несколько странноватый образ: сарафан, самовар, балалайка – нечто декоративное, архаичное, имеющее мало отношения к современной жизни. Но фольклор – это то самое устное народное творчество, которое принципиально не может умереть до тех пор, пока люди общаются между собой.

Каково место фольклора в образовательном процессе? Умеем ли мы использовать в своей воспитательной работе опыт народной педагогики? Это вопросы, которым посвящена наша сегодняшняя “Тема”.

Опыт

Про яблочные пироги да пряники медовые

Познание законов и основ экономики на бумаге – дело сложное. Что, если поставить ребенка в ситуацию, когда такие понятия, как качество, спрос, цена, реклама, доход, будут для него не далекой абстракцией, а реальностью?

Жизнь нашей школы уже немыслима без ежегодных праздничных ярмарок на День города или Новый год, 8 Марта или Масленицу.

“Разделочные доски и керамическая посуда, оригинальные подсвечники и каминные наборы, резные шкатулки, украшения из бисера и многое другое для себя и своих друзей вы можете купить на нашей ярмарке.

А также – яблочные пироги, медовые пряники, вкуснейшие блины. Приходите! Не пожалеете!” – гласит реклама, а школа встречает гостей: бабушек, дедушек, мам и даже пап.

Есть идея: прекрасное и нужное своими руками!

А что же нужно, что будет пользоваться спросом?

Идеи ребят:

– В магазине нет деревянных лопаток для тефлоновых сковородок!

– Разделочные доски продаются только большие.

– Праздничные открытки очень дорогие. Давайте сделаем сами!

“Ниша” найдена. Началась кропотливая работа на уроках, в кружках, дома. От идеи до реализации. Каждый пройдет всю цепочку: исследование спроса, разработка эскиза изделия и его защита, разработка технологии, подсчет материальных затрат, изготовление опытных образцов или серии, определение цены… И неожиданный финал: “Мне жалко расставаться с моей работой”, “Я не продам ее ни за какие деньги”. Может быть, вложив в изделие свою душу, попытавшись найти денежный эквивалент затратам, ребята научатся уважать труд других? Почувствовав себя в роли конструктора, технолога, рекламного агента, продавца, ребенок пополнит свой жизненный багаж, а законы экономики станут ближе и понятнее.

Многие задумываются о том, как формируется бюджет, каковы источники дохода и статьи расходов. На данном этапе очень важно познакомить с простейшими экономическими расчетами по определению расходов на газ, электричество, продукты питания, одежду, семейный досуг… Все это способствует воспитанию культуры потребления, умению анализировать и искать выходы из проблемных ситуаций. И в головах ребят зародятся благородные мысли: “Чем я могу помочь своей семье?”

Александр ГЛОЗМАН,

заслуженный учитель РФ,

учитель школы # 293

Москва

Зазывания и прибаутки ярмарочных торговцев

Эй, прохожие!

Для ваших карманов

Понастроено полно балаганов!

Шевелись-веселись,

У кого деньги завелись.

У кого же в кармане грош да прореха,

Тому не до смеха…

Есть такие чудаки!

Прозывают их бедняки.

Где им до богатых,

Коли ходят в заплатах!

Веселись-шевелись,

У кого деньги завелись!

Кому яблоки продам?!

Кому дешево отдам?!

Грушевые! Ананас!

Купи, дочка, про запас!

Купцы московские!

Пряники ростовские!

Сахарные, на меду!

Во все карманы накладу!

Вам необходима,

Проходящим мимо,

Детская игрушка –

Веселый Петрушка!

Бим-бом, бим-бом!

Веселит весь дом!

Вот они, вот они!

Детские подарки

Красивы и ярки!

Дудки! Хлопушки!

Бубны! Побрякушки!

Налетай, выбирай!

Выбирай, забирай!

Самовар, сарафан, балалайка?

Елена Боронина – руководитель этнографической лаборатории московского педагогического колледжа # 12. За четырнадцать лет работы в результате экспедиций и научно-исследовательской работы студентов и преподавателей собран бесценный фонд народных обрядов, хороводов, игр, танцев и песен Подмосковья. Этот материал стал основой спектаклей фольклорного ансамбля “Оберег”. Студенты старших курсов колледжа имеют возможность получить дополнительное образование по музыкально-фольклорной специализации. А выпускники становятся увлеченными пропагандистами русского народного искусства в своих педагогических коллективах.

– Елена Германовна! Ваши воспитанники становятся преподавателями фольклора в детском саду. Почему, с вашей точки зрения, фольклор так необходим маленьким детям?

– Видите ли, в жизни наших детей очень много синтетики. Мы в силу обстоятельств не можем ее избежать. Но стремимся, когда есть возможность, напоить ребенка не порошковым молоком, а настоящим, парным; дать ему босиком побегать, в лесу поиграть.

Для малышей встреча с фольклором то же, что дышать свежим воздухом и гулять по зеленой травке. Это полезно для их нервной системы и для их духовного здоровья.

– Но ведь многие фольклорные тексты – например, жнивные или посевные, – совершенно непонятны современному городскому ребенку. Не лучше ли читать детям просто хорошие стихи хороших детских поэтов?

– Ну, во-первых, стихи большинства детских поэтов основаны на хорошем знании фольклора. Вспомните хотя бы, как Маршак комментировал сказки А.С.Пушкина.

Возможно, объяснение в том, что фольклор – это веками отработанные ритмы и метры, проверенные, отобранные. Если хотите, это экологически чистая педагогика.

Что касается понятности, то она – не обязательное условие для знакомства с любым текстом. Ребенку ясельного возраста большая часть слов в речи взрослого неясна. Но эти слова связаны с жизнью. За счет этого он и обучается говорить.

В старину песенный, игровой фольклор никогда не передавался “специально”. Он приходил естественно, вместе с обрядами, внутри трудовой деятельности.

Многие наши выпускницы, работающие воспитательницами в детском саду, специальных фольклорных занятий не проводят. Но фольклор становится частью их совместной с детьми садовской жизни. Дети моют руки – воспитательница приговаривает что-нибудь подходящее случаю, укладывает их спать – поет колыбельную.

Фольклор слит с бытом. Никакое другое искусство не бывает так ярко и разнопланово представлено в быту. Именно этим и объясняется его живучесть. Есть еще такой термин, как ситуативность фольклора. Его “всплываемость” в бытовых ситуациях потрясающа. При этом он удивительно меток. Сказала я вовремя прибаутку – малыш улыбнулся. В другой раз пришлась к слову присказка – он задумался.

Народная педагогика и основана на сказанном вовремя слове. Как приятно слушать какую-нибудь деревенскую бабушку, которая говорит приговорками, словно горошинками сыплет. Чувство юмора в ее речи потрясающее, какое-то глубинное.

Так что если как-то определять фольклор, то это живое слово, сказанное вовремя.

– Если фольклор так тесно связан с жизнью, не означает ли это, что фольклорные ценности, фольклорная эстетика, которую вы предлагаете детям, вступает в очень тяжелую конкуренцию с ценностями современного индустриального городского мира?

Я помню описание одного эксперимента, когда перед детьми посадили двух кукол – самодельную тряпичную и Барби – и предложили сделать выбор: с какой игрушкой они хотели бы играть? Все выбрали Барби.

– И Барби, и тамогочи – это все быстро сменяющаяся мода. А ценности народной культуры – основа жизни, в том числе и современной. Есть очень интересные наблюдения у родителей детей, занимающихся в нашем кружке. Днем действительно девочки играют с Барби. Но ночью они никогда не берут ее в кровать. Спят они с мишкой или с мягкой самодельной куклой – с игрушками совсем другого характера.

– Вы полагаете, что народная игрушка могла бы снова войти в игровой мир?

– Для народной игрушки вернуться к ребенку не означает вытеснить игрушку современную. Она должна присутствовать в жизни ребенка так же, как в жизни взрослого история. Просто для существования такой игрушки в мире детей должен быть создан специальный контекст. А это уже задача педагогов и понимающих проблему родителей.

Здесь надо обязательно учитывать, что глубинное знакомство с фольклором ведет к серьезной переориентации вкуса. У наших девочек-студийцев формируется даже особенное отношение к одежде. Они начинают очень напряженно относиться к пестрой модной синтетике.

Все то, что мы привозим из экспедиций, глубоко входит в быт наших воспитанников. Мы, например, собрали богатый материал по свадебному обряду и поставили небольшой фольклорный спектакль. Играли много раз. А потом девушки из нашего коллектива начали выходить замуж. И, конечно же, мы уже не могли на их свадьбах не петь полюбившихся песен.

– Как бы вы могли определить то главное, чему ребенок может обучиться через фольклор?

– Импровизировать. Для этого фольклор обладает уникальными возможностями. Он весь насквозь вариативен и построен на способности исполнителей, лучше сказать, участников обрядовых действ, к мгновенному, тут-и-сейчас сочинительству – и слов, и жестов, и движений. Эта особенность народного искусства очень плохо и трудно понимается.

Самая главная беда в судьбе нашего фольклора – сведение его к концертному варианту: гжельские сарафанчики, хохломские кокошники. Грубо говоря, уровень “самовар, сарафан, балалайка”. Иногда взглянешь и думаешь: лучше бы этого не было. Настолько это все далеко от истинного содержания фольклора. А ведь фольклорная игра, хоровод, танец или песня – это прежде всего радость общения, свобода выбора партнера и импровизация. С этой точки зрения занятия фольклором часто идут вразрез в официальным стилем дошкольной педагогики. Там детей обучают жестко запрограммированным формам поведения. Посмотрите, что происходит у детей, регулярно посещающих музыкальные занятия, с руками! Если девочка танцует, она обязательно держится за юбочку, а у мальчика руки должны быть на поясе. Они совершенно не понимают, что руки могут жить в танце свободной жизнью, что они могут быть расправлены. Получается, что детским рукам (и ногам, и голосам) нужно возвращать отобранную у них официальным воспитанием свободу.

– Как вы считаете, можно ли этому обучить педагогов?

– Можно, но сложно. Самая главная проблема – зажатость, закомплексованность наших взрослых. Конечно, они транслируют это на детей. А это очень трудно преодолевать.

Но здесь важно отметить, что занятия фольклором очень много дают для развития умения общаться. В общении появляется свобода, ранее человеку не свойственная.

Беседовала

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Как качать тряпичную куклу

– Сейчас я вам что-то покажу!

Для начала повязываю платочек, надеваю бусы. А потом начинаю неторопливо и деловито сворачивать трубочкой кусок белого полотна. Раскладываю на коленях большой цветной платок и пеленаю получившийся валик. Появляется тряпичная кукла, ну точь-в-точь настоящий младенец, которого так хочется взять в руки, покачать, убаюкать, приголубить. Не только девочкам, но и мальчикам.

Этим мы и будем сейчас заниматься. С куклы, родившейся на глазах у детей, начнется урок по малым фольклорным жанрам.

Оказывается, это с немалым удивлением отметят сами дети, у такой тряпичной куклы есть одна замечательная особенность: она не может сломаться, не может “умереть” и “развоплощается” так же легко, как создавалась: платок возвращается на плечи к “мастерице”, а куску полотна в хозяйстве всегда найдется применение. Теперь дети владеют секретом, при помощи которого они в несколько минут могут стать обладателями “новой”, “бессмертной” игрушки. Осталось только научиться ее баюкать – умение крайне важное для будущих мам и пап. Девочкам этого очень хочется, а вот у некоторых мальчишек перспектива стать папой почему-то вызывает бурный протест. Возможно, в семь лет они усматривают в этом что-то недостойное их мужского статуса, даже что-то неприличное – девчоночье.

Однако я выражаю твердую уверенность, что если они даже и не станут папами (что вообще-то маловероятно), то дядями – наверняка: почти у всех из них есть братья и сестры. А уж если старший брат попросит посидеть их со своим малышом, надо не ударить в грязь лицом, оказаться во всеоружии. Эта мысль не просто убеждает, а вызывает удовольствие. А я заканчиваю урок с чувством, что народным приговоркам, пестушкам и колыбельным песенкам суждена новая жизнь, носителями которой станут мои маленькие второклассники.

Марина АРОМШТАМ

Кошка сдохла, хвост облез

Для учителя начальных классов нет ничего труднее, чем работать над свободой и выразительностью устной речи. А что если дать детям возможность рассказывать на уроке… анекдоты? Мы все время говорим о том, что фольклор – основа речи. Но ведь анекдот – это один из самых живучих малых фольклорных жанров, не утративших своего значения и по сей день!

Конечно, не всякий анекдот можно допустить в стены школы, и уделить ему на уроке можно не более пяти минут. Но по функциям и характеру он мало отличается, например, от дразнилок, которые мы не стесняемся читать детям только потому, что они напечатаны в учебнике литературы или в сборнике детского фольклора. А если предложить записать анекдоты, классифицировать их, высказать свои гипотезы, почему люди над ними смеются, это уже пахнет настоящим филологическим исследованием и, может быть, даже детской экспедицией по сбору малых форм современного фольклора!..

(Идея рассказывания анекдотов на уроке принадлежит учительнице начальных классов Центра образования г. Москвы Потаповой Е.Н.).

* * *

Как часто нам приходится одергивать детей на уроке: “А ну-ка – тишина! Закройте рот! Прекратите разговаривать!”

Но в копилке народной речи мы вполне можем позаимствовать некоторые словечки и выражения, которые не то что избавят нас от необходимости призывать учеников к спокойствию и вниманию, но, возможно, сами дисциплинарные требования сделают более веселыми.

Начинаете вы сказку рассказывать и заранее предупреждаете возможных выскочек:

Чур, сказку не перебивать!

Кто ее перебьет,

Тому муха в рот попадет!

А перед контрольной по математике скажите:

Чок-чок! Зубы на крючок!

Кто промолвит слово – тому

щелчок!

Ну а бороться с подсказками во время устных ответов можно так:

Ехали бояре,

Кошку потеряли,

Кошка сдохла, хвост облез,

Кто промолвит, тот и съест!

Дети, думаю, поддержат ваше требование с удовольствием. Главное, чтобы при этом вас не услышала завуч. Особенно если она не разделяет вашего пристрастия к малым фольклорным жанрам!..

(“Молчанки” прислала в редакцию заведующая школьной библиотекой г. Катав-Ивановск Челябинской области Мирскова Галина Петровна).

* * *

Всем ученикам российской школы согласно государственной программе по литературе необходимо ознакомиться с фольклором своей родной страны. Но почему только ознакомиться? Почему не предложить детям попробовать свои силы в сочинительстве – хотя бы в малых жанрах? И при этом объявить конкурс на самую СОВРЕМЕННУЮ считалку, небылицу или прибаутку. Одним конкурсным произведением редакция уже располагает:

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо все пересчитать:

Лего, бейсик и дискеты,

Всевозможные кассеты,

И, конечно, CD-ROM.

Кто не понял – вышел вон!

(Эта считалка Миши Кушникова, ученика третьего класса, попала в редакцию вместе со сборником “Детский фольклор”, составленным учительницей начальной школы гимназии-лаборатории В. Салахова г. Сургута Г. Мунтяну).

* * *

В маленькой шведской школе недалеко от Иерны учатся дети самых разных национальностей и цвета кожи. Рабочая неделя заканчивается там Днем культуры. В этот день кто-нибудь из детей становится для одноклассников проводником в свою культуру: знакомит с некоторыми словами родного языка, обучает приветствиям, вежливым выражениям, рассказывает любимые сказки. Ну и, конечно, не обходится без игр, танцев и песен: именно через них детям дано почувствовать то общее, что объединяет людей разных национальностей, причастность к единому человеческому роду.

(Идея Дней культуры принадлежит участникам международного семинара “Музыка и танец как средства межнационального общения. Свое, чужое, общее”, проходившего в Зальцбурге в 1997 году).

* * *

Обряды, связанные с приемом пищи, всегда занимали центральное место в жизни любого народа. Поэтому шутки шутками, но почему бы не попробовать проложить дорожку в народную культуру… через желудок?

В детском саду “Родничок” г. Сургута введен интересный обычай: один раз в неделю воспитанников угощают блюдами народной кухни. Дети с нетерпением ждут этой трапезы, заранее к ней готовятся, запоминают названия и традиции, связанные именно с этими кушаньями.

Обычай пришелся по нраву не только поварам и педагогам, но и родителям. Они отыскивают старинные народные рецепты и приносят их в детский сад. Да и разве не интересно, что из этого получится и каково будет на вкус приготовленное блюдо?

У поваров “Родничка” собрана целая картотека рецептов народной кухни. В основном это русские народные блюда. Но постепенно осваиваются и традиционные для этого региона ханты-мансийские рецепты, которые, как и все, что связано с жизнью хантов и манси, к настоящему времени стали уже этнографической экзотикой.

Марина АРОМШТАМ

“Наум, наставь на ум”

…Обучение в крестьянских семьях было тесно связано с хозяйственной жизнью. Народный календарь четко устанавливал время начала занятий и связанный с началом обряд. Его приурочивали к первому декабря – дню пророка Наума. Отсюда и пошла поговорка: “Наум, наставь на ум!” Этот святой считался помощником во всех умственных занятиях и в ремесле. Его так и называли “Наум-Грамотник”. Если учение начиналось в другое время года, все равно обращались с молитвой к святому Науму.

Перед поступлением мальчика в учение старший в семье шел договариваться с человеком, которого хотел видеть в роли учителя. Учитель приходил в назначенное время в дом родителей ребенка, где его встречали с поклонами и сажали в передний угол. Отец, держа сына за руку, подводил его к мастеру и, передавая, просил учить уму-разуму, а за лень наказывать. Будущий ученик кланялся учителю три раза, а тот брал прутья или плетку и легонько стукал его тоже три раза. После этого мать сажала сына за стол и давала ему указку, а учитель разворачивал грамоту. Как правило, это была азбука.

На следующий день ученик с угощениями и подарками отправлялся к учителю. Изучая грамоту и арифметику, он начинал заниматься и ремеслом. Учение продолжалось 2-3 года, после чего сдавал экзамен на грамотность и мастерство. Ученик, сдавший экзамен, признанный мастером, шел к учителю в помощники и бесплатно отрабатывал свое учение в течение двух лет.

Евгений МАСАЛОВ,

этнограф

Санкт-Петербург

Путешествие

Игры деревни Подумайкино

Лингводилижанс

Сценарий игры для учащихся

начальных классов

Цель игры: Прививать любовь к родному языку, бережное отношение к слову.

Развивать умения правильно ставить ударение, произносить слова, совершенствовать умения разгадывать кроссворды, отгадывать загадки.

Оформление: Проездные билеты, фишки, карта путешествия, нанесенная на лист ватмана со всеми остановками. Путешествие начинается с г. Фонетика, село Краснословие, деревня Подумайкино, поселок Угадайкино.

Ход игры

Ведущий. Сегодня мы отправимся с вами в кругосветное путешествие по дороге Лингвистике. А кто из вас знает, ребята, что такое дилижанс?

(Дилижанс – это большая крытая повозка для перевоза багажа, почты, пассажиров, появилась в ХVI в. в Англии).

Но за проездные билеты надо платить. Платой будут ваши ответы.

Количество загадок должно быть такое же, как и количество детей. Тема загадок – что где растет?

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.

(Крапива) и т.д.

Ведущий. Мы отправляемся из деревни Войлово и въезжаем в город Фонетика. В этом городе мы будем играть.

Игра “Наборщики”

(Учащимся дается слово. Из букв, входящих в него, нужно составить за 2 мин. новые слова).

Библиотека (кот, ток, лето, лак, бак, боб, бок, балет, билет, лоб и др.).

(Дети, которые больше всех написали слов, получают фишки).

Незаметно доехали до села КРАСНОСЛОВИЕ. На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках и поедем дальше.

Задания:

1. В русских народных сказках часто повторяются одни и те же фразы. Назовите такие сказки.

(“Репка”, “Колобок”, “Волк и коза”, “Петушок – золотой гребешок”).

2. Назовите сказки, где есть волшебный конь.

(“Сивка-Бурка”, “Конек-Горбунок”).

3. Что Морозко подарил Ленивице?

(Сундук ворон)

Если вы любите веселиться, то, значит, хорошо знаете шутки, песни, частушки.

Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы,

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю (игрушки).

Прощай, Масленица, прощай, красная!

Наступает Великий пост. Дадут нам редьки (хвост).

И частушки петь умеем.

(Заранее учащиеся раздают слова частушек).

Мы пели и не заметили, как доехали до деревни ПОДУМАЙКИНО. Само название деревни говорит, что прежде чем ответить, нужно подумать.

– Сколько в русском языке букв? (33)

– Сколько из них гласных? (10)

– Сколько из них согласных? (21)

А сейчас мы порешаем кроссворды.

Нужно прочитать загадку и отгадать ее, начиная с не.

– Не рыбак, а сети расставляет (паук).

– Сколько ног у паука?

Есть такая примета народная: паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

Посмотрите, какие интересные объявления мне попались, но нет адресата. Помогите мне узнать, кто написал объявления.

1. Предлагаю свои услуги, работаю за семерых. Могу запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, нянчить детей.

(Балда, “Сказка о попе и его работнике Балде”).

2. Школа целителей проводит ежемесячные платные курсы. Излечивают такие заболевания, как укусы правого, левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий по желанию.

(“Сказка о царе Салтане”).

Вот и подошло к концу наше кругосветное путешествие на дилижансе по дороге Лингвистике.

А сейчас мы подведем итоги. У кого больше всех фишек, того ждет приз.

Надежда ПЕТРОВА,

учитель Войловской основной школы

Людиновский район,

Калужская область

Практические материалы по использованию фольклора в обучении и воспитании – на стр. 11, 13

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте