search
main
0

ТЕМА

Новая парадигма

Весь прошедший учебный год на страницах “Директорского клуба” публиковались рекомендации В.Зайцева – научного руководителя Межрегиональной экспериментально-технологической площадки “Преемственность”. Сегодня мы не только подводим итоги эксперимента, но и закрепляем достигнутый опыт, пытаясь его осмыслить и сделать повседневным инструментом в педагогической деятельности.

Нет сомнений, что новая парадигма вывела нас на нехоженую дорогу, которая сокращает путь к знаниям, делает труд и творчество учителей более эффективными. Теперь эту дорогу нам предстоит пройти до конца. Кто с нами? Не откладывайте надолго сборы.

Юрий КОВЕШНИКОВ

Судьба эксперимента

Данные – наши, выводы – ваши

Межрегиональная экспериментально-технологическая площадка “Преемственность” и Сургутский государственный университет для оказания помощи школам открыли специализированную лабораторию новой педагогической парадигмы. На следующий год предполагается открыть филиалы этой лаборатории в городе и районе, оснастить их компьютерной и множительной техникой, подключить к экспериментальной работе еще десяток школ.

ЭТП “Преемственность” получила ряд данных, представляющих существенный интерес для широкой педагогической аудитории:

оптимальное значение успеваемости лежит в пределах от 99 до 99,5 процента;

в классах ниже среднего уровня плохо работает критерий “качество обучения” – количество хорошо успевающих школьников, выраженное в процентах;

в таких условиях более адекватным оказывается “индекс качества” – частота проявления высоких отметок;

“развивающее обучение” никто не стремится использовать в классах ЗПР;

ни одна новая методическая система не развивает волевых качеств в той же мере, как традиционная;

для большинства учебных предметов оптимально три урока в неделю (через день), для языков и математики – шесть (по одному каждый день);

спаренные уроки снижают качество обучения;

классы ЗПР и компенсирующего обучения усугубляют отставание школьников в обучении и развитии;

из-за феминизации системы образования мальчики учатся хуже девочек и имеют более низкий уровень комфортности.

Зима выкинула белый флаг

В Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа и в самом Сургуте закончился первый год экспериментальной работы по переходу школ на диагностико-технологическое управление педагогическим процессом. В экспериментальной работе участвуют десять школ. И они, несмотря на суровую зиму (20 дней ученики не посещали занятий), не только не снизили качество обучения, но увеличили его на 3,5 процента, что означает прибавку более 400 хорошистов и более 50 отличников. Кроме того, у семи тысяч учеников повысился индекс качества. И это всего за год!

Сто процентов завучей экспериментальных школ дали высокую оценку учету в работе закономерностей годичного цикла, в соответствии с которыми выделялись и диагностически конкретизировались первоочередные задачи учебных четвертей:

в первой – восстановление общеучебных умений, утраченных в период летних каникул;

во второй – усиленное внимание репродукции;

в третьей и четвертой – применение ЗПВ.

Впервые опора на закономерности годичного цикла была использована в федоровской СШ # 1, которая первой в России перешла на диагностико-технологическое управление.

Другие составляющие диагностико-технологического управления таковы: на первое место вышел фактор правильной организации стимулирующего контроля. Основные его черты: концентрация внимания на решении главных задач, еженедельность, гласность.

На второе место вышел фактор своевременного обеспечения дидактическими материалами.

Третье место заняло формирование положительного эмоционального настроя в коллективе. Совершенно понятно столь высокое его значение: в соответствии с биологической теорией эмоций Анохина любое дело надо начинать с включения внутренних энергетических ресурсов.

На четвертом месте оказалась обеспеченность компьютерной техникой.

Организация творческой работы учеников требует, по мнению большинства завучей, перераспределения во времени. Нужны массовые подготовительные мероприятия, направленные на развитие психики учащихся. Получил положительную оценку вариант организации “Школы творчества” – для школ, перешагнувших 32-процентный уровень качества обучения. Здесь были заимствованы крупицы опыта школ разных регионов. Особенно ценным оказался опыт гимназии # 4 города Сургута.

Пусть расцветают сто цветов

Иногда высказывают такое мнение: а не уравняет ли диагностико-технологический подход все школы, не потеряют ли они свое лицо, оригинальность? Сегодня мы представим несколько школ Сургутского района и города Сургута – участников эксперимента, чтобы читатель увидел, какие они разные. Мы подчеркнем их достоинства и основные трудности, пропустив их через объектив диагностики.

Медленно запрягаем – быстро едем

О федоровской школе # 1 мы уже писали: три года назад она первой в России полностью перешла на диагностико-технологическое управление обучением. За три года эксперимента неприметная (600 учеников) школа из далекого северного поселка нефтяников стала знаменитой, увеличив качество обучения с 14 до 36 процентов.

Из того, что прижилось в школе, назовем самое главное:

группа продленного дня со специфической направленностью в работе;

обоснование и разработка обучающего рисования;

применение зон повышенного внимания;

опора на закономерности годичного и четвертных циклов,

положено начало “школе творчества”.

В этом году в школе была повторно проведена полидиагностика. Если три года назад первоочередной задачей было совершенствование общеучебных умений, то сейчас основные резервы следует видеть в усилении делового общения учеников. Еще через год-два школа выйдет на гимназический уровень, и уже сейчас ощущается нехватка книг в библиотеках.

Два вопроса директору – Ирине Тарасовне Богдан:

– Что вы считаете наибольшей удачей прошедшего года?

– Осмысление закономерностей четвертных циклов. Первый этап – ориентационно-мотивационный; его цель – ознакомление с основными задачами коллектива по результатам диагностики, создание положительного настроя в коллективе; формы реализации – педсовет для учителей и классные собрания для учеников. Второй этап – системно-информационный; его цель – уяснение, как решать задачи, поставленные педсоветом; формы реализации – заседания методобъединений для учителей, инструктаж сильных учеников о возможной помощи отстающим. Третий этап длится почти всю четверть – это этап реализации; здесь важен стимулирующий контроль. Четвертый, заключительный, этап – творческий; методобъединения решают, что получилось хорошо, а что не очень; для учеников организуются конкурсы.

– Есть ли в работе школы ошибки?

– Не ошибается тот, кто не работает. В этом году мы планировали получить прибавку качества обучения 5-6 процентов, недобрали половину из-за стихийно возникшей разноуровневости классов. В следующем году придется переформировать пятые и шестые классы, уделить больше внимания правильному формированию первых классов, отказаться от классов ЗПР. Лучше потерять немного при быстро протекающей адаптации, чем целый год следить, как разрушается мотивация учеников слабых классов.

Солянка – что может быть полезнее?

Еще недавно в федоровской средней школе # 2 было 1600 учеников, в каждой параллели по восемь классов. За последний год школа увеличила качество обучения на 2 процента, достигнув 39 процентов.

Комплектование классов разноуровневое. Под одной крышей как бы две школы: классы гимназического уровня и базовые, ослабленные. В школе считают, что разноуровневые классы имеют больше достоинств, чем недостатков, позволяют организовать углубленное обучение в классах гимназического уровня. Однако, учитывая трудности работы в базовых, более слабых классах, склоняются к мысли, что вопрос оптимизации комплектования остается открытым, что необходимо провести специальное исследование.

Когда директор волевой

В белоярской 1-й школе 1600 учеников, качество обучения – 35 процентов (по первой ступени – 46 процентов), прибавка за год составила 3 процента. Сильная административная команда во главе с очень волевым директором – Татьяной Михайловной Соколовой. Прекрасное здание, современное оборудование, зимний сад и ковры в холлах, образцовая дисциплина. По мнению директора, сильные черты школы:

хорошее проведение родительских собраний, где родители получают информацию о том, какую помощь и как можно оказать детям;

организация четыре раза в год методических дней, что в значительной мере компенсирует отсутствие курсовой переподготовки;

хорошо поставленный мониторинг;

активная позиция и работа социально-психологической службы.

Школа имеет хороший опыт работы с гуманитарными классами, но испытывает трудности в усилении естественно-математического направления образования. Еще одна трудность – переход от творчества к исследованиям. Но не в характере белоярцев уходить от трудностей. Вполне возможно, что именно эта проблема станет основной после выхода на 40-процентный рубеж качества обучения.

Прилежание важнее

В Солнечной средней школе более 1500 учеников, уровень качества обучения 35 процентов, прибавка за год 3 процента.

Административная команда кропотливо работает в духе классической педагогики, тщательно оберегая традиции и обогащая их новыми элементами. Педагоги здесь считают, что пора вернуться к отметкам за прилежание, что в 5-6-х классах уроки математики надо проводить ежедневно.

Впереди лянторцы

В течение нескольких лет в лянторской средней школе # 3 была неустойчивая ситуация: менялись директора, падало качество обучения. С приходом Алексея Николаевича Луценко, в молодости бывшего секретарем райкома комсомола, школа преобразилась. Повысился эмоциональный настрой, началась подготовка пионервожатых из числа учеников 6-8-х классов, улучшается воспитательная работа. Хорошую прибавку качества обучения (6 процентов) здесь получили за счет технологий СОУ, работы над репродукцией и, главным образом, за счет использования зон повышенного внимания. Сейчас школа вышла на уровень качества около 45 процентов. От души поздравляем лянторцев: они первыми в Сургутском районе вышли на уровень выше средне-гимназического.

Победители с рабочей окраины

Школа # 28 небольшая по российским меркам. В ней около 600 учеников. Расположена на рабочей окраине Сургута, отличается многонациональным составом учеников. Второй год участвует в эксперименте, благодаря активной позиции директора школы Ольги Михайловны Мамедовой и ее административной команды коллектив хорошо освоил все элементы диагностико-технологического управления обучением.

Именно здесь впервые осуществлены идеи:

увеличения частоты стимулирующего контроля;

разработки специальных дидактических материалов для повышения грамотности письма;

использования динамических нормативов скорости чтения в начальных классах.

За два года качество обучения поднялось с 16 до 32 процентов. Со следующего года проблемой школы становится “Совершенствование речи учащихся в классах с многонациональным составом”.

У каждого – свои рубежи

Школа # 18 находится в центре Сургута, в ней почти 1200 учеников. Около половины классов – компенсирующего обучения: многие хорошие ученики ушли в близлежащие гимназии. Несколько лет коллектив лихорадит, меняются директора. Марии Александровне Стеблиной опыта не занимать – и вот уже на первом году применяется система диагностико-технологического управления, качество обучения вырастает на 6 процентов, поднимаясь с 14 до 20, в основном благодаря использованию ЗПВ. Пока еще рано говорить о стиле работы школы, он еще только складывается, но вот один прогноз можно сделать уверенно: на следующий год школа одолеет 25-процентный рубеж качества обучения.

Лиха беда – начало

В школе # 32 более 2500 учеников. Интересно, какой “экономист” придумал строить такие неуправляемые гиганты, где есть классы не только А, Б, В, но и О, П, Р, С! Можно посочувствовать директору школы – хорошему специалисту, кандидату педагогических наук Ларисе Николаевне Прогонюк. Добиться в таком “мегаполисе” нужного уровня мотивации коллектива, обеспечить за короткое время освоение необходимой информации нелегко. Пока в этой школе прибавка качества обучения составляет всего 0,6 процента. Для начала неплохо…

В эксперимент включились и другие школы – # 27 и # 38.

Алексей ВОЛКОВ

Хорошая новость

Уже восемь лет существует (на общественных началах) диагностическая служба в городе Зеленодольске. Ее успехи были настолько значимы, что три года назад этот город был избран местом проведения первой Всероссийской конференции по диагностико-технологическому обеспечению преемственности.

В этом году среднегородской уровень качества обучения в городе Зеленодольске (Республика Татарстан) превысил среднегимназический.

Дискуссия о разноуровневых классах

Ошибочные рекомендации

Вспомним, что противниками разноуровневых классов выступали эксперт ЮНЕСКО Н.М.Шахмаев, вице-президент АПН В.Г.Разумовский, доктор педагогических наук Инге Унт и другие крупные ученые.

За организацию разноуровневых классов в разных формах были: доктор педагогических наук Гильбух, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, З.И.Романовская – в форме классов РО; бывший заместитель министра А.Г.Асмолов – в форме классов “для одаренных”.

Исследования показали падение эффективности обучения при организации в школе разноуровневых классов:

Мы видим, что соотношение количества слабых и гимназических классных коллективов таково:

для первой ступени 4:8 = 0,50

для 5-6-х классов 5:7 = 0,71

для 7-9-х классов 13:7 = 1,88.

Комментарии излишни.

Валентина ДУБИНИНА,

доцент Мар.ГПИ

Йошкар-Ола

Нужны ли “сбросовые” школы

Школы города Козьмодемьянска с 1990 года используют технологии совершенствования общеучебных умений, разработанные экспериментально-технологической площадкой “Преемственность”. Как это отразилось на качестве обучения, видно на графике, приведенном ниже.

Особенно сильной оказалась взаимосвязь между скоростью чтения и качеством обучения в пятых классах. Столбчатая диаграмма, приведенная ниже, отражает сравнительную динамику изменения обоих признаков. Некоторый спад в 1996-1997 учебном году связан с задержкой зарплаты учителям; подъем 1997-1998 учебного года – следствие обогащения технологии обучения чтению по В.Н.Зайцеву приемами эйдетического чтения по А.М.Кушниру.

Изменение количества оптимально читающих (120 слов в минуту), пишущих (60 букв в минуту) и вычисляющих (30 цифр в минуту) учеников в школах города с 1991 по 1998 год приведено на следующей столбчатой диаграмме.

Однако не во всех школах города этот рост шел одинаково. Лепестковые диаграммы отображают эту разницу, и первое, что бросается в глаза, – слабый рост общеучебных умений в СШ # 2 – типичной “сбросовой” школе.

Так нужны ли они? Вопрос чисто риторический.

(Вставка – три лепестковые диаграммы).

Надежда АТЛАСКИНА

Козьмодемьянск

Жертвы сиюминутного успеха

Проблема разноуровневых классов и “сбросовых” школ – очень непростая. Ведь даже академики не смогли прийти к единому мнению.

Рассмотрим ее на примере комплектования двух параллельных классов, индекс качества в которых равен 0,6. Так как качество обучения пропорционально кубу индекса качества, то можно ожидать, что оно составит примерно 22 процента.

Теперь представим себе, что в одном классе собрали более сильных учеников – индекс качества этого класса 0,8, а в другом слабых – индекс качества 0,4. Тогда в сильном классе можно ожидать роста качества до 51 процента, а в слабом – только до 6 процентов. В среднем получается 28 процентов, то есть больше, чем при первом варианте комплектования. Скорый успех – и без всяких хлопот!

Но общеучебные умения постепенно притупляются даже в сильном классе, а нагрузка с каждым годом растет, через пару лет индекс качества падает до 0,75, а качество обучения – до 42 процентов. В слабом классе, где дети уже два года не слышат хороших ответов, происходит отрицательное психологическое заражение, учеба уже вызывает отвращение, индекс качества падает до 30 процентов, и уже нет ни одного хорошиста. И среднее качество обучения для двух разноуровневых классов уже составляет всего 21 процент! Сиюминутный успех обернулся трагедией. Не учли, что не только учитель учит детей, но и дети детей учат. Попробуйте-ка мысленно посадить отличника в класс с отрицательным психологическим заражением и понаблюдайте, что с ним произойдет.

В то же время в классах равной силы можно эффективно применять технологии совершенствования общеучебных умений (СОУ) и нарастить в обоих классах индекс качества минимум до 0,7. И в каждом из них будет уже не менее 34 процентов хорошистов!

Внимательный читатель спросит: а почему бы и при разноуровневом комплектовании не применять технологии СОУ? Применять можно, но и в сильном, и в слабом классах это мало что даст: в первом расти некуда, а у второго нет сил.

Наиболее эффективная зона применения этих технологий и организации делового общения учеников находится в диапазоне индекса качества от 0,6 до 0,75. Что это значит? Что при комплектовании классов надо внимательно следить, чтобы в каждом из них было не менее 25 процентов хорошистов. Думается, что многие директора школ задумаются над этой нашей рекомендацией.

Всеволод ЗАЙЦЕВ,

научный руководитель ЭТП “Преемственность”

Судьба эксперимента

В третьем – знал, в пятом – забыл

В лаборатории оперативной педагогической диагностики проведена количественная оценка состояния качества образования в городе. Все данные школ города сводятся в таблицу:

По значениям таблицы можно проследить потери хороших учеников на каждой ступени (в процентах). Потери в дошкольный период три года назад составляли 53%, в прошедшем учебном году лишь 38%. Что способствовало такому результату? Воспитателями ДДУ и учителями первых классов использовались технологии подготовки психики детей к развитию речи.

На первой ступени обучения потери хороших учеников за три года составили соответственно 8%, 7% и в прошедшем учебном году – 12%. На второй ступени потери составляют от 14% в 1995-96 уч. году до 12% в 1998-99 уч. году. К концу девятого класса суммарные потери составили по городу в 1997-98 уч.году – 58%, а в прошедшем учебном году – 63%. Следует отметить, что количество хорошистов (качество обучения) сохраняется на уровне начальной школы в тех классах и в тех школах (шк.17,16,14,10,6,3), где учителя интенсивно применяют в учебном процессе технологии совершенствования общеучебных умений и технологии сохранения общеучебных умений (в летний период при переходе из начальной школы в среднюю учащиеся занимаются по тетради с печатной основой, разработанной лабораторией). Из 40 признаков, по которым отслеживались выпускники начальной школы, основными по степени влияния на успеваемость в пятом классе, а далее в 6-м и 7-м классах (как видим из таблицы к 7-му классу, потери хороших учеников увеличиваются) оказались общеучебные умения: чтение, пересказ и вычислительные навыки. Проведены исследования влияния вычислительных умений и навыков на качество обучения в выпускных классах начальной школы 3-й кл. (7 л.) и 4-й кл.(6 л.) и в пятых классах. Зависимость успеваемости от общеучебных умений изучалась на основе школьной документации (классные журналы, данные замеров по четвертям скорости чтения, письма, вычислений как в начальных выпускных классах, так и в пятых классах), а также диагностической работы по математике.

Содержание работы приведено в таблице:

Диагностирование проводилось в выпускных классах начальной школы, далее в пятых классах (октябрь, май) с целью проследить влияние выявленных проблем на дальнейшее обучение и успеваемость ученика в целом. Анализ качества выполнения диагностических работ учащимися 3-, 4-, 5-х классов и ошибок, допущенных учащимися, показали, что многие проблемы в знаниях и умениях “переносятся” из начальной в среднюю школу. К пятому классу вычислительные навыки стремительно ухудшаются (если над ними учитель не работает), и правильность выполнения заданий вычислительного характера достигает лишь 53% по городу. Результаты выполнения диагностических работ подтвердили вывод, что качество обучения зависит от уровня владения учащимися общеучебными умениями: техникой чтения, пересказа, вычислений. Такие диагностика и мониторинг позволяют каждому ученику, каждому учителю, каждой школе сравнить свои достижения и потери со средним городским уровнем качества обучения, выявить проблемы и осознать их глубину. Следует отметить, что в процессе мониторинга исчезают противоречия между учителями начальной и средней школы. Учителя начальной школы отслеживают продвижения своего выпускника, а учителя среднего звена восстанавливают общеучебные умения и навыки, заложенные учащимся в начальной школе, и доводят их до уровня навыка и сложных умений. Они все чаще объединяются для решения проблем, возникающих при переходе ученика в среднее звено, на педагогические советы, методические совещания. Проводятся расширенные заседания, лаборатории.

Татьяна ПЛАТОНОВА,

методист городского методического кабинета

Зеленодольск,

Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте