Оформление и оборудование: в классной аудитории стулья для зрителей и участников расставлены буквой «п»; стилизованные ступеньки; на доске – советский флаг, гитара, портреты бардов; компьютер, мультимедийная доска; смонтированный учащимися видеофильм «Хроника войны», диски с песнями Александра Розенбаума и Владимира Высоцкого, гитары для участников мероприятия. Ведущий вечера – учитель, аккомпанирующий детям. При входе в аудиторию зрители получают тексты некоторых песен.
Ход мероприятияАвангардная группа (6 человек) располагается на ступеньках (или стульях), остальные участники вечера – среди зрителей.Звучит фонограмма песни А.Розенбаума «А может, не было войны…» (1 куплет).1-й ученик: А может, не было войны?Не гнали немцев по этапу?2-й ученик: И абажур из кожи – блеф?А Муссолини – дутый лев?3-й ученик: В Париже не было гестапо?4-й ученик: А может, не было войныИ «шмайсер» – детская игрушка?5-й ученик: Дневник, залитый кровью ран,Был не написан Анной Франк?6-й ученик: Берлин не слышал грома пушек?Пауза.1-й ученик: Владимир Высоцкий.2-й ученик: Александр Розенбаум.3-й ученик: Александр Городницкий.4-й ученик: Александр Галич.5-й ученик: Виктор Берковский.6-й ученик: Сергей Никитин.Учитель: Они не сражались за Родину. Во время войны они были детьми. Но они сложили свои песни о войне. Этим песням не нужны оркестры и концертные залы. Говоря словами В.Высоцкого, «для авторской песни не нужна обстановка, для нее нужна атмосфера». Я бы добавила: атмосфера искренних глаз. Очень надеемся, что песни, которые прозвучат, мы будем петь не одни.Авангардная группа исполняет песню Б.Окуджавы «Мы за ценой не постоим».5-й ученик: Символично то, что у автора этой песни Булата Окуджавы день рождения – 9 мая. В 1942 году девятиклассником он ушел на фронт. Он стал пехотинцем-минометчиком.4-й ученик (в гимнастерке, выходит вперед): В детстве я плакал много. В юности дважды. Первый раз это было весной, вечером. Я сказал девочке, которую любил: «Ну что ж, раз так, значит, все…» «Ну что ж, значит, все», – неожиданно спокойно согласилась она. И быстро пошла прочь. И тогда я заплакал, ведь она уходила. Второй раз я плачу сейчас здесь, в Моздокской степи. Я несу командиру полка очень ответственный пакет. Черт его знает, где он этот командир полка! Песчаные холмы похожи один на другой. Ночь. А я второй день на передовой. А за невыполнение задания – расстрел. А мне 18 лет… И я утираю слезы. «Ваш сын оказался трусом…» Так будет начинаться извещение.5-й ученик: Это не приключение. Это начало ранней повести Булата Окуджавы.4-й ученик: Повести о том, как меня хотели убить, но мне повезло.5-й ученик: А в послевоенное время жившие в тесных коммуналках советские граждане выкраивали из скудного семейного бюджета деньги на покупку дефицитного магнитофона, так как у соседей услышали записи песен Окуджавы.10-й класс исполняет песню Б.Окуджавы «О Леньке Королеве».Ученица (в стилизованной под 40-е одежде):Ах, война, что ты сделала, подлая…Стали тихими наши дворы.Наши мальчики головы подняли,Повзрослели они до поры.За порогом едва помаячилиИ ушли за солдатом солдат.До свидания, мальчики.Мальчики, постарайтесь вернуться назад.(Б.Окуджава)7-й класс исполняет песню В. Берковского «Вспомните, ребята».3-й ученик: Он не пришел с передовой.Она – совсем подросток -Звалась соломенной вдовой,Сперва – соломенной вдовой,Потом – вдовою просто.(Б.Окуджава)Ученица исполняет песню А.Розенбаума «Проводы».Звучит фонограмма песни А.Розенбаума «Вальс на плоскости» (1-й куплет).Ученик (в гимнастерке):Ах, война, что ты, подлая, сделала…Вместо свадеб – разлуки и дым.Наши девочки платьица белыеРаздарили сестренкам своим.Сапоги… Ну куда от них денешься…Да зеленые крылья погон.Вы наплюйте на сплетников, девочки,Мы сведем с ними счеты потом.Пусть болтают, что верить вам не во что,Вы идете войной наугад.До свидания, девочки.Девочки, постарайтесь вернуться назад.(Б.Окуджава)1-й ученик: Жили-были в Ленинграде мальчик и девочка. Ходили в юннатский кружок. Встречая новый, 1941 год, они признались, что, кажется, полюбили друг друга на всю жизнь. Это «на всю жизнь» чувствовали мамы и пугались возможности раннего брака, мамы есть мамы. В этот день, когда в школе был выпускной вечер, началась война. Они оба пришли в военкомат. Ее «забраковали»: еще в школе она была освобождена от физкультуры. Ему сказали: «Ждите повестку».Ученица: Ты уехал, уехал. У меня на столе букет из васильков и ржи. Левка, доброе утро! Вижу твои глаза, самые прекрасные, самые смелые, самые любимые.Ученик: Под пулями шепчу твое имя. Первые месяцы на фронте мне казалось диким, что все ругаются. Знаешь, мне дают 25-28 лет. Полгода непрерывных боев… Мне вдруг вспомнилось, как ты однажды не решила задачи по геометрии. Как я их решил и утром передавал по телефону. А знаешь, ведь я над ними просидел всю ночь. Почему я вспоминаю такие глупости, не знаю. Я живу сейчас вообще воспоминаниями и надеждами.1-й ученик: И это все у нас в крови,Хоть этому не обучали.Чем выше музыка любви,Тем громче музыка печали.Чем громче музыка печали,Тем громче музыка любви!(Б.Окуджава)Авангардная группа исполняет песню Б.Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».4-й ученик: Мы были всякими, любыми,Не очень умными подчас.Мы наших девушек любили,Ревнуя, мучась, горячась.Мы были всякими, но мучась,Мы понимали: в наши дниНам выпала такая участь…3-й ученик: Это стихи Павла Когана. До войны два друга, студент-первокурсник Павел Коган и школьник Георгий Лепский, никогда ранее не писавшие песен, в прекрасный солнечный день чуть не в одночасье сочинили стихи и музыку «Бригантины». С нее и началась авторская песня.Авангардная группа исполняет песню «Бригантина».4-й ученик: Павел Коган погиб в разведке под Новороссийском в 1942 году. Но «Бригантина» стала гимном послевоенной студенческой молодежи.Ученица исполняет песню А.Розенбаума «По первому сроку».1-й ученик (читает отрывок из повести А.Маклина «Полярный конвой»): Из всех звуков, какие только существуют на земле, всякий, кто слышал сигнал боевой тревоги, запомнит его до конца своих дней. В нем нет ничего воинственного, кровь не стынет в жилах при этом звуке. Это пронзительный свист, который ножом врезается в спящий рассудок, и человек, каким бы измученным, ослабленным ни был, через секунду уже на ногах. Через 2 минуты весь экипаж «Улисса» находился на боевых постах. Вскоре через равные промежутки времени послышались характерные звуки разрывов глубинных бомб. Через полчаса старпому доложили: «Действия оказались безуспешными. Контакт потерян». Горн протрубил отбой. Войдя в рубку, старпом поставил кружку с вновь подогретым какао на стол и, закурив, глубоко затянулся. Но в ту же минуту с бранью вскочил на ноги, услышав треск динамиков. 20 минут спустя опять прозвучал отбой. Но в ту ночь старпому так и не удалось выпить свое какао. Еще трижды занимали матросы свои боевые посты, и не успело после последнего отбоя пройти несколько минут, как горн возвестил обычно утреннюю тревогу.Утра не было. Было лишь смутное, незаметное просветление неба, угрюмого, стылого неба, когда усталые люди в который раз потащились на свои боевые посты.Такова война в северных водах. Здесь не было славной смерти, не было героини, рева пушек. Были лишь измученные недосыпающие люди, окоченевшие от холода, ведь в кубриках, как и на палубе, был лед, в сырых канадках, закутанные до самых глаз, они едва держались на ногах от нервного и физического напряжения, накопившегося за сотни таких же бессонных ночей.Звучит фонограмма песни А.Розенбаума «Я – корабль конвоя» на фоне видеохроники о полярных конвоях.Звучит фонограмма песни В.Высоцкого «Я – «Як-истребитель» на фоне видеохроники воздушного боя.Ученик: Автора песни В.Высоцкого часто спрашивали на концертах: «А не тот ли вы Володя Высоцкий, с которым мы воевали в одном окопе?» Настолько искренне под гитарный аккомпанемент он говорил о том, о чем официально не было принято говорить: о страхе смерти, о штрафных батальонах, о героизме и трусости, о вечной вине перед павшими.Авангардная группа исполняет песню В.Высоцкого «Он не вернулся из боя».Ученик: Съемки фильма об альпинистах «Вертикаль» происходили в горах, где в 1942 году развернулась битва за Кавказ. Целью Гитлера были богатые месторождения Баку. Советское правительство осознавало, что выход немцев к нефти невозможно допустить. Нефть – кровь для гитлеровских танков «пантера». Альпинистам из немецкой горной дивизии «Эдельвейс» удалось водрузить свастику на самой высокой точке Кавказских гор – Эльбрусе. Но к западу горы остались недоступными.Звучит фонограмма песни В.Высоцкого «Горная военная» на фоне видеохроники битвы за Кавказ.Авангардная группа исполняет песню А.Грязнова «Баксанская».5-й ученик: В 70-е годы, когда исторические знания о войне носили официальный характер, В.Высоцкий открывал советским людям другую Великую Отечественную. Однажды после концерта Высоцкого спросили: «А не боитесь, что вам запретят выступать?» Актер ответил: «У меня это право никто отобрать не может, так как его никто не давал». Когда концерты запрещали, песни Высоцкого звучали на природе: все леса, горы, поляны не перекроешь.6-й ученик на фоне видеохроники читает стихотворение В.Высоцкого «Штрафные батальоны».10-й класс исполняет песню А.Галича «Мы похоронены где-то под Нарвой».6-й ученик: Считается, что война завершается тогда, когда похоронен ее последний солдат. Ежегодно археологи-поисковики извлекают из болот останки наших солдат, которых считают пропавшими без вести. Их опознают по «смертникам» – гильзам, куда вставлена записка с фамилией солдата, местом его призыва. Рискующие жизнью поисковики (ведь в болотах «похоронены» и сотни неразорвавшихся снарядов) возвращают память о войне. Нельзя допускать того, чтобы по братским могилам «гуляла охота и трубили егеря».Учитель: Великая Отечественная все дальше уходит в историю. Сейчас время других ценностей, среди которых наиболее востребованы предприимчивость, эгоизм, прагматизм. В современных рыночных условиях становятся ненужными качествами гражданственность, патриотизм. И уже слышны реплики: «Мы, победители, живем хуже побежденных». Но я хочу возразить: мы, наше Отечество, победили не немцев, а фашистов. Ужас сожженной Хатыни мог стать катастрофой всесоюзного масштаба. Нельзя забывать всех тех, кто прошел через войну: и тех, кто не пришел, а их ждали мамы, дети, любимые, и тех, кто вернулся, оставив там друзей, свое сердце. Всмотритесь в их лица. Они не думали, что о них сложат песни.На фоне песни В.Высоцкого «Мы вращаем Землю» демонстрируется видеохроника Великой Отечественной войны.4-й ученик (в гимнастерке) читает стихотворение Александра Розенбаума «Я часто просыпаюсь в тишине».Звучит фонограмма песни А.Розенбаума «А может, не было войны…» (последний куплет).Авангардная группа исполняет песню А.Городницкого «Атланты».Учитель: Спасибо всем, кто вспоминал вместе с нами солдат Второй мировой войны.P.S. Презентация к мероприятию опубликована на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/493Наталья ЗАМЯТИНА, учитель истории и обществознания гимназии Моршанска Тамбовской области, победитель XIV Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии