Как проводить родительские собрания, о чем говорить? Как вообще строить работу с родителями? Часто именно это направление работы вызывает сложности у молодого специалиста: он чувствует себя недостаточно компетентным, малоопытным, чтобы давать рекомендации по воспитанию ребенка взрослому, гораздо старше него родителю. Это как раз тот случай, когда нужно «вспомнить все, чему вас учили в вузе». Начните с аутотренинга: убедите себя, что вы – знающий, компетентный педагог и владеете необходимыми знаниями в области возрастной психологии. Вам хочется вооружить ими и родителей ваших учеников, ведь не секрет, что многие из них практически ничего не знают об особенностях развития своего ребенка. А знать нужно и важно, чтобы избежать перекосов в воспитании. Поэтому планируйте ежегодно первое родительское собрание посвящать рассказу об особенностях психофизиологического развития детей данного возраста. Это всегда важно и интересно знать родителям.
Чтобы разговор был живым и заинтересованным, подготовьтесь к собранию. Каждый родитель заинтересован в информации о своем ребенке: какой он, как ведет себя в коллективе, как относятся к нему одноклассники, какие он проявляет таланты или способности и т.п. Проведите с детьми диагностические игры, рисунки, опросы; понаблюдайте за их взаимодействием. Привлеките к этой работе школьного психолога. Анализ полученных результатов с советами и рекомендациями представьте родителям.
Для наблюдений и изучения поведенческих особенностей ребят вашего класса (младшие школьники) мы рекомендуем вам провести следующие упражнения и игры:
1. «Мое настроение». Предложите детям прослушать, что они чувствуют: радость или грусть? Почему? Что с тобой случилось сегодня? Каким цветом ты представляешь свое настроение? (Каждый получает фишку-сердечко). Дети ставят свои фишечки на тот сектор круга, какого цвета они представляют свое настроение. Круг расчерчен на 4 сектора:
красный – активность;
фиолетовый – грусть, тревога;
желтый – спокойствие, удовлетворение;
зеленый – задумчивость.
В результате вы увидите не только, каков психологический климат сегодня, но и лидерство-ведомость, если наблюдали реакции подражания, сомнения, к кому примкнуть. Конечно, эта игра укажет сиюминутные настроения, но если вы проведете ее 3-4 раза в неделю/месяц, то увидите тенденцию настроений. Возможно, вы сами захотите обсудить возникшие у вас умозаключения с родителями.
2. Игра «Дружба начинается с улыбки». Дети берутся за руки в кругу и, глядя друг другу в глаза, дарят улыбки. Игра способствует сплоченности детского коллектива. Вы увидите как гармоничные, естественные проявления доброты, так и застенчивые или эпатажные, клоунские реакции. Не торопитесь с выводами. Настройте в следующий раз детей, рассказав им сказку или задав ситуацию, на добросердечное, искреннее участие в другом человеке.
3. Беседа «Кто мы такие?» Развитие чувства принадлежности к своей семье, стране, группе, полу.
Упражнение «Самый главный человек». Предлагаем детям познакомиться с самым главным человеком, портрет которого находится в «волшебном сундучке». Дети заглядывают в него и видят собственное отражение в зеркале, которое там спрятано, и делают вывод, что самый главный человек на земле – это они сами.
Предлагаем им лучше узнать о себе, ответив на вопросы:
Кто вы такие? (сын, дочь, сестра, житель России…)
Чем вы похожи друг на друга? (волосы, глаза, тело…)
Чем вы отличаетесь друг от друга? (цвет глаз, волос, одежда, имя…)
Кем вы хотите стать в будущем?
Лучше всего было бы заснять на видеокамеру их рассуждения и ответы.
4. Игра «Поделись успехом». Тренинг публичного признания своих достижений. Повышение самооценки и уверенности в своих силах. Каждый ребенок встает на подиум, называет свое имя и рассказывает, что он умеет делать лучше всего.
5. Упражнение «Создай свой герб». Развитие чувства идентификации. Предлагаем детям создать свой герб: любимый цвет, наличие символов, которые отображают какие-либо ваши главные качества, что вы любите, о чем мечтаете, что у вас получается лучше всего. Можно создать герб в виде аппликаций из цветной бумаги и разных заготовок, недостающие детали можно дорисовать карандашом.
6. Упражнение «Тележка обид». Развитие самоконтроля и самообладания. Обиду нельзя увидеть, потрогать, понюхать. Но все мы ее чувствуем, и от этого нам становится горько, печально, одиноко и холодно. Представьте свою обиду и сделайте ее из бумаги. Можно написать на листе, сформулировать свою обиду. А теперь придумайте способы, как ее можно уничтожить. Дети рвут свою представляемую обиду и складывают ее в «тележку обид», которая тоже будет уничтожена.
А вы умеете прощать друг друга? Посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь, обнимитесь или возьмитесь за руки, скажите слова-мирилки.
7. Упражнение «Паутинка дружбы». Тренинг группового взаимодействия и навыков культурного поведения. Дети стоят в кругу и передают клубочек ярких ниток кому захотят, при этом говорят своему другу добрые пожелания или комплимент. В ходе игры сплетается паутинка, которая объединяет настоящих друзей.
8. Рисование «Мой самый счастливый день». Способствовать невербальному отображению радостных переживаний, приятных событий. Для психологов: анализ цветовой гаммы, нажима на карандаш и содержания рисунка. Диагностика уровня притязаний.
К родительскому собранию подготовьте выставку детских рисунков.
9. «Если бы ты был волшебником». Ребятам предлагается ситуация «Если бы у тебя была волшебная палочка», то какие бы три желания вы назвали, чтобы они исполнились (выбрать только одно желание маленьким сложно)?
Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других (ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще), ценности материальные, духовные, общественно-значимые.
10. «Гости». Выявление наиболее ценных для ребенка качеств, поступков. Детям задают вопрос: «Ты, конечно, знаешь много сказок, мультфильмов, помнишь и любишь их героев. Кого из них ты бы пригласил к себе в гости, на день рождения? Почему?» Занятие можно проводить устно, письменно или предложить детям сделать рисунок.
11. «Хочу – не хочу». Выявление образцов для подражания у детей, качеств, которые они ценят в себе и других. Предлагаем вопрос: «Каким ты хочешь стать?»:
очень-очень хочешь (во-первых)…
очень хочешь (во-вторых)…
хочешь (в-третьих)…
«Какие качества тебе нравятся больше всего?»:
у ребят…
у взрослых…
у самого себя…
у родителей…
у учителя…
«Какие качества тебе НЕ нравятся?»:
12. «Какой я?» Методика помогает увидеть, как ребенок себя оценивает, осознает себя. На листе бумаги дети проводят вертикальную линию. Им предлагается представить, что по этой линии располагаются все люди. Наверху – самые счастливые, внизу – несчастные. Подумайте и отметьте карандашом то место на линии, где находитесь вы. Можно предложить аналогичный опрос для определения самостоятельности, доброты, честности. Одновременно целесообразно попросить детей объяснить свой выбор (при индивидуальной беседе – устно, при групповой работе – написать).
Результаты этого теста особенно интересны родителям, которые часто не чувствуют перемен в мироощущении ребенка, не знают о существующих у него проблемах самооценки.
Анна СТАСОВА, психолог
Помните! Негативную информацию следует тщательно выверить и вынести на обсуждение с родителями только в индивидуальной беседе, ни в коем случае нельзя обнародовать негативную информацию о ребенке во избежание формирования реакции отторжения данного ребенка группой. Влияние родителей на детей огромно, а услышав о «негативном» ребенке, они постараются оградить свое чадо от «хулигана» или «двоечника»: «не дружи», «не общайся», «не подходи»…
В конце такого родительского собрания каждый родитель получит набор творческих работ своего ребенка – результат определенной «исследовательской» программы, в которой тот участвовал и на основе которой создавался как индивидуальный, так и коллективный портрет третьеклассника (пятиклассника).
Именно такое хорошо подготовленное, насыщенное информацией о каждом ребенке и группе в целом родительское собрание станет началом вашего сотрудничества с родителями, они увидят в вас знающего и компетентного специалиста, заинтересованного в развитии их детей.
Тест
Коммуникативная готовность к диалогу с ребенком
Выберите один из трех вариантов ответа на поставленные вопросы.
1. Кто из учащихся, на ваш взгляд, нуждается в доверительной беседе?
а) неуспевающий;
б) недисциплинированный;
в) каждый.
2. Каковы ваши действия, если ребенок явно уклоняется от беседы?
а) требую, чтобы он остался после уроков;
б) предлагаю выбрать подходящий день;
в) терпеливо жду удобного случая.
3. Какие воспитательные цели для вас являются приоритетными в беседе с ребенком?
а) уточнение мотивации поведения;
б) помощь в обретении чувства личной ответственности за поступки;
в) побуждение к осознанию своих ошибок.
4. Как вы предпочитаете обращаться к учащемуся?
а) на «вы»;
б) на «ты»;
в) по имени, а не по фамилии.
5. С чего начинаете беседу?
а) с постановки конкретных вопросов;
б) с создания доверительной атмосферы;
в) с сообщения цели разговора.
6. На чем акцентируете свое внимание?
а) на содержании получаемой информации;
б) на подтексте речевых высказываний;
в) на манерах, внешности ребенка.
7. Как часто ставите прямые вопросы?
а) часто;
б) редко;
в) никогда.
8. Какая ситуация у вас складывается чаще?
а) больше говорите вы;
б) больше говорит ребенок;
в) вы и ребенок говорите пропорционально.
9. Какие педагогические действия считаете предпочтительными в беседе с ребенком?
а) внимательно слушаю, чтобы понять внутренний смысл его слов;
б) на равных обмениваюсь мыслями и чувствами;
в) побуждаю выслушивать меня, чтобы оказать необходимое воздействие.
10. Что вас воодушевляет в собеседнике?
а) самокритичность;
б) доверие;
в) желание понравиться.
11. Каковы ваши реакции на детский обман?
а) открыто выражаю возмущение;
б) терпеливо выслушиваю без комментариев, чтобы лучше понять причины;
в) объясняю, почему обманывать стыдно.
12. Какие проявления ребенка внушают вам большую тревогу?
а) скрытность;
б) агрессивность;
в) лживость.
13. Что вы считаете педагогически целесообразным?
а) добиться от ребенка согласия с вами;
б) побуждать к открытой критике вашей позиции;
в) поощрять стремление отстаивать свою точку зрения.
14. Какое настроение вы стремитесь инициировать у ребенка к концу беседы?
а) раскаяние в ошибках и действиях;
б) уверенность в способности самому решать свои проблемы;
в) неудовлетворенность собой.
15. Какие чувства вы переживаете чаще по окончанию беседы?
а) огорчение, так как не добиваюсь искреннего раскаяния ребенка в неблаговидных поступках;
б) удовлетворение, потому что становлюсь ближе ему;
в) уверенность, что найден правильный путь в его воспитании.
16. Какую беседу считаете педагогически результативной?
а) если она помогла лучше понять ребенка;
б) если она помогла ему понять себя;
в) если она помогла ребенку лучше понять вас.
17. Что вам дает диалог с ребенком в личностном плане?
а) свежий взгляд на мир;
б) импульс к самосовершенствованию;
в) более адекватное представление о резервах детской личности.
Подведение итогов
Вариант а – З балла.
Вариант б – 5 баллов.
Вариант в – З балла.
Если вы набрали более 55 баллов, то можно констатировать достаточный уровень коммуникативной готовности к диалогу с ребенком. Общая сумма менее 55 баллов свидетельствует о недостаточном уровне.
Комментарии