Одно из условий модернизации системы общего образования в России – профильная подготовка учеников на старшей ступени. При этом доступ к качественному современному образовательному ресурсу и возможность изучать на профильном уровне любые предметы по собственному выбору должен получить каждый ребенок вне зависимости от того, учится ли он в лицее, гимназии или обычной школе, живет ли в городе или в сельской местности.
В Хабаровском крае также отсутствовали группы, сформированные по модели , поскольку участие в проекте принимали только отдельные ученики из разных школ региона.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Но пока что далеко не каждое общеобразовательное учреждение России способно обеспечить весь спектр условий, необходимых для организации полноценного профильного обучения. Этому препятствует множество причин, главная из которых – недостаточное количество учителей, готовых вести преподавание на профильном уровне с реализацией деятельностного и компетентностного подходов, нехватка педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях вообще и наконец трудность в обеспечении индивидуального подхода из-за высокой загруженности учителей-предметников.
Решить обозначенный комплекс проблем можно только при условии использования ИКТ для организации подготовки школьников на профильном уровне. Применение методик дистанционного обучения, подкрепленных современными информационными технологиями, открывает широкие возможности всем участникам образовательного процесса. Дети могут заниматься у высококвалифицированного учителя-предметника, даже если тот работает в соседней школе или в другом городе. Учителя могут ввести уровневую дифференциацию в классах, расширить образовательное пространство своих уроков. Образовательное учреждение получает ресурс, позволяющий ему обеспечить почти любые образовательные запросы своего контингента*.
Назрела задача разработки комплексной системы интернет-обучения, удовлетворяющей запросам учеников и их родителей, преподавателей, администрации школ, а также ряду нормативных требований, предъявляемых к содержанию и организации образовательного процесса в РФ. Инициаторами создания подобной системы стали Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), при поддержке Минобрнауки России. Составной частью хорошо известного педагогическому сообществу проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) стала программа «Обучение с использованием Интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне».
Перед исполнителями проекта были поставлены следующие задачи:
разработка комплекса организационных решений, обеспечивающих построение учебного процесса с использованием Интернета;
подготовка учебных материалов по 14 предметам Федерального базисного учебного плана, отвечающих требованиям Федерального компонента государственных стандартов по образованию (профильный уровень);
организация и проведение экспериментального интернет-обучения школьников на профильном уровне по этим предметам;
разработка методики обучения школьников через Интернет и системы оценки результатов учебной работы;
подготовка педагогов-кураторов и сетевых преподавателей, разработка методических материалов и web-сайта для их поддержки.
Реализация проекта осуществлялась в нескольких регионах РФ. В частности, Некоммерческое партнерство «Телешкола» как исполнитель апробировало разработанную им программу обучения школьников на профильном уровне с использованием Интернета в первый год реализации в двух регионах – Челябинской области и Пермском крае. Во второй год к ним также присоединились Красноярский и Хабаровский края.
Для обеспечения управления проектом в регионах эксперимента были сформированы рабочие комиссии из числа специалистов Минобрнауки РФ. Рабочие комиссии возглавили лица, наделенные достаточными полномочиями для издания приказов, распоряжений и других нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию проекта, а также его мониторинг и анализ уровня результативности и эффективности.
Разработанная программа обучения школьников включала несколько этапов реализации.
Диагностический этап
В регионах эксперимента был проведен ряд мониторингов. В частности, изучались образовательные потребности школьников и их родителей, потребности рынка труда в тех или иных специалистах, а также образовательные и кадровые ресурсы. Было выявлено наличие и уровень ИКТ-компетенции педагогов, установлено наличие (недостаток) учителей с компетенциями сетевого преподавателя, сетевого педагога-куратора, психолога.
По итогам комплексного анализа результатов исследований определены меры по адаптации информационно-образовательной среды учреждений к решаемым задачам. Информация о потребностях в образовательном ресурсе и(или) в материально-технических средствах обеспечения учебного процесса передана в организационные рабочие группы региональных органов управления образованием.
Подготовительный этап
На основании рекомендаций Региональной рабочей группы и по результатам проведенного мониторинга образовательных потребностей и ресурсов методические советы образовательных учреждений определили направления и сроки реализации эксперимента, ознакомили с концепцией эксперимента педагогический состав школ. Для реализации проекта в учреждениях сформированы рабочие группы в составе:
директора;
заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
заместителя директора по информатизации или заведующего кафедрой информатики и информационных технологий.
В функции рабочей группы образовательного учреждения входит:
назначение ответственного по организации эксперимента, который должен привлекать сетевых преподавателей и педагогов-кураторов;
проведение консультирования педагогического персонала по вопросам дистанционного обучения с использованием Интернета, в том числе на профильном уровне;
разработка положения об интернет-обучении, проектов приказов и локальных актов образовательного учреждения.
Положение об интернет-обучении на основе сетевых информационно-образовательных ресурсов содержит:
описание процедуры набора учебных групп;
правила обучения с использованием Интернета различных категорий участников образовательного процесса (администрация, сетевые преподаватели, педагоги-кураторы, ученики);
критерии и процедуру оценивания;
квалификационные требования к педагогическому персоналу;
функциональные обязанности персонала и прочее.
Информационно-организационный этап
На этом этапе были проведены расширенные педсоветы, информационные родительские и классные собрания совместно со школьниками, выбраны модели реализации эксперимента в образовательных учреждениях, сформированы предметные группы. Также была произведена расстановка сетевых преподавателей и педагогов-кураторов по предметным группам, составлены расписания занятий и распределены учебные помещения, проведены обучающие семинары для администрации учреждений, сетевых преподавателей и педагогов-кураторов.
Этап практической апробации
В ходе апробационного этапа администрация школ совместно с рабочей группой и педагогическим составом провела ряд очень важных мероприятий. Локальными актами образовательного учреждения были утверждены процедуры учета учебных достижений учеников в школьной документации, проведены мониторинг реализации проекта и обучение детей в соответствии с программой. Наконец, осуществлено постоянное и систематическое взаимодействие всех участников эксперимента между собой в рамках методических советов, семинаров, «круглых столов» и других акций.
Количественный состав участников апробации в Красноярском и Хабаровском краях приведен в таблице 1.
На диаграммах 1 и 2 приведены данные о распределении образовательных учреждений – участников проекта по типу местности.
В Красноярском крае практически равное количество образовательных учреждений заявили о своей готовности к участию в проекте. Преобладание образовательных учреждений из сельской местности в Хабаровском крае обусловлено повышенным интересом учеников к сетевому образовательному ресурсу профильного уровня.
Соотношение кадровых ресурсов образовательных учреждений регионов эксперимента представлено на диаграмме 3.
В обоих регионах проекта уровень ИКТ-компетенций сетевых преподавателей и педагогов-кураторов весьма высок. В то же время количество в образовательных учреждениях из сельской местности, особенно в Хабаровском крае, квалифицированных педагогических кадров, способных вести обучение на профильном уровне, довольно низко. Предложенные к участию в проекте педагоги городских школ регионов эксперимента выразили достаточную готовность работать в инновационном режиме в Красноярском крае и высокую – в Хабаровском.
Для максимально полного удовлетворения запросов школьников в регионах эксперимента был проведен мониторинг образовательных потребностей учеников 9-х классов по выбору курсов для изучения на профильном уровне на старшей ступени обучения. На диаграмме 4 видно, что наиболее востребованными профильными предметами в Красноярском и Хабаровском краях являются русский язык, информатика и история. При этом процент востребованности всех выбранных предметов в Хабаровском крае существенно выше, чем в Красноярском, что, безусловно, определяется преобладанием учеников из сельской местности, где отсутствует образовательный и кадровый ресурс профильного уровня.
Модели организации учебного процесса
Один из ключевых факторов, влияющих на организацию учебного процесса в образовательном учреждении, – выбор модели использования сетевых ресурсов из числа разработанных НП «Телешкола» в ходе реализации проекта.
Организационная модель
«Новый профиль»
Группа детей, обучающихся по этой модели, формируется из учеников разных классов одного образовательного учреждения, осваивающих программу по профильным предметам с использованием интернет-ресурсов в сопровождении сетевого преподавателя и педагога-куратора (рис. 1).
«Межшкольная группа»
В этом случае группа формируется из учеников различных учреждений одного или нескольких муниципальных образований, выразивших желание осваивать один и тот же предмет на профильном уровне. Сетевой преподаватель и педагог-куратор назначаются руководителем дистанционного обучения муниципального управления образования (рис. 2).
«Индивидуальный учебный план» (ИУП)
Здесь группа формируется на базе малых групп сотрудничества со сменным составом учеников, типичных для школ, работающих по индивидуальным учебным планам (рис. 3).
Информация о выбранных образовательными учреждениями моделях приведена в таблице 2.
Отсутствие в регионах проекта групп, сформированных по модели ИУП, обусловлено малым распространением подобного способа организации учебного процесса в образовательных учреждениях Красноярского и Хабаровского краев.
В Хабаровском крае также отсутствовали группы, сформированные по модели «Новый профиль», поскольку участие в проекте принимали только отдельные ученики из разных школ региона.
Как показали результаты мониторинга, дети в основном адаптированы к новому для них режиму обучения и заинтересованы в проекте, им нравится работать с материалами сетевых уроков, отрабатывать навыки выполнения тестов. Многих привлекает самостоятельная работа с нестандартными, творческими заданиями.
Сетевые преподаватели, участвуя в реализации проекта и проявляя при этом высокую педагогическую активность, осуществляли все виды деятельности, входящие в их функциональные обязанности:
занятия в оff-line- и on-line-режимах в соответствии с утвержденным расписанием;
составление сценариев уроков;
проверка заданий с открытым ответом и домашних заданий учеников;
проведение групповых или индивидуальных оff-line- и on-line-консультаций для детей).
Кроме того, они приобрели опыт реализации деятельностного подхода в учебном процессе, ориентируя ребят на выполнение имеющихся в сетевом ресурсе домашних заданий и заданий с открытым ответом, содержание которых нацелено на формирование не только общеучебных, но и метапредметных навыков. Помимо этого была опробована такая форма работы, как групповая дискуссия по теме урока. Это также стимулирует познавательный интерес учеников и способствует лучшему усвоению материала, а помимо этого – удовлетворяет потребность школьников в межличностном общении и развивает навыки делового общения в современной информационной среде.
В функциональные обязанности педагога-куратора входила организация учебного процесса учеников, включая организацию взаимодействия сетевого преподавателя и школьников. В процессе апробации они также осуществляли техническую и педагогическую помощь детям при изучении сетевых уроков. Кроме того, педагоги-кураторы помогали организовывать в сети открытые on-line-уроки (сразу для нескольких регионов проекта), вели подготовку к предметным и межпредметным телеконференциям. Поэтому немаловажным фактором в успешной деятельности педагога-куратора в рамках апробации стало обладание высокой ИКТ-компетенцией.
Этап обобщенного анализа
По окончании апробационного этапа был проведен обобщенный анализ результатов деятельности участников реализации проекта. В регионах эксперимента проведены итоговые научно-практические конференции, на которых дали свою оценку эксперимента руководители образования регионов, директора школ, педагоги и школьники. Были названы лидеры проекта среди всех категорий участников. Ребята, полностью закончившие прохождение профильных курсов, получили сертификаты и грамоты НП «Телешкола».
В таблице 3 приведены итоги обучения учеников.
Успешный опыт реализации профильного обучения школьников с использованием сетевого образовательного ресурса позволяет создать предпосылки к распространению системы дистанционного обучения учеников 10-11-х классов на всей территории России.
Татьяна РЫЧАГОВА, заместитель директора по науке учебно-методического центра Некоммерческого партнерства «Телешкола», Москва
Комментарии