Сейчас в России снимается порядка сорока названий телесериалов, и количество их будет расти. Проблемы, которые предлагались для обсуждения участникам “круглого стола”, проведенного Союзом кинематографистов России и журналом “Искусство кино” в рамках XXIV Московского кинофестиваля, заключались в следующем: что такое сериал – особое искусство или кино для бедных? Для тех, кто не может платить более трех долларов за билет в кинотеатр. Второе: что такое сериал для кинематографиста – потеря профессионализма или то, чем он может гордиться? Некоторые режиссеры говорят: “Сейчас сериалы, а потом кино”, – расценивая сериалы как нечто второсортное. Наконец, как оценить качество сериалов?
– Есть принципиальная разница, как вы можете думать в сериале и как вы можете думать в кино, – заявил режиссер Александр Митта. – Мой телесериал “Граница” – это как бы три полнометражных фильма, один кинороман. Объем дал возможность раскрыть тему романа. В условиях обычного кино вы не можете развивать романную форму. Вы обязаны работать с жестким сюжетом, одним героем… Сериал помогает проникать в художественные проблемы, которые связаны с многосюжетным развитием действия, большим количеством героев, неторопливым движением мысли.
Дмитрий Астрахан, режиссер :
– За вопросами, предложенными для обсуждения, стоит один постулат: это искусство или нет? Каковы незыблемые критерии искусства? Можно сделать бездарный сериал, можно – великий. Но большей глупости придумать нельзя, чем искусство для избранных и искусство для бедных. Я считаю, что сериал – очень серьезная вещь, требующая огромного профессионализма, высочайшего мастерства, большого умения. Но для этого необходима школа. У нас пока школы я не вижу. Как оценивать качество сериала? Рейтинг – это лишь своего рода основание для того, чтобы дальше обсуждать художественные достоинства.
…Кто-то сказал, что произведение искусства – это мыльная опера плюс что-то еще. Если убрать что-то еще, останется мыльная опера, что само по себе имеет право на жизнь . Но если убрать мыльную оперу, то ничего не останется. Ведь это сюжет, интрига… Пока телевизионные режиссеры сами не определились, что такое телевизионный сериал. Взять хотя бы сериал о Шерлоке Холмсе. Да, серий здесь много, но есть нечто, отличающее эти фильмы от “Рабыни Изауры”.
Александр Атанесян, режиссер:
– Если есть плохой сериал, то вопрос: искусство это или не искусство? – не возникает ни у кого. У меня был опыт работы на телевидении, где я соприкасался с производством телевизионных сериалов. Большего ужаса я не испытывал. Поскольку тот поток сценариев, которые приносят на телевидение, вызывал ощущение, что автором их является один сценарист с большой группой товарищей. Потому что сюжеты кочуют с канала на канал, к разным продюсерам. Они банальны, хотя имеют право на банальность, но написаны плохо, скучно и неинтересно. Тем не менее ТВ запускает эти проекты. Качество будет зависеть от конкуренции. Конкуренции между каналами, делающими сериалы. Это вынуждает компании и продюсеров делать все более и более качественный продукт. Но у нас нет большого количества каналов… Самое замечательное, что произошло за пять лет, – это когда в эфир не вышел сериал “Ростов-папа”. У нас можно выпускать любой сериал в эфир, и плохой, и хороший, но очень плохой – уже нельзя. Так вот это говорит о том, что телевидение становится разборчивым. Оно определило какой-то низший критерий, хуже которого нельзя. Завтра эта планка поднимется выше…
Виктор Матизен, критик:
– Сериалы – это не искусство. Искусство – это то, что вызывает эстетическую реакцию. Если ее нет – нет и искусства. В настоящее время телесериалы никакой эстетической реакции у меня не вызывают. Поэтому никакая эстетическая критика сериала невозможна. Возможна социологическая критика, но это другое. Митта совершенно верно провел различие между телероманом и телесериалом. Это две вещи абсолютно разные, потому что любой телероман построен по законам аристотелевой эстетики. Любой телесериал на этой эстетике не построен. Значит, это что-то другое. Любой телероман оперирует категорией судьбы, в отличие от сериала. Там может подменяться понятие судьбы.
Итак, итоги. Не нужна альтернативная эстетика для оценки сериалов. Будьте любезны делать талантливые сериалы, помня о профессионализме и художественной ценности.
Федор ТОННЕЕВ
Комментарии