search
main
0

Телепузики. Нелепо, зато экономически выгодно

Наталья Маркова не только руководитель научно-практического центра Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. В обычной московской школе она преподает предмет, который вырабатывает у детей иммунитет к оболваниванию всевозможными СМИ. Уж сколько раз российские газеты писали: “Телепузики зомбируют наших детей”, “Это не телепузики, а телегнусики или даже телетрупики!” Но вот проезжает мимо меня шикарная машина, и что же болтается перед носом нового русского, какой оберег? Плюшевый телепузик! Какую раскраску выбирает в книжном магазине для своего пятилетнего внучка пенсионерка? С изображением “четырех уродов, с жуткими желтыми глазами изголодавшихся птеродактилей”, как называет их Наталья Маркова. Так неужели телепузики непобедимы?

– Наталья Ефимовна, за что вы так невзлюбили этих героев телевизионной передачи для дошкольников?
– Не только я. По нашим подсчетам, пузененавистники представляют около 70% телезрителей. В их числе детские писатели, кинорежиссеры, психологи, преподаватели, доктора наук и молодые финансовые директора. Пресс-служба РТР подсчитала, что “пузелюбов” значительно меньше: 20-27% аудитории этого канала.
Но с россиянами солидарны и многие западные специалисты. В марте 1998 года в Лондоне проходила вторая Всемирная встреча на высшем уровне, посвященная телевидению для детей. Вокруг телепузиков разразились дебаты. Директор программ телевидения для дошкольников из Норвегии Ада Хауг, например, сказала, что никогда не показала бы “это” в своей стране.
– Для тех, кто не включает телевизор по утрам, расскажем, что “Пузеленд” – это зеленая лужайка, под которой в земле, в неком сооружении вроде дота живут существа, похожие на “неваляшек” нашего детства, но только не улыбающиеся и с виду отнюдь не добрые. Вместо старшего поколения за телепузиками присматривает… перископ, должно быть, сбежавший с какой-нибудь военно-морской базы. Да и сами они похожи на роботов. Вместо глаз у этой четверки мрачные провалы, в которых не проявляется никакая одухотворенность.
– Словарный багаж телепузиков гораздо беднее, чем у Эллочки-людоедки: “Пока-пока”, “Да-да” и “Нет-нет” – это все. Сюжет у выпусков отсутствует. Если даже в самой простенькой народной сказке есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка, то есть ступенчатое достижение цели, телепузикам стоит только поныть, и нужные им предметы сами падают в руки с неба! Скучный, однообразный мир, заметно отличающийся от реального.
Кроме того, даже о Чебурашке можно сказать, что он “мальчик”. Телепузики же лишены половых признаков; у них одинаковые лица, а рот-щель выражает отвращение к жизни.
Известнейший американский психолог А.Бандура в книге “Теория социального научения” говорит о громадном влиянии на общество теле- и киногероев. Телепузики – одна из моделей поведения. Однако чему они учат? Я уже упомянула о нытье как средстве достижения желаемого. Результат: пассивные дети, не способные бороться с жизненными трудностями. Следующая модель поведения: телепузики прячутся, когда следует ложиться спать, опять ноют и говорят: “Нет-нет”. Результат: непослушание и расстройство сна. Другая модель поведения: садясь за стол, громко имитировать пуканье под одобрение собравшихся. Результат: грубая неразборчивость в поведении.
Игры телепузиков: появившийся букетик называется в передаче “украшением”, а потом это “украшение” вставляется… в зад одному из пузегероев. Другие пузегерои, глядя на это, громко веселятся. Игра “Качели”: Тинки-Винки садится на качели и многократно падает с них. Смех. Модель поведения: надо падать с качелей. Другая игра: рука мальчика держит кусок яблока, голос за кадром сообщает: “Это виноград”. Информация, полученная глазами, не совпадает с вербальной. Или: детские пальцы раскрашивают красным дымковскую игрушку, голос за кадром: “Это зеленая краска”. Еще: дети окунают ладони в блюдо с краской и по очереди оставляют отпечатки на новых майках; модель поведения понятна: пачкаться можно и нужно.
– Но ведь дети-телезрители могут дать иную, правильную оценку происходящему!
– Едва ли. Пора ответить на вопрос: на какой возраст рассчитана передача? Авторы ее идеи и сценаристы – Энн Вуд, Энди Дэвенпорт и Эллис Канн – заявили, что она предназначена детям, коим от роду с шести месяцев до четырех лет. Это первый опус в мире, рассчитанный на младенцев. И, получается, их первая школа в жизни.
Сериал создан в Англии в 1997 году и тут же экспортирован в США. Реклама же утверждала, что программа развивает воображение младенцев, их моторное развитие, способствует усвоению родного языка и даже учит обращению с техникой.
И это в то время, когда группа экспертов по детскому развитию, среди которых известный американский специалист по детскому телевидению, профессор психологии Дэн Андерсон, заявила, что исследований, подтверждающих восприятие телевизионной картинки у детей до года, вообще нет! А эксперт по речи доктор Салли Ворд обнаружила, что в последние двадцать лет увеличилось число девятимесячных детей, которые вообще не воспринимают голос при фоновом шуме.
– Как это понимать?
– Обычно родители включают телевизор, когда занимаются домашними делами. В это время они не разговаривают со своими маленькими детьми. Но шум, который создает работающий телевизор, стоит. Результат потрясает: дети, выросшие в этом шуме, приходят в школу, не умея слушать учителя! Привыкли к визуальному восприятию действительности и не научились вербальному.
Американская академия педиатрии выпустила решительную рекомендацию – не сажать перед экранами телевизоров детей в возрасте до двух лет. Кроме того, телевизор занимает то время, которое можно было бы отвести игре, книгам. В конце концов авторы телепузиков стали объяснять, что их передача ориентируется на аудиторию от двухлетнего возраста.
– Но к чему такая гонка за аудиторией младенцев?
– На авансцену рынка выполз новый потребитель товара. Уже в 1997 году телепузики становятся в Великобритании самой популярной игрушкой. Вместе с товарами, обозначенными их символикой, они дают Би-би-си 23 миллиона фунтов прибыли! Перед Рождеством британцы затевали драки в очередях! В 1998 году были созданы “Подарки телепузиков” – пакеты, которые распределяли по родильным домам Англии. Новорожденных ждали два видеофильма: “Здесь живут телепузики”, “Танец с телепузиком” и – плюшевый телепузик. Нелепо, зато экономически выгодно! Потому как, например, американские дети, кроме 9 миллиардов долларов в год, что они тратят самостоятельно, влияют еще на 50 миллиардов долларов своих близких. А ведь эту программу показывают на телевидении в 120 странах мира!
– Я прочитала, что Россия закупила все 365 серий о телепузиках. Тоже рынок, конечно. А что говорят о них специалисты в нашей стране?
– Я уже сказала, что противников передачи больше, чем защитников. Интересно, что часть пузелюбов – люди со званиями и учеными степенями. Они, должно быть, неплохо зарабатывают, потому что создают рекламу этой продукции. Вот что они выкрикивают со страниц газет и журналов: “Это единственный в мире сериал, который создан для малышей от 6 месяцев до 4 лет! При его создании использовались самые последние исследования в области психологии младенцев!” Это ложь. Обзор англоязычных статей в интернете уничтожает благостную картину, созданную рекламой.
– А что же явится правдой?
– То, что человечество опять столкнулось с проблемой роста народонаселения. В прошлом жизни уносили эпидемии, войны. Жрецы ацтеков приносили детей в жертву языческим богам, римляне оставляли “лишних” новорожденных на базарной площади – бери, кто хочет. Собрав однажды детей бедняков в новый крестовый поход, погубили холодом и голодом десятки тысяч человеческих жизней. Во второй половине шестнадцатого века переселенцы из Европы сократили коренное население в Перу и Чили в пять раз – до 300 тысяч человек!
Развитие капитализма в Западной Европе резко ускорило темпы роста населения. К 1820 году на земле жил 1 миллиард человек. В 1959-м – 3 миллиарда. Считается, что при среднегодовых темпах роста населения на 3% производство продовольствия увеличивается лишь на 2%. Вот чем уже полвека озабочена западная цивилизация. Мы переняли ее культуру, технологии, но вместе с тем и часть ее проблем.
Да, на Западе и у нас есть множество прекрасных художников и сценаристов, способных создать нечто гораздо более духовное, прекрасное и полезное детям, чем передачи о телепузиках. Но труд этих мастеров не используется или низко оплачивается. Почему? Да по той же причине, по которой древние ацтеки рисовали на жертвенных ножах клыкастых демонов. Ужас охватывал обреченных на заклание детей и парализовал их, помогая жрецу вырвать сердце у еще живого человека. Искусство не всегда очищает и служит благому делу. Оно также подавляет волю, разрушает психику и даже способно убить!
Именно в пятидесятые годы XX века великая торговля западной цивилизации порождает гениальную идею маркетинга. Если раньше производитель ориентировался на спрос покупателя, сегодня он перестает зависеть от спроса. Он сам формирует потребителя. Вот такими передачами, как о телепузиках в частности. Ведь за ними грянул вал маечек, завязок, переводных картинок, жвачек, ранцев, тетрадей с изображением “дорогих лиц” пузегероев; пошла мода на них.
– Но как связаны между собой маркетинг и страх перед перенаселением Земли?
– Феномен телепузиков – в способности поймать сразу двух зайцев. Первый – дебилизация детей. Известно, что больше других перед экранами телевизоров проводят дети из бедных слоев населения. Передачи, мультсериалы вроде “телепузиков” насаждают в них склонность к асоциальному поведению, депрессии, эмоциональной тупости, пассивности, беспомощности, неврастении. 15% американских школьников не в состоянии слушать и понимать учителя, сосредоточенно заниматься какой-либо работой более трех минут, неподвижно сидеть. Это болезнь. Она называется “синдромом дефицита внимания”. В качестве успокоительного средства эти дети принимают риталин.
– Это лекарство?
– Действует как стимулятор в течение 4 часов и создает эффект эмоционального подъема. По опросам, из 6000 учеников государственных школ штата Массачусетс приблизительно 13% старшеклассников 7-8-х классов принимали риталин без рецепта.
Школьники, которым он прописан, могут получить его в кабинете школьной медсестры. Многие из них не принимают таблетки сами, а продают их товарищам. Это широкий бизнес. В США выпускается 15 тысяч килограммов этого препарата в год. Его принимают 2 миллиона населения, большинство из них – дети. Для школьников он может стать шагом к наркотикам… Но перед тем как уйти из жизни, юные наркоманы все же успевают стать потребителями многих видов самой разной продукции. Они что-то вроде бумажного одноразового стаканчика. Ими попользовались, и их выбросили.
– Надеюсь, что такой маркетинг в России не приживется.
– И я надеюсь. Но знаете, что говорил историк с мировым именем Тойнби? “Любая цивилизация, любой образ жизни – есть неразрывное целое, где все части соединены и не разделены”. Если мы в точности перекопируем для себя западный образ жизни, станем ее неотъемлемой частью, мы приобретем и ее болезни.

Ирина РЕПЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте