Группа депутатов и сенаторов внесла в Государственную Думу законопроект, ограничивающий использование мобильных телефонов на уроках.
Документом предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ». Поправки предусматривают, что школьники могут использовать средства связи во время учебных занятий только в случаях, предусмотренных образовательной программой, и в экстренных ситуациях, например при угрозе жизни и здоровью.
Как пояснила председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, изначально планировалось ограничить фото- и видеосъемку на уроках. Затем законодатели решили, что нужно регулировать использование средств связи в целом.
Министр просвещения Сергей Кравцов, комментируя законопроект, заявил, что речи не идет о запретах, ученики будут на связи с родителями, но во время занятий мобильные устройства должны использоваться исключительно с разрешения учителя.
К обязанностям обучающихся предлагается также отнести соблюдение дисциплины на уроках и правил поведения в образовательном учреждении. Педагоги смогут обращаться в органы управления образовательной организации с просьбой применить дисциплинарные взыскания к обучающимся, которые ущемляют их права. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению.
Авторы законопроекта утверждают, что изменения определяют «главенствующую роль педагога в процессе обучения и воспитания».
Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.
Евгений БУНИМОВИЧ, поэт, публицист, общественный деятель, заслуженный учитель РФ:
– Это не только наша проблема, это проблема более-менее цивилизованного мира. В некоторых европейских странах дела с этим обстоят гораздо жестче: там вообще запрещено использование мобильных телефонов.
Ключевой вопрос здесь – конечно, связь с родителями. Это важно, поэтому я категорически против полного запрета на использование мобильных телефонов. К тому же очень многое, что касается учебного материала, – получение домашних заданий и прочее – без их использования сложно себе представить.
Анна ПОСЕВКИНА, эксперт «Созвездия флагманов образования», заместитель директора по воспитательной работе школы №1391, Москва:
– Ограничение на использование гаджетов я бы ввела во время перемены, чтобы у ребят было больше живого общения. Да и то, ограничение – это громко сказано. Если грамотно организовать активную деятельность ребят на перемене, им будет просто некогда сидеть в телефоне. А для тех, кто хочет (или кому необходимо) воспользоваться телефоном или айпадом, можно выделить специальную зону и разрешить в ней пользование гаджетами (в некоторых школах такой опыт уже реализован). Я уверена, когда правила понятны, то все могут им следовать. А если правила разработаны вместе с учениками, то ребятам будет легче их принять.
А вот на уроке телефон – очень даже рабочий инструмент, поскольку совмещает в себе и словарь, и сканер QR-кодов, и карты, и навигатор, и компас, и калькулятор, и многое другое. Учителю надо только правильно организовать урок, чтобы у ребят не было желания отвлекаться. Уверена: современные учителя это могут.
Сейчас я уже не веду уроки. Но раньше всегда разрешала детям пользоваться смартфонами. Ведь ни к чему, согласитесь, покупать словарь японского языка, если все его содержимое всегда находится при вас – в сумочке, портфеле или кармане. Точно так же легко найти приложение карты японского метро, причем на японском языке, чтобы можно было понять, как построить маршрут и добраться до нужного места. Все это становилось основой для реального проблемного диалога на японском языке во время урока. При этом я в начале занятия просила своих учеников положить телефоны на парты экраном вниз, и ребята знали, что будет момент, когда они понадобятся.
А когда вела занятия по технологии медиапроизводства, это вообще было основным инструментом. Диктофон, фотоаппарат, видеокамера, фоторедактор, инструмент для монтажа… Без телефона тут никуда. Медиапедагоги меня поймут.
Михаил ГАРУС, учитель математики гимназии №3 Белгорода:
– Поддерживаю поправки полностью, телефоны отвлекают внимание учеников от сути и ценности самого урока, а также мешают коммуникации с учителем. Работая в приграничной области, поддерживаю возможность использования телефона обучающимися для связи с родителями в экстренных ситуациях, при угрозе жизни и здоровью. Также как практикующий учитель я заметил новую тенденцию среди ребят, имеющих проблемы со зрением. Они не видят, что написано на доске, фотографируют записи на телефон и приближают изображение для увеличения картинки, такое тоже приветствую. Прекрасно, что эти акценты отражены в поправках.
В целом рассчитываю, что такие поправки помогут хотя бы временно отвлечь учеников от телефонов, потому что практика показывает нам, педагогам, что сложно детей с низкой мотивацией научить применять телефон по назначению.
Ирина ТИМОФЕЕВА, учитель, Великий Новгород:
– Я думаю, надо учителю дать право решать, нужно применять гаджеты на конкретном уроке или нет. Иногда обращение к интернет-источникам помогает. Например, сейчас в школах еще нет учебников по литературе по новым ФГОС, а программы есть. В старых учебниках нет многих текстов, которые требует обновленная программа. Решить эту проблему можно только за счет нахождения текстов в Интернете, потому что необходимого количества экземпляров программного произведения в библиотеке на целый класс не найти. Что касается дисциплины на уроке, которой могут помешать гаджеты, я лично решаю эту задачу просто. У меня есть коробка, в которую я складываю телефоны учеников перед уроком, в каждую ячейку вкладываю бумажку с именем и фамилией ребенка. Дети сдают телефон в начале урока и забирают при его окончании. Это удобно и не вызывает возражений, потому что в локальных актах нашей школы прописано, что телефоны нужно сдавать учителю и не пользоваться ими на уроке без его разрешения. Так что эту проблему мы решили уже давно. А вот уровень ответственности учеников за поведение в школе действительно нужно повышать. Я предлагаю закрепить в Законе «Об образовании в РФ» такую правовую норму, как возможность исключения ученика из школы начиная с 1‑го класса за систематическое злостное нарушение дисциплины, мешающее учиться другим детям, а также за действия, ставящие под угрозу физическое и психическое здоровье учащихся и учителей.
Анастасия ГОЛУБЕНКО, учитель английского языка, классный руководитель Академического лицея Петрозаводска:
– Вопрос, по моему мнению, только в одном: каким образом будут регулировать эту задачу? У меня как у педагога нет права забирать телефон, только предложить убрать или сдать, но, кроме моего веского слова, ничего. В чем смысл данного законопроекта, если не продуманы механизмы наказания? Сути он не меняет, я как просила убирать телефоны, так и буду просить, и если дети уважительно относятся, то отдадут, если нет – докладная. Так и без закона такие правила.
Екатерина БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, учитель начальных классов, заместитель директора по НМР средней школы №69 Екатеринбурга:
– Как учитель начальных классов я полностью согласна, что телефон должен быть контролируемым. На уроках я использую телефон исключительно под контролем. По поводу нововведений – их надо обсуждать, нельзя принимать быстрое решение, потому что оно может быть сыроватым для использования. Я боюсь, что виноватым снова станет школьный учитель. Сейчас учитель контролирует соцсети, использование электронных ресурсов, как часто ребенок выходит в Интернет. Учитель будет, скорее всего, виноват в том, что неправильно применял сотовый телефон на уроке. Конечно, мы получим жалобы от родителей.
Второй вопрос: как ребенок может использовать его во внеурочное время и какие ограничения в зоне ответственности родителя, о них никто не говорит.
Сергей ЛЕМЕШКО, отец девятиклассника, Воронеж:
– Сначала о сотовых телефонах. Я знаю, что во многих школах уже ввели запрет на их использование во время уроков без разрешения учителя. За годы учебы моего сына учителя разные варианты пробовали, например, у всех отбирали телефоны в начале урока, а в конце снова раздавали, но это неудобно, и дети возмущаются, и много времени отнимает. В итоге решили забирать только у злостных нарушителей. А вообще сами дети сейчас стараются не использовать телефоны на уроках. Это уже воспитание и дисциплина, и это хорошо. Я согласен, что без дисциплины никак не обойтись. Она нужна и на производстве, и в школе. И учитель обязательно должен быть защищен. Сейчас такие детки, что можно всего ожидать. Поэтому то, что учитель будет иметь законное право пожаловаться в дирекцию на действия ученика, правильно. Когда я учился в школе, уважения к педагогам было больше. Сегодня отношение учеников к учителю стало похуже, точнее, более свободное отношение стало, но надо, чтобы было уважение!
Комментарии