search
main
0

Текстильная промышленность в кризисе. А образование?

В Фурмановском районе на сегодняшний день только 3416 школьников и 1869 малышей посещают детские сады. Рождаемость начала падать еще двадцать лет назад вследствие сокращения текстильного производства, которое еще с дореволюционных времен было основным промыслом здешних мест. О том, как демографический спад отражается на образовательной сети района, а также о перспективах ее развития наш разговор с начальником Фурмановского отдела образования Татьяной ТИХОМИРОВОЙ.

– Татьяна Владимировна, закрытие школ – процесс довольно болезненный. Как он проходил у вас? – Оптимизация проводилась поэтапно. Учитывались результаты мониторинга качества образования и демографическая ситуация. Сегодня мы имеем только 3 процента неэффективных расходов в нашей системе, это один из лучших результатов по области. Открыты  8 маршрутов по доставке сельских школьников к месту учебы. Созданы 3 базовые школы: две в городе и одна в селе. Проведены работы по обеспечению пожарной безопасности учреждений, начат монтаж систем видеонаблюдения. Заведены технические паспорта учреждений образования, в которых отражается состояние зданий. Разрабатываются программы их реконструкции и ремонта. Более 4 миллионов рублей  за три года израсходовано  на выполнение мероприятий  по программе «Безопасность учреждений». Организацию школьного питания, коммунальное обслуживание, охрану зданий и подвоз школьников взяли на себя отобранные по конкурсу малые предприятия, обслуживающие сразу несколько образовательных учреждений. Развивается социальное партнерство: только в этом году меценатами и спонсорами выполнены работы на сумму 3 миллиона рублей. 5 школ района стали победителями конкурса в рамках ПНПО. Благодаря национальному проекту оборудованы 15 кабинетов русского языка и литературы, математики, физики, химии, географии и начальных классов. В базовых школах – седьмой и Иванковской – компьютеризованы все учебные кабинеты.Впрочем, тут заслуга не только нацпроекта. Достигнуто взаимопонимание с администрацией района и города. Ко всем нашим инициативам, просьбам и пожеланиям местная власть прислушивается. И не только местная. Руководство Ивановской области не обходит вниманием наши проблемы, ведь район располагается относительно недалеко от областного центра. – Это вам помогает. А что затрудняет работу? – К сожалению, мы относимся к дотационным территориям, производства почти нет, сельское хозяйство тоже переживает кризис. Из-за этого большие проблемы с трудоустройством, родители вынуждены уезжать на заработки. Оставляет желать лучшего состояние дорог, особенно в зимнее время – для нас этот момент важен, ведь мы должны обеспечить бесперебойный и безопасный подвоз детей к школам. Транспорт изнашивается, приходится тратить средства на ремонт и запчасти. – Какие вопросы  для вас первоочередные?- Мы начали реализацию 83-го Федерального закона, в результате чего  казенными учреждениями, работающими по бюджетной смете, станут малокомплектные школы и детский сад №8, автономными  – Центр детского творчества и спортшкола, а остальные образовательные учреждения обретут статус бюджетных, что даст им большую финансовую самостоятельность.  Больше всего волнует кадровый вопрос. В школы пришла новая техника, новые технологии и новые методики, но на качестве образования это пока мало отражается. Нужно признать, что принципиальных изменений в организации учебного процесса не произошло. По-видимому, одними решениями по совершенствованию материальной базы уже не обойтись. Практика показала, что ни проекты, стимулирующие конкуренцию между школами, ни переход на новые финансово-экономические механизмы, ни применение новой системы аттестации не оказывают такого влияния на качество образования, как профессионализм учителя. Понятно: для того чтобы педагоги повышали свой профессиональный уровень и работали творчески, нужно поднять их социальный статус. Из школ уходят мужчины – скоро их не останется совсем. Молодежь, если даже и приходит, надолго не задерживается. Подавляющее большинство выпускников педвузов не приходит в школы. Средний возраст педагогов нашего района – 44 года. Увы, с 2006 года  в район прибыли только 17 молодых специалистов, в основном в дошкольные образовательные учреждения.  Действующая в районе программа по привлечению молодых специалистов неэффективна, так как не предусматривает социальную поддержку: жилье и приемлемую заработную плату. Отдел  образования располагает только тремя комнатами для молодых  учителей. Показательна прошедшая недавно ярмарка вакансий в ШГПУ. Будущие учителя прекращали разговор, узнав размер зарплаты. – А сколько получают педагоги в вашем районе?- От     4952  до  16980 рублей. Надо признать: совершенных инструментов оценивания труда учителя у нас сегодня нет. Все, кто работает с детьми, понимают, что важно учитывать контингент, с которым работает педагог,  динамику развития ученика (если он в пятом классе делал 35 ошибок, а в девятом только 7 – это, безусловно, положительная динамика). Оценка должна быть дифференцированной, принимающей во внимание не количество освоенных знаний, а развитие возможностей ученика. Это важно учитывать при распределении стимулирующих выплат. – Чем примечателен прошедший Год учителя?- Пожалуй, он дал нам новый импульс. В этом году мы выпустили книгу, посвященную работникам образования района. Среди учеников прошел  общегородской творческий конкурс, посвященный педагогам, «Об учителе с любовью». Лучшие работы публиковались в районной газете. Решили открыть педагогический класс, где опытные учителя будут готовить себе смену из своих же учеников. 11 учителей нашего района стали лауреатами конкурсов «Классное руководство», «Лучшие учителя» и «Талантливая молодежь». В этом году мы  учредили конкурс профессионального мастерства «Современный урок». В результате мы систематизировали опыт учителей района, и теперь наша задача – распространить его на все наши школы. Думаю, что участие в профессиональных конкурсах должно стать не исключением, а правилом для педагогов. – Что, по-вашему, может этому способствовать? – Мы возлагаем большие надежды на дистанционное обучение в Интернете, общение в профессиональных сетевых сообществах, при котором педагог перестает быть потребителем методического продукта и становится активным участником его создания. Мы активно используем возможности нашего информационного ресурсного центра. Провели конкурс школьных методических служб и подготовили материалы для аттестации педагогов. Повышение квалификации в прошлом году прошел 221 человек, то есть почти половина учителей района. Вместе с тем не могу не выразить сожаление по поводу того, что все курсы повышения квалификации направлены лишь на совершенствование предметных компетенций. Личностью учителя, его готовностью работать в инновационном режиме не занимается никто. Хотелось бы, чтобы проводились специализированные тренинги по профилактике профессиональной деформации педагога. Это чрезвычайно важно, учитывая, что идут оптимизация образовательной сети и кадровые изменения. – Татьяна Владимировна, расскажите о ваших планах.- Мы работаем над реализацией идеи «Школа как центр микрорайона». Хотелось бы, чтобы школы были открыты и в выходные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли и спортивные мероприятия стали привлекательными не только для детей, но и для остальных жителей микрорайона.Фурмановский район, Ивановская областьСтатфактОбразовательная сеть Фурмановского района включает 9 школ, 11 детских садов и 2 учреждения дополнительного образования.  Дошкольные группы открыты на базе двух школ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте