– Хватит лжи. Надо смотреть правде в глаза. Многие наши выпускники давно уже пишут изложение на экзаменах, пересказывая “Сто лучших сочинений”…
– Замена сочинения изложением – подрыв сущности литературного образования в школе. Кто из учеников станет читать художественные произведения, если на экзаменах достаточно пересказать содержание услышанного текста?
Споры вокруг эксперимента не утихают. В 75 регионах с легкой руки нашего министерства выпускникам 11-х классов предоставили право выбора. Сочинение или изложение? Интересно, что же они предпочли.
В московской школе N 1130, которая работает над развитием интеллекта и творческих способностей учеников, восемь выпускных классов. Изложение выбрали 22 человека. Кстати, в столице, в отличие от регионов, они пишут его 1 июня. Тамара Алексеевна Острик, преподаватель русского языка и литературы с 35-летним стажем, нисколько не удивляется столь малому числу сторонников эксперимента.
– Мы вообще думали, что ребят будет десяток, не больше. В начале года, когда сказали им о возможности выбора, желание изъявили восемь человек. Стали готовиться. В марте провели пробное изложение. Писали все одиннадцатиклассники. Многие поначалу думали, что это очень просто – передать содержание текста. Ан нет! Да еще надо выполнить творческое задание. Требуется умение размышлять и, конечно же, знание литературного произведения. К примеру, в изложении по отрывку “Наполеон” из романа “Война и мир” требовалось еще и осмыслить роль отдельного человека и его влияние на ход истории. Все-таки хорошо, что появился выбор. Не всем удаются сочинения. Зачем списывать таясь? Честнее отдать предпочтение изложению.
Выпускницы Наташа Кузнецова и Таня Абросимова – заядлые театралки, участницы всех школьных спектаклей. Их никак не отнесешь к разряду ленивых и нелюбопытных, тех, кто привык пользоваться шпаргалками. Наташа, к примеру, блеснула на Неделе науки, подготовив глубокие интересные исследования о творчестве Марины Цветаевой. Таня – одна из активисток в ежегодном празднике Недели книги. Подруги много читают. И все же выбрали изложение. Почему?
– Вы что, не уверены в своих силах? – задаю я провокационный вопрос.
– Вовсе нет, – отвечают выпускницы. – В выборе, конечно, мы не сразу определились. Захотелось попробовать что-то новое. Привлекают творческие задания. Можно порассуждать.
На доске тема изложения – “Базаров у родителей”. А рассуждать надо о роли этого эпизода в раскрытии характера и взглядов героя тургеневского произведения. Конечно же, и Наташа, и Таня, да и их сверстники справятся с заданиями. У педагогов сомнений нет.
Я думаю, что есть еще одно обстоятельство, которое перевесило “за” в пользу изложения у двух моих собеседниц. Наташа поступает в Академию налоговой полиции, Таня – в Юридический институт. В этих двух вузах абитуриентам не надо сдавать литературу. Один из экзаменов – русский язык. Поэтому они и выбрали изложение.
– Нам уже позвонили из десяти регионов, – дала разъяснение начальник гуманитарного отдела общего среднего образования нашего министерства Лидия Макаровна Рыбченкова. – Пока отзывы положительные. Были сообщения из Челябинска, Курска, Смоленска, Рязани. Но все позитивные и негативные стороны нововведения мы оценим окончательно в сентябре-октябре, когда придут подробные отчеты. Никто не говорит о том, что сочинения в школе будут отменены. Речь идет о поиске новых, наиболее удачных форм и подходов к аттестации выпускников.
Уже известно, что темы школьных сочинений юные “компьютерные гении” знают заранее. Интернет им в этом помогает. Для кого же тогда эта завеса тайны вокруг запечатанных конвертов с пресловутыми темами? Идя на экзамены, многие выпускники уже заранее знают, что они будут писать и как. Так что все противники и защитники изложения сходятся в одном – требуются новые формы аттестации выпускников по литературе.
Доцент кафедры культуры и гуманизации образования Московского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Алексеевна Калганова считает, что для выпускных экзаменов нужны задания разного уровня сложности. Но формой экзамена по литературе, по ее мнению, должно оставаться только сочинение. Эта форма соответствует целям и задачам литературного образования в школе. Если мы учим школьников анализировать произведение, учим их говорить и писать, то сочинение наиболее полно соответствует целям и задачам обучения. А изложение – это пересказ воспринятого на слух художественного текста. В отечественной методике изложение использовалось в основном как форма развития речи и проверки грамотности по русскому языку. Выпускник школы должен уметь выражать свои мысли. Это пригодится ему в жизни, а пересказывать текст под диктовку вряд ли ему понадобится. В том же самом Интернете необходимо умение пользоваться эпистолярным жанром. Зачем на выпускных экзаменах пересказывать художественные тексты?
Вот такие полярные точки зрения на изложение. Надеемся, что разговор об этом эксперименте поддержат учителя, ученики и вся педагогическая общественность.
Надежда ТУМОВА
Комментарии