search
main
0

Технопарк любит смелые идеи. Участие школьников в чемпионатах профессионального мастерства как эффективный инструмент профилактической работы

​Образовательная организация сегодня – это не оазис чистых знаний, а один из основных институтов социализации ребенка, растущего в постоянно меняющемся мире. Цель сегодняшней профилактической работы заключается в поиске инновационных методов профилактики. Это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность.

Сегодня детей все больше привлекают современные технологии: программирование, прототипирование, 3D-графика, моделирование, дизайн и инновационное производство. Технопарк школы №2072 – это совокупность самой передовой техники, программного обеспечения и современных методик работы с технологической базой. При огромном количестве информации, получаемой современным школьником из самых разных источников, технопарк может стать площадкой для самых смелых, уникальных идей.Занятия проводятся в современных кабинетах, мастерских, лабораториях в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, что также немаловажно для качественного обеспечения образовательного процесса.Особое внимание мы уделяем подбору кадров для обучения профессиям будущего и подготовке обучающихся к участию в чемпионатах профессионального мастерства. Сегодня этим направлением занимаются 2 учителя технологии, 1 учитель информатики и 5 педагогов дополнительного образования. С точки зрения социально-экономического аспекта технопарк позволяет юному профессионалу просчитать перспективность своих планов на практике, смоделировать организацию производства, апробировать и внедрить IT-проект, который из стартапа может перерасти в крупный и коммерчески успешный. Занятия, где ребята осваивают новые компетенции, бесплатные, а значит, доступны для детей из различных социальных групп, в том числе социально незащищенных. Формы проведения занятий – групповая и индивидуальная. Таким образом, обучающиеся, которым требуется особое внимание педагога, занимаются индивидуально. Для тех детей, кому для успешной социализации необходимо развивать навыки работы в команде, есть возможность заниматься в группе единомышленников.Оснащенные современным оборудованием мастерские особенно привлекают подростков, у которых дома ограничен доступ к компьютерам и технологиям, детей «группы риска» и попавших в сложную жизненную ситуацию. Занятия проводятся во второй половине дня, что дает возможность всем желающим   построить свой индивидуальный образовательный маршрут для освоения новых компетенций. В технопарке проводятся не только занятия с подростками, но и множество мастер-классов, профориентационных занятий для всех желающих начиная с дошкольного возраста. Существуют группы выходного дня. Эти мероприятия направлены на раннюю профориентацию и успешную социализацию в перспективе.  Ребята, стоящие на внутришкольном учете, посещают по 2 и более объединений дополнительного образования. Самыми популярными направленностями, выбранными данной категорией детей, являются спортивная, техническая и естественно-научная. Ученикам, осваивающим профессии будущего, необходимо систематически оценивать свою компетентность, участвуя в различных конкурсах. Соревнования профмастерства демонстрируют важность освоения компетенций для экономического роста и личного успеха.В этом учебном году педагогами школы были подготовлены воспитанники для участия в 22 компетенциях трех конкурсов профессионального мастерства. Наши обучающиеся прошли конкурсный отбор и стали финалистами в 10 компетенциях, среди которых: Абилимпикс – «Кулинарное дело», а также JuniorSkills и Worldskills – «Лазерные технологии».Среди 36 обучающихся, подготовленных к участию в чемпионатах профессионального мастерства, четверо подростков – дети «группы риска», требуют повышенного педагогического внимания. Из них 1 – призер чемпионата JuniorSkills.  Практика показала, что подготовка и участие школьников в чемпионатах профессионального мастерства являются эффективным инструментом воспитательной и профилактической работы с обучающимися. Какими же предпрофессиональными навыками должны владеть обучаемые, чтобы быть востребованными в будущем?Главными критериями компетентности станут мультидисциплинарность и творческое мышление, а основой кадровой политики НТИ (Национальной технологической инициативы) – поиск и развитие талантов. То есть обучаемые должны не просто выполнять свои проекты, но и активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и конференциях. Таким образом, у них будет расти мотивация для освоения новых знаний и умений.Школьникам необходимо осваивать современные технологии «мейкерства», то есть производства изделий маленькими партиями, а это невозможно без умения работать с трехмерными моделями. Девиз «От идеи – до модели», который еще 3-5 лет назад был актуален, трансформируется в лозунг «От идеи – до изделия». И уже недостаточно знать программу 3D-моделирования, а нужно уметь работать на 3D-принтерах. Причем уже актуально знать не только принтеры по FDM-технологиям, но и разбираться в фотополимерных принтерах и даже в аппаратах, работающих по технологии селективного лазерного спекания (SLA). Также одним из способов реализации девиза «От идеи – до изделия» является умение работать на станках с числовым программным управлением (ЧПУ), позволяющих вытачивать из различных материалов практически любые изделия.Если раньше создание роботов было уделом высокотехнологических компаний или вузов, то сейчас доступность и универсальность электронных платформ типа Arduino настоятельно требует, чтобы обучаемые уже в школе умели проектировать электронные платы, собирать роботов и программировать их логику работы. Для детей доступны множество платформ, как аппаратных, так и программных, на которых они могут проектировать умные дома, теплицы и города. Есть мнение ученых, что сити-фермерство спасет миллиарды людей от голода. И это сделают выпускники наших школ, которые на уроках информатики и технологии могут делать умные теплицы для школы.Школа в 2017-2018 учебном году стала кандидатом в проект «Инженерный класс в московской школе», что позволило нам заключить договор о сотрудничестве с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» и колледжем связи №54 имени П.М.Вострухина.Учебная программа школы позволяет давать расширенную подготовку по естественно-научным дисциплинам для учащихся инженерных классов.И у нас есть свой технопарк!Благодаря взаимодействию с Центром молодежного инновационного творчества школа получила целый парк оборудования: 3D-принтеры технологий FDM, фотополимеры и селективного термоспекания (SHS), фрезерные станки с ЧПУ по пластику и металлу, 3D-сканеры, позволяющие учить реверсивному инжинирингу. Девиз «От модели – до изделия» реализуется с помощью термопластавтомата и лазерного гравера.Программа раннего выявления творческих навыков у дошкольников и учащихся младших классов «Группа выходного дня» реализуется на базе инновационных конструкторов, в игре с которыми преподаватели технопарка обращают внимание на перспективных детей, для которых в будущем планируется строить индивидуальную образовательную траекторию.Технопарк стал не только частью образовательного процесса, но и площадкой для подготовки обучаемых к участию в чемпионатах профессионального мастерства JuniorSkills и WorldSkills Junior. В результате команда школы заняла 3-е место по Москве в компетенции «Лазерные технологии» чемпионата JuniorSkills, а 7 команд вышли в очный финал на чемпионате WorldSkills Junior в Москве.Также в технопарке реализовывается дополнительное образование: функционируют кружки 3D-моделирования и военно-исторической миниатюры. Обучаемые приобретают навыки программирования и веб-дизайна. В технопарке размещены площадки для соревнований по роботостроению и интернету вещей.Но мы не замкнулись внутри своей школы! Преподаватели технопарка регулярно проводят занятия в рамках Школы новых технологий для педагогов других школ с целью передачи нашего опыта по всей образовательной сети.Мы готовы сотрудничать со всеми образовательными организациями Москвы и России, потому что задачи, стоящие перед нами, невозможно решить в одиночку! А вместе мы сила! Сила преобразования реальности в удобную среду обитания для нас и наших детей!Юлия ЗАМЯТИНА, директор школы №2072;Вадим АНУФРИЕВ, руководитель технопарка школы №2072

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте