Системность и регулярность профориентации определяют успех каждого учебного процесса, поэтому важно начинать знакомство с миром профессий с дошкольного возраста и последовательно вести работу до выпускных классов.
Индивидуальный подход – каждому ученику. Преподавателю необходимо быть осведомленным о предпочтениях отдельного школьника, о его жизненных стремлениях, успеваемости в различных дисциплинах, успехах в олимпиадах и на конкурсах.
Психологическая служба школы, проводя диагностики, тренинги, поддерживает учеников, которым прогнозируют сложности при выборе профессионального пути и последующем трудовом устройстве (как правило, это учащиеся групп риска, дети с ограниченными возможностями здоровья).
Педагоги школы №1208 осваивают новые горизонты с дальнейшим их использованием. Первая группа повышения квалификации педагогических работников по компетенции «Преподавание в младших классах» «Навыки мудрых 50+» завершила обучение на площадке педагогического колледжа №18.
Педагог нашей школы стал финалистом в чемпионате «Навыки мудрых», который прошел в рамках второй части VIII Открытого чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia, компетенция «Технология моды».
Взаимодействие школы, колледжей и высших образовательных учреждений, которые связаны с профессиональной подготовкой и трудоустройством, позволит не отрываться от реальности и ориентировать ребенка в ситуации дел на рынке труда в данный момент. Тому пример участие школы №1208 в проекте «Профессиональное обучение без границ».
В рамках сетевого договора с колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26, МОК имени В.Талалихина, колледжем сферы услуг №10, колледжем связи №54 имени П.М.Вострухина, ОКГ «Столица», МГПУ учащиеся нашей школы получили свидетельства о присвоении профессий «товаровед», «вожатый», «фотограф», «водитель», «оператор ЭВМ», «парикмахер», «косметик».
В этом году школьники осваивают занятия в дистанционном формате по профессиям «вожатый», «водитель», «оператор ЭВМ», «оператор видеозаписи», «делопроизводитель», «чертежник», «лаборант химического анализа», «официант», «инструктор-проводник по пешеходному туризму и рекингу».
В рамках проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» ребята стали участниками открытых уроков и программ научно-исследовательских каникул, организованных МГТУ имени К.Г.Разумовского, «Шаг в науку». Программа разработана для будущих технологов, химиков, товароведов.
Постигая мир пищевой химии, школьники проходили путь от идеи до прототипа, получали опыт проектной и командной работы, испытали себя в роли химика, дегустатора, кондитера, молочника. Практика у школьников проходила на хлебопекарне «Караваев».
Участие в проектах «Юные мастера», «Технонавигатор: заводы детям».
В рамках образовательного проекта ДОНМ «Учебный день в технопарке» на базе технополиса «Москва» учащиеся старшей школы прошли обучение по техническим дисциплинам.
Профориентационные мероприятия на базе школы проходят как профтеатр для учеников 1‑4‑х классов, профиринг для учеников 5‑7‑х классов.
На площадке школы МГТУ имени К.Г.Разумовского провел цикл занятий для учащихся по робототехнике, привлекая Робототехнический центр творчества школьников.
В течение учебного года обучающиеся посещали мастер-классы, лекции, квесты, семинары, круглые столы, экскурсии, выставки на площадках колледжей, высших учебных заведений и предприятий города.
На постоянной основе ведется сотрудничество с оргкомитетом Maximum: выставки «Навигатор поступления», участие в городском КВН «Мир профессий», проведения КВН «Моя будущая профессия» в школе.
Традиционным стало ежегодное проведение на базе нашей школы ярмарки будущих учебных и рабочих мест. На ней старшеклассники школ района и их родители узнают о рынке труда, учебных образовательных организациях и порядке поступления в них.
В ярмарке приняли участие 5 предприятий, 16 высших учебных и средних специальных образовательных учреждений, в том числе РЭУ имени Г.В.Плеханова, Государственный университет управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, МГТУ имени К.Г.Разумовского, Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, Евразийский открытый институт, АТиСО, образовательный центр «Воробьевы горы» (структурное подразделение Московский колледж профессиональных технологий), ТСиТ №29, Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина, колледж связи №54, колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26, колледж сферы услуг №3, УК «Мастерица».
Соискателей можно было разделить на две группы: учащиеся школ и их родители, жители районов Кузьминки, Текстильщики, Рязанский.
На мероприятии работали специалисты государственной службы занятости – юристы-консультанты, психологи-профориентаторы, специалисты по трудоустройству. Здесь можно было пройти специальное профориентационное тестирование, принять участие в мастер-классах, ознакомиться с полным банком вакансий.
Для привлечения внимания школьников и их родителей использовались инновационные формы проведения ярмарки, яркие и содержательные наглядные баннеры, мультимедийные презентации, видеоролики, стенды и раздаточный материал.
Ученики школы ежегодно принимают участие в проекте «Профлайнер» (городская система профнавигации), в «Университетских субботах». В рамках преемственности школа №1208 ежегодно принимает студентов колледжей и высших учебных заведений на практику.
На каждом возрастном этапе свои задачи, которые педагогам следует учитывать при профориентации школьников. Принципы работы с разными возрастными группами учеников универсальны, и в 2020 году так же актуальны, как и прежде.
Ценность профориентационного сотрудничества в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, позволяет на практике применить знания и умения, полученные в образовательных учреждениях, стимулирует познавательную мотивацию у детей, формирует единое образовательное пространство и целостное и гармоничное восприятие мира.
Главное – найти свою профессию, построить свою индивидуально ориентированную траекторию развития.
Наталья АБРАМОВА, социальный педагог школы №1208 имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова
Комментарии