Цели: воспитывать нравственно-эстетические ценности; учить изготовлению поздравительной открытки на уроках и занятиях дополнительного образования.
Задачи мастер-класса:- приобщить к истокам русской культуры;- создать условия для выполнения заданий мастер-класса;- обсудить результаты мастер-класса.Содержание занятия:1. Теоретическое обоснование.2. Практическая работа.3. Анализ, рефлексия.Оснащение для руководителя мастер-класса: компьютер, проектор, экран, презентация «Изготовление поздравительной открытки».Оснащение для слушателей: материалы для выполнения задания.Ход мастер-класса1. Теоретическое обоснованиеКогда и где появились открытки ручной работы?Ответ на этот простой на первый взгляд вопрос оказывается достаточно непростым. Очень много сказано об истории печатных открыток и практически ничего не известно об открытках ручной работы.Первое упоминание об открытках датируется около 500 лет до нашей эры. В те годы открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетскими и китайскими культурами как послание благосостояния и доброжелательности.Несомненно, что эти открытки были сделаны вручную и являлись первыми открытками, сделанными людьми.В Европе открытки появились гораздо позже, где-то в XV веке. В то время не было почты, и поэтому открытки доставлялись людям лично. Из-за этого процесс дарения поздравительных открыток в Европе был чрезвычайно дорог, и только достаточно богатые люди могли позволить себе обмениваться ими.С появлением печатных поздравительных открыток об открытках ручной работы надолго забыли. Лишь в начале 90-х годов XX века в Европе и Америке стали появляться фирмы, производящие открытки ручной работы на промышленном уровне.Если вы хотите поздравить кого-либо, но не знаете, как это лучше сделать, сделайте поздравительную открытку! Она поможет передать ваши чувства и эмоции. Если вы хотите произвести впечатление, открытка ручной работы поможет вам создать необходимый образ, который запомнится надолго.Как же сделать такую поздравительную открытку?С этим мы сейчас и ознакомимся.Для изготовления поздравительной открытки необходимы следующие материалы:- нитки мулине: светло-коричневые, светло-зеленые, желтые;- ленты: розовая – длиной 80 см, шириной 1,3 см, персиковая – длиной 80 см, шириной 1,3 см, бледно-желтая – длиной 50 см, шириной 0,5 см;- канва А-6 размером 21х16 см;- лист клеевой бумаги и открытка с окошком.Для изготовления поздравительной открытки необходимы следующие инструменты: ножницы, пяльцы, иголка, утюг.Также необходима схема для вышивания. Схему для открытки можно подобрать любую. С изображением зимы – для поздравления с Новым годом; веточки вербы, храма, пасхальных яиц – для поздравления с Пасхой; аиста с ребенком – для поздравления с новорожденным и т. д. Размер готовой вышивки 11,8х16,4 см. Количество клеток по горизонтали – 68, по вертикали – 40.Вышивку начинаем выполнять с центра. Для этого определите центр канвы. Сложите ее пополам вдоль и еще раз пополам поперек. Совместите центр канвы с центром вышивки, указанным на схеме стрелками. Запяльте канву. Для этого положите малое кольцо пяльцев на стол, на него канву, сверху большое кольцо пяльцев. Подтягивая канву, затяните винт пяльцев.Выполните вышивку на канве белого цвета нитью мулине в 2 сложения. Избегайте узелков. Для этого сделайте первый полукрест, закрепите нитку на изнанке работы в образовавшуюся петлю.Вышивку начните с выполнения полукрестиков с левого нижнего угла в правый верхний. Работа выглядит красиво, если верхние стежки крестиков наклонены в одну сторону.Избегайте узелков, прячьте концы нитей под стежками вышивки с изнаночной стороны. Старайтесь, чтобы изнанка вышивки была такой же аккуратной, как и лицевая сторона.Сначала вышейте все крестики по схеме. Затем в иголку можно вставить ленточку. Протяните ленту сквозь ткань на лицевую строну в точке «а» (смотрите на схеме), на изнанке оставьте хвостик ленты длиной 1,5-2,0 см. При вышивании лентами кладите ленту свободно (ориентируйтесь на схему) и не затягивайте во время работы.Расправьте ленту лицевой стороной вверх и прижмите к канве на расстоянии 1,5 см, в точке «b» проведите иглу сквозь ленту на изнаночную сторону. На конце стежка образуется острый уголок.Закрепите ленту с изнаночной стороны.Выполните все стежки лентой и закрепите ее. Для этого на изнаночной стороне ленту пришивайте к другим лентам нитками «в тон».Тычинки цветов выполните французским узелком на ножке. Для этого иголку выводите с изнаночной стороны, сделайте четыре обвива нитками мулине желтого цвета и выводите иглу на изнанку рядом с той точкой, откуда вышла игла, – получится французский узелок. Затем проложите ниткой ножку (ориентируйтесь на схему).Крылья пчел выполняются также ленточным стежком (приложение №2).Готовую вышивку положите лицом вниз на отверстие открытки, обведите карандашом контур эллипса (он должен быть больше отверстия паспарту на 10 мм со всех сторон) и аккуратно отрежьте излишки канвы.Наложите на открытку вышивку, лист клеевой бумаги клейкой стороной на изнаночную сторону вышивки, плотно прижмите его и аккуратно разгладьте рукой.Открытка готова.2. Практическая работаПеред тем как перейти к практической части, проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иголками (приложение №1). Слушатели приступают к выполнению практической работы. Включается легкая классическая музыка.Учитель: Обратите внимание, у вас на столах лежат инструкционные карты по выполнению ленточного шва и изготовлению поздравительной открытки, вы можете ими воспользоваться.В процессе работы слушатели выполняют упражнения, которые улучшают мозговое кровообращение и снимают усталость с глаз (приложение №3). После выполнения практической работы ученики убирают свои рабочие места.3. Анализ, рефлексияУчитель: Для подведения итогов занятия прошу вас высказать свое мнение.1. Понятна ли вам технологическая последовательность выполнения поздравительной открытки?2. Научились ли вы технологии выполнения поздравительной открытки?3. Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшей деятельности?Используемые источники:1. http://wish4u.ru/history.php – история дарения открыток.2. http://cardsplus.com.ua/catalog.html?id=3 – открытки ручной работы.3. Схема фирмы «Риолис».4. Авторские фото.Презентация к мастер-классу опубликована на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru в разделе «Методика».Приложение №1Правила техники безопасности при выполнении ручных работ1. Опасности в работе:- повреждение пальцев иглой или булавкой;- травма руки ножницами;- травма глаз.2. Что нужно сделать до начала работы:- посчитать количество иголок и булавок в игольнице;- положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.3. Что нужно делать во время работы:- быть внимательной;- надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;- вкалывать иглы и булавки только в игольницу;- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.4. Что нужно сделать по окончании работы:- посчитать количество игл и булавок в игольнице;- убрать рабочее место.Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ1. Опасности в работе:- возгорание шнура;- ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;- поражение электрическим током.2. Что нужно сделать до начала работы:- проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;- проверить наличие резинового коврика.3. Что нужно делать во время работы:- выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;- включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;- ставить утюг на специальную подставку;- следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался;- использовать для увлажнения ткани пульверизатор.4. Что нужно сделать по окончании работы:- выключить утюг;- поставить его на специальную подставку.Правильная посадка во время работы заключается в следующем1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол, т. к. при другом положении ног нарушается кровообращение.2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед.3. Голову слегка наклонить вперед.4. Нельзя опираться грудью о стол.5. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.6. При работе не следует ставить локти на стол.7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.Надежда АНТОНОВА, учитель технологии средней школы №1 Энгельса Саратовской области
Комментарии