Обновление знаний, быстрый рост и развитие новейших технологий в производстве, появление новых форм и видов труда требуют, чтобы образование стало непрерывным. Преемственность в свою очередь один из базовых механизмов непрерывного образования.
В современной России одним из путей такого образования стало обучение в рамках «школа – вуз». Вузовское образование – это освоение профессии, требующей специальной подготовки. Профессиональное образование становится полноценным и эффективным, если первичное профессиональное самоопределение произошло на предыдущем этапе обучения, в школе. Нахождение обучающегося в школьном пространстве определенным образом нормирует его жизнь, здесь все привычно: определена социальная роль, включенность в особый тип социальных отношений, характерный жизненный ритм. Поэтому важно именно на этом этапе – этапе школьного обучения – вводить профессиональное образование.Как показывает педагогическая практика, любое новшество, вводимое в школьное обучение, приводит к существенным изменениям в планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Отсюда следует, что нужен не отдельный метод или средство обучения, а целостная система организации образовательного процесса, основанная на принципах преемственности, непрерывности и систематичности. Только такая система позволит готовить выпускников к будущей профессиональной деятельности. Только тогда они смогут стать специалистами высшей квалификации нового типа.Решением проблем преемственности и профессионального образования школьников наша школа занимается уже давно. Школа территориально находится в районе расположения авиационных вузов – МАТИ – РГТУ имени К.Э.Циолковского, МАИ (технический университет) – и авиапредприятий (ОАО «Ил», ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «РСК «МиГ»). Школа сотрудничает с этими учреждениями, поэтому определение профилизации стало логичным, мы выбрали авиационное направление.Вначале это направление мы реализовали в форме совместной работы с шефами – авиационным заводом «Знамя труда». Это были экскурсии на предприятие, встречи с ветеранами завода, совместные праздники. Затем были созданы кружки авиамоделирования, интерес учащихся к авиации усилился, но знаний не хватало. Назрела необходимость создания специализированных классов, реализующих учебные программы авиационной направленности. Так впервые в 1986-1987 учебном году в нашей школе появились, как сейчас бы сказали, предпрофильные и профильные 8-10-е классы с углубленным изучением авиаконструирования.У нас возникла идея проводить занятия и технологическую практику для обучающихся авиационных классов на базе реального производства – на заводе имени С.В.Ильюшина, чтобы приблизить ребят к практической деятельности авиапредприятий. В 1991-1992 учебном году на основе сотрудничества и преемственности ступеней обучения был создан и действует по сей день образовательный комплекс «Школа – вуз – завод». Условием осуществления совместной работы стало создание оптимально-функционального учебного плана, включающего предметы базисного компонента, специализированные курсы профильной и предпрофильной подготовки: основы авиационной техники, основы авиаконструирования, технология производства авиаконструкций.Сегодня инновационная практика обновления содержания и технологий обучения органически вписывается в новую систему предпрофильной и профильной подготовки, обеспечивая создание индивидуальной траектории развития личности, творческого и профессионального самоопределения выпускника. Создание этой траектории начинается на 1-й ступени обучения использованием вариативных образовательных программ и введением в начальную школу и среднее звено (5-7-е классы) программ дополнительного образования, связанных с авиаконструированием и авиамоделированием. В рамках дополнительного образования в школе работает Авиамодельная лаборатория, где ребята создают свободно летающие, кордовые, радиоуправляемые модели, модели копии и приобщаются к профессии авиатора.На 2-й и 3-й ступенях обучения в реализации предпрофильного и профильного обучения многопрофильной школы мы используем информационно-коммуникационное образование, дистанционное изучение предметов, отрабатываем методику преподавания спецкурсов с использованием видео-конференц-связи, вводим изучение инженерной графики.Начиная с 8-го класса ребята изучают спецпредметы – основы авиаконструирования в программе «Unigraphics NX-4» и технология производства авиаконструкций, на базе ОАО «Ил» выполняют проектные работы по специализации, летом проходят технологическую практику на базе реального производства и в ангаре Московского авиационного института. В учебный план школы введены элективные курсы «История авиации», «Компьютерное программирование» и «Компьютерное моделирование в системе «SolidWorks» .Компьютерное моделирование – основа современного машиностроения – позволяет развивать трехмерное мышление, способности к анализу и синтезу. Само по себе компьютерное моделирование не самоцель, а инструмент, поэтому совершенное овладение инструментом компьютерного моделирования позволяет максимально приблизить обучающегося к проекту технического творчества, заинтересовать в создании еще более сложных моделей и систем, в интеграции знаний при освоении смежных дисциплин: геометрии, алгебры, физики, черчения, информатики и программирования. Школьнику мы даем четкое понимание того, что современные компьютерные технологии – всего лишь инструмент в руках высокообразованного специалиста, что от умения владеть этим инструментом зависит будущее. В начале курса учащиеся получают возможность начать работу с плоских чертежей-эскизов, научиться определять примитивы, декомпозировать сложные геометрические объекты, определять взаимосвязи в эскизах и между эскизами. Практически параллельно проходит знакомство с трехмерной средой, принципами построения тел, поверхностей. Позже ребята могут сделать большой шаг к созданию сборок из деталей, а также научиться связывать детали в сборке, создавая мультипликацию (анимацию) на основе 3D-моделей, записывая и сохраняя видео.Именно так мы создавали проект АСА-2 M3 – Касатка – результат совместной деятельности школьников и студентов МАИ. Детали самолета были смоделированы в программе «SolidWorks», затем в ней же спроектирована модель самолета. Проект охватывает обширную область проектно-конструкторских работ. От идеи до создания прототипа летательного аппарата школьники прошли весь путь разработки сложной технической системы – самолета. В процессе работы они на практике применяли навыки работы с программами компьютерного моделирования, знакомились с технологиями производства летательных аппаратов, в том числе и передовыми, в данный момент применяющимися на больших предприятиях. В 2010 году этот проект получил высокую оценку специалистов на выставке в Крокус Экспо.Следующий совместный проект школьников и студентов МАИ называется ДПЛА – МАМБА, это более тяжелый беспилотный самолет взлетным весом 40-45 кг. Особенностью этой работы была ее целевая направленность. Этот самолет должен в перспективе решать задачи промышленности и народного хозяйства. Школьники, выполняя работу, знакомились с подходами проектирования самолетов под конкретные задачи, оценкой эффективности своих решений вариантов целевого применения аппарата, знакомились с передовыми разработками в области бортового оборудования. Проект многоплановый и сочетает в себе как конструкторскую работу по конструкции аппарата, оценке его облика в зависимости от применения, так и прикладную деятельность в области программирования, управления системами, процессами испытаний и эксплуатации авиационной техники. В 2011 году проект стал победителем на городской выставке НТТМ «От замысла к изобретению».Для повышения эффективности обучения на базе школы преподаватели МАИ при поддержке Ресурсного центра научных исследований и инновационных технологий (РЦНИИТ) проводят дистанционные занятия в режиме видео-конференц-связи. Интерактивные доски, находящиеся в школе и в вузе, связаны между собой, а также с планшетом преподавателя. Это дает возможность учителю подчеркивать и выделять на планшете объекты, необходимые элементы, а учащимся видеть это на доске в классе, самим изображать на ней определенные фигуры, которые преподаватель наблюдает на своем планшете или доске в вузе. Такая обратная связь повышает эффективность занятия.Ежегодная научно-практическая конференция школьников «Гагаринские чтения», традиционно проходящая на базе нашей школы, получила статус межрегиональной конференции благодаря единому информационному пространству, созданному в рамках взаимодействия образовательных учреждений и вузов России.Партнерство с авиаклубом «99», полеты пилотажной группы школы на тренажерах Су-27, уроки из космоса, учебная и внеучебная деятельность авиационной направленности – все это повышает мотивацию обучения в авиационных классах, расширяет кругозор и дает возможность возникать новым прорывным идеям.Е.КУРАКИНА, заместитель директора по УВР (для ведения ЭР) школы №698
Комментарии