В 2022-2023 учебном году в рамках главной школьной олимпиады страны впервые прошли соревнования по направлениям «Робототехника» и «Информационная безопасность». Благодаря этому нововведению многие ребята, увлеченные этими дисциплинами, смогли попробовать свои силы в условиях крупного интеллектуального состязания.
Всероссийская олимпиада по технологии проводится для учеников 5-11‑х классов с 2000 года. Традиционно участники соревновались и выполняли теоретические и практические задания в двух направлениях – «Техника, технологии и техническое творчество» и «Культура дома, дизайн и технологии». Впервые в 2023 году ученики смогли проявить себя в новых областях, востребованных в современном высокотехнологичном мире. В Татарстане с 17 по 22 апреля прошел заключительный этап ВсОШ по технологии, на котором 52 российских школьника выступили в дисциплине «Информационная безопасность», еще 46 – в рамках направления «Робототехника».
«Робототехника» не новый предмет для олимпиадного движения. Столичные школьники уже могли попробовать себя в этой сфере на Московской олимпиаде школьников и Олимпиаде ЦПМ по робототехнике, турнире «Робостеп». С 2017 года у участников Всероссийской олимпиады по технологии также была возможность выбрать практическое задание по робототехнике. В прошедшем учебном году соревнование по этому профилю было выделено в отдельное направление – чтобы поддержать и развить интерес к нему школьников.
Чтобы успешно справиться с заданиями Всероссийской олимпиады по робототехнике, участники должны обладать целым спектром знаний и навыков. На заключительном этапе ребята выполняют три типа заданий – теоретические, практические и защита проекта.
Во время теоретического тура школьники решают задачи, связанные с кинематикой, механикой, электроникой, программированием и смежными областями. Для выполнения любого задания необходимы комплексные знания по математике, физике, информатике. Практический тур проводится на физическом устройстве – роботе. Каждый участник получает робота и набор компонентов для его модификации, а также компьютер для написания кода. Необходимо за отведенное время заставить робота выполнить задание, которое включает в себя навигацию на специальном полигоне и манипулирование объектами. Основная сложность заключается в том, что нужно выполнить крайне большой объем работы за ограниченное время. Защита проекта предполагает презентацию устройства, которое участники самостоятельно создают заранее. Эта часть по баллам весит больше остальных, ведь создание подобного устройства – это огромная работа, которую школьник выполняет на протяжении всего года.
– В этом году команда Москвы на ВсОШ выступила замечательно, на мой взгляд: 70% обладателей всех дипломов, среди которых два абсолютных победителя – москвичи. Несмотря на то что отдельная номинация «Робототехника» на Всероссийской олимпиаде была выделена только в этом году, ребята из Москвы принимают участие в олимпиаде с самого появления практики по робототехнике в 2017 году. Более того, в Москве профиль «Робототехника» давно выделен как отдельное направление на школьном и муниципальном этапах. За это время мы набрали опыт и подошли к ВсОШ по робототехнике подготовленными, – рассказал Сергей Мустафин, главный тренер сборной Москвы по технологии по профилю «Робототехника».
Полина Кандарацкова, ученица школы №1580, призер ВсОШ 2023 года по технологии в направлении «Робототехника», поделилась впечатлениями от заключительного этапа:
– От ВсОШ у меня осталось большое количество положительных эмоций. Это был мой первый опыт участия в таком крупном интеллектуальном состязании, и я очень рада, что это произошло в тот год, когда робототехнику выделили в качестве самостоятельного направления. Я считаю, что заниматься ею сейчас крайне перспективно, так как с каждым годом потребность в автоматизации процессов производства увеличивается. Новые технологии внедряются практически во все сферы жизни, и специалисты, которые смогут оперативно отвечать на запросы общества, определенно будут востребованы.
Информационная безопасность – направление не менее перспективное, чем робототехника. Участникам этого профиля нужно хорошо разбираться в аппаратном и программном обеспечении компьютерных систем, математике, программировании и информатике. Существенным плюсом также будут знания в областях кибербезопасности, криптографии, права, технической защиты информации.
Яна Шарандак, главный тренер сборной Москвы по информационной безопасности, рассказала о специфике олимпиады:
– Состязание по направлению «Информационная безопасность» состояло из трех туров – теоретического, практического и защиты проекта. В теоретическом туре пригодились знания стеганографии, моделей разграничения доступа, криптографии – как классических шифров, так и математических инструментов для работы с современными шифровальными системами. Для практического тура необходимо было обладать навыками в областях администрирования UNIX-подобных систем, реверса кода, анализа трафика, форензики, поиска уязвимостей web-приложений и средств защиты информации. Для успешной защиты проекта требовалось хорошо знать основы информационной безопасности, нормативно-правовую базу в этой сфере и, конечно же, уметь правильно оценить и представить свой продукт.
Арсений Порхунов, ученик школы №1518, призер ВсОШ 2023 года по направлению «Информационная безопасность», рассказал о своей мотивации и заданиях на олимпиаде:
– Я занимаюсь информационной безопасностью скорее из интереса – всегда полезно и занятно узнавать, как действуют современные злоумышленники и как можно противостоять им. Я очень рад, что информационную безопасность выделили в отдельное направление, дали возможность сосредоточить внимание на том, что по-настоящему интересно. Задания на олимпиаде в большинстве случаев были достаточно простыми, но требовали порой даже креативного подхода. Например, нужно было примерить на себя роль злоумышленника, чтобы понять, каким образом он получил доступ к системе.
Помимо того что олимпиада – это возможность продемонстрировать глубокие знания и разнообразные навыки, успешное выступление на ВсОШ – это шанс получить льготы при поступлении в университет. Так, диплом Всероссийской олимпиады школьников по технологии дает право быть зачисленным без вступительных испытаний на соответствующее направление в любой технический вуз страны (и не только). Например, победителей и призеров ВсОШ по технологии принимают на инженерные, дизайнерские, технические специальности в такие вузы, как РУДН, МИСиС, РГУ имени А.Н.Косыгина и другие.
Следить за успехами московской сборной на заключительном этапе Всероссийской олимпиады можно на сайте Центра педагогического мастерства и специальном портале ВсОШ в Москве. Там также выложены задания и решения соревнований прошлых лет, которые пригодятся при подготовке.
Центр педагогического мастерства координирует проведение первых трех этапов ВсОШ, готовит московских школьников к заключительному этапу олимпиады. Занятия, в том числе по робототехнике и информационной безопасности, проводятся в течение года, а вышедшие в финал участники проходят интенсивную подготовку. Для того чтобы начать готовиться к олимпиаде по технологии в рамках новых направлений, нужно присоединиться к занятиям в ЦПМ, пройдя регистрацию на сайте цпм.рф в начале учебного года. Для этого не обязательно иметь олимпиадные достижения. Победители и призеры регионального и заключительного этапов ВсОШ предыдущего года автоматически зачисляются в команду. Подробности можно найти на сайте цпм.рф во вкладке «Технология» в разделе «Предметы».
Полина КУЛАЛАЕВА, Динис ГАБДРАШИТОВ, Анастасия ЗАВАРИНА (фото)
Комментарии