Глаза боятся, а руки делают
Еще тридцать лет назад было невозможно представить себе десятилетнего мальчика, не умеющего забить гвоздя, или девочку, плохо владеющую иголкой. Сегодня это уже мало кого удивит. Наверное, те, кто продолжает гнать из школы уроки труда, считают, что на смену мастерам должны прийти мыслители? Что мир, который раньше украшался человеческими руками, теперь будет изменяться только сознанием? Если так, то они ошибаются. И дело не только в том, что землю не вскопаешь компьютерной кнопкой. Просто сознание не в силах развиваться и расти само по себе. И каждая его мысль – тоже дело человеческих рук.
B 1998 году в издательстве “АСТ-ПРЕСС” вышел новый учебно-методический комплект по трудовому обучению для начальной школы. Пять тетрадей и три альбома представляют собой учебное пособие нового поколения. Учебник рекомендован Министерством образования РФ и включен в Федеральный комплект. Его разработчик доцент кафедры методики и педагогики начального обучения МПГУ Татьяна Геронимус создала и программу по трудовому обучению в 1-4-х классах “Школа Мастеров”. Такое внимание к урокам труда в начальной школе не случайно. Конкретная работа с реальными материалами необходима ребенку не столько для того, чтобы на всю жизнь запомнить некоторые технические приемы, сколько для самостоятельного познания окружающего мира и обретения веры в собственные силы. Ведь все десять лет школьной жизни он будет только учеником, которому положено усвоить знания, добытые и обработанные другими. Для многих потом период ученичества продлится еще на пять лет. Поэтому очень важно уже в начале этого пятнадцатилетнего пути дать каждому почувствовать себя мастером. Недаром одна из тетрадей комплекта так и называется: “Справочник маленького мастера”.
Таким же образом автор комплекта переосмысливает и действия учителя. Задача преподавателя совсем не в том, чтобы постоянно подталкивать каждого ученика в нужном направлении, зачастую делая за него большую часть работы.
Педагогу достаточно лишь создать условия, в рамках которых любой школьник сможет самостоятельно работать над тем, что ему по душе. Причем нет необходимости жестко увязывать изготовление той или иной поделки с неотвратимым “звонком”. Кто-то, справившись раньше, сможет тут же перейти к следующему заданию, а для кого-то и двух уроков поначалу будет мало. Ведь темп работы у каждого свой. А смысл ее, по убеждению Татьяны Геронимус, не в том, чтобы смастерить как можно больше лягушек из бумаги, но чтобы каждый ребенок мог с уверенностью сделать своим девизом слова с обложки учебного альбома: “Я все умею делать сам!” Утопия? Судите сами.
Внешний вид учебника, выпущенного “АСТ-ПРЕСС”, поначалу может ввести в заблуждение. Семь ярких тоненьких книжечек в мягкой глянцевой обложке и три так же оформленных альбома большого формата. Сразу же представляется весь этот ворох смятым в портфеле первоклассника или небрежно рассыпанным на парте рядом с красками, клеем, ножницами. Тут и взрослому не под силу сразу разобраться, подумают многие. Но откроем наугад первую тетрадь – “Учимся мастерить”. На страницах практически нет текста – одни картинки и короткие подписи. Внимательно прочитав единственный абзац на первой странице и рассмотрев обложку тетради с обратной стороны, школьник узнает, что она еще не готова для работы и доделать ее до конца предстоит именно ему.
Нужно разогнуть скрепки. По пунктирным линиям разрезать выпавшие листы на карточки. Разложить их по номерам. Вырезать из красивой обложки не менее красивый конверт. Сложить его (даже застежка предусмотрена!). Положить карточки внутрь. Вот и началась работа.
Вторая тетрадь (об инструментах) собирается аналогично первой. Попутно разгадывается кроссворд и проясняется принцип работы с комплектом карточек. В третьей (о материалах) карточки имеют уже совершенно другой вид. Их надо заполнять самим, наклеивая рядом образцы бумаги. Зато если попытаться разнять по листам четвертую (о приемах работы) и пятую (о технике безопасности), то можно ошибиться. Их нужно рассматривать и изучать, как самые обычные школьные учебники. А вот альбомы снова придется расшивать, склеивать из нескольких частей отдельные карточки-инструкции и складывать их гармошкой. Наконец, в девятой тетради ребят встретит самая настоящая сказка про то, как нитка, иголка, клей и другие инструменты делали ажурный кокон.
Читая методическое руководство (десятое по счету), учитель найдет привычные для него пояснения ко всем пособиям и вариант поурочного планирования курса “Школа Мастеров” (он рекомендован Управлением общего среднего образования Министерства образования России, так же, как и пособия). Тогда многие принципы изложения материала в тетрадях сразу станут понятными. И все-таки лучше не начинать с комментариев. Ведь сам ребенок их не увидит. Поэтому помочь ему правильно освоить пособия можно, только предварительно встав на его место. Именно с таким расчетом и создавался комплект.
Пытаясь оценить развивающее значение пособий Татьяны Геронимус, не нужно особенно придираться к содержательной части, то есть к тем игрушкам и поделкам, которые автор рекомендует для изготовления.
Многие учителя знают, как тяжело уговорить современных детей сделать что-нибудь законченное. Между тем учебный комплект постоянно провоцирует их на деятельность, еще до того, как они успевают испугаться. Именно для этого нужны всевозможные конверты и карточки. Именно этой задаче продуманно служат многочисленные рисунки действий, которые надо повторить, шаблоны, которые надо срисовать, пустые места, которые надо заполнить.
И еще. Учебно-методический комплект Татьяны Геронимус открыт для личного педагогического творчества каждого учителя. Разные способы подачи учебного материала, меняющиеся от одной тетради к другой, нужны не только для того, чтобы ученик не скучал. Учитель может, исходя из четкой методической схемы разработчика, дополнить любое пособие. Например, во второй тетради описаны далеко не все инструменты, но железная логика описания дает возможность продолжать этот список до бесконечности.
В конце концов предложенная методика дает учителям возможность разработки собственных учебных пособий, укладывающихся в рамки курса. Кто-то учтет местную специфику и народные промыслы, кто-то захочет опереться на образы популярных среди детей мультипликационных героев, кто-то попутно решит проблему украшения школы к торжественным дням. Структура комплекта такова, что позволяет выдержать любое содержательное “вторжение”. Главное, чтобы при этом не были нарушены принципы обучения труду. И самый важный из них, вынесенный в заголовок методического пособия: “Работаем с удовольствием”.
Артем ЕРМАКОВ
Комментарии