Я уверен, что современное учреждение профессионального образования должно готовить выпускников к конкуренции с другими потенциальными работниками, особенно в обостряющихся условиях безработицы. Вот почему важно, чтобы молодые специалисты могли быстро адаптироваться к различным условиям работы, легко переучивались и осваивали новые специальности. Но это невозможно без знания основ прикладных наук и представления о всем спектре современных технологий. Ясно, что ни массовая школа, ни современное ПТУ такими знаниями не обеспечивают. А вот технологическая школа такую основу дает. Она также формирует и представления об общих принципах современных технологий, основанных на использовании информационной техники – компьютеров, систем связи и коммуникации, роботов и автоматизированных систем управления, а также о биотехнологиях, экологии, свойствах материалов и т.д.
Образование в технологической школе основано на модели реального училища, в традиционной же школе – преимущественно на гимназической модели обучения. Назову основные принципы технологического образования. Принцип познания через эксперимент. Принцип ориентации на современные технологии. Принцип модульности. Принципы использования новейших образовательных технологий, интеграции в мировое образовательное пространство и другие.
Остановлюсь на принципе гуманитарного подхода. Педагогический коллектив кампуса, или учебно-воспитательного комплекса-326 принципиально не приемлет технократизма. Поэтому целью своей он ставит воспитание учащихся в духе уважения к культуре и прошлому человечества. В духе понимания технологии как части материальной и духовной культуры. Следовательно, гуманитарные предметы рассматриваются как неот’емлемая часть технологического образования. Изучая технологию, учащиеся должны воспринимать ее как проявление торжества человеческого духа. И при этом не закрывать глаза на возможность использования технологических достижений в бесчеловечных целях. Например, для порабощения народов.
Или еще один принцип – интернационального характера образования. Наука и технология имеют интернациональный характер, поскольку само научное сообщество связано общей созидательно-познавательной деятельностью. Технологический комплекс дает учащимся представление об этой международной деятельности и формирует у них способность к интеграции в такое сообщество. Вместе с тем каждый народ имеет свою особую культуру, и выпускники комплекса, естественно, должны выступать как сознательные носители российской многонациональной культуры.
Я все время говорю – комплекса, потому что, помимо технологической школы, проект предусматривает и технологический колледж, где выпускники школы получат профессиональное образование, проявляющееся в хорошем знании одной из технических областей – электроники, связи, управления, дизайна и т.д. А затем по желанию могут продолжить образование в вузе.
Но реализация сформулированных выше принципов образования требует более мощного механизма, представляющего собой единую систему. Поэтому, помимо технологической школы как учреждения полного среднего образования и колледжа как учреждения профессионального образования, создаются и ресурсный центр как ядро всей образовательной системы, и карьерный центр – современная служба профориентации, работающая в условиях рыночной экономики, и методические и психологические службы, осуществляющие мониторинг процесса обучения и воспитания. Естественно, что такой комплекс выступает и как экспериментальная площадка, и как центр распространения новейшего педагогического опыта, и как учреждение, предоставляющее дополнительные образовательные услуги другим детям и взрослым своего микрорайона, и как элемент международной сети учреждений технологического образования. Наряду с Московским департаментом образования учредителем нашего комплекса является Международный союз ОРТ (Общество ремесленного труда).
Вячеслав ЛЕЩИНЕР,
директор технологической школы
Комментарии