Уже лет двадцать минуло с того случая, который перевернул всю педагогическую систему в станице Роговской Краснодарского края. Тогда в единственной здесь средней школе N15 после девятого ушел целый класс ребят. Собственно, и деться-то им было особенно некуда, но бесконечные двойки с тройками не внушали никаких учебных перспектив.
Всем было ясно, что уходят они в никуда, на улицу. Беспокойство и боль, желание помочь и все изменить так захватило учителей, что они решились на революцию.
Поначалу цель была одна: всеми возможными способами подготовить к жизни тех, для кого обычное среднее образование скорее всего останется единственным.
Что может дать школа? Над этим вопросом здесь задумались крепко. Конечно, стоит хотя бы профессии научить – и то все благодарны будут. Но ведь в жизни так много надо уметь, и одна рабочая специальность редко спасает при нынешней безработице…
Тогда и решились на эксперимент – для начала открыли два десятых класса с курсами хозяина и хозяйки сельского дома. Увидели в “Учительской газете” и изучили программы, предложенные на ярмарке учебно-методических комплексов “Образование-82”, прошедшей в Нижнем Новгороде по инициативе Российского совета руководителей образования. Скорректировали их совместно с ведущими специалистами местной агрофирмы “Роговская”, ставшей базовым хозяйством, приобрели необходимую литературу. И создали профильные классы для тех, кто перестал интересоваться учебой, но и не мог бросить школу. Решили дать им как можно больше полезных практических навыков, подготовить к взрослой жизни.
Ввели курс основ технологии производства продукции животноводства в крестьянском подворье со всеми навыками по уходу за всевозможной домашней живностью от скота и птицы до кроликов и пчел. Чтобы научить девочек профессионально выполнять множество дел близкой взрослой жизни, ввели уроки швейного мастерства и рукоделия с моделированием, шитьем и вязанием. Организовали выращивание растений на приусадебном участке с изучением агротехнических приемов, применения севооборота в личном хозяйстве, способов борьбы с вредителями. Добавили курсы хранения и переработки сельхозпродукции и основы медицинских знаний с навыками ухода за детьми и применения фитотерапии.
Всему необходимому теперь здесь учат и мальчишек: основам индивидуального строительства, металлообработке, электротехнике, профессии тракториста-машиниста. И все профильные курсы ведут профессионалы с высшим образованием.
Но в современной жизни ребятам надо не только много уметь, но и много знать, решил педагогический коллектив. И разработали программы основ экономических знаний и введения в рыночную экономику.
Образовательная школа должна заниматься развитием этического воспитания и образования, убеждены здесь. Поэтому решили организовать для старшеклассников курсы этики деловых отношений, а также этики и психологии семьи. Беспокоились, как заинтересовать ребят новыми важными темами, и даже не предполагали, какой активный отклик найдут они в детских душах. Мнения в анкетах, итоги тестирования ребят, один из самых высоких рейтингов предмета и просьбы родителей сделали свое дело: теперь этика изучается уже с пятого класса.
– Начиная с 80-х годов школа ищет наиболее эффективные пути трудового обучения, воспитания и профориентации, – рассказывает подробности эксперимента заместитель директора Людмила Мирошник. – Сегодня ясно: готовя школьников к жизни, надо воспитывать у них увлеченность рабочими профессиями. Это особенно важно на селе, ведь пока большинство выпускников стремятся уехать в город и меньше всего готовы работать на земле. Значит, только школа может попробовать остановить и заинтересовать их.
Не только они нужны родной земле, но и село необходимо местным ребятам. Сейчас их привычное бегство в город просто не имеет будущего. Мало кому удается в одиночку справиться с множеством проблем в чужом месте: нет жилья и прописки, никуда не устроиться из-за платного обучения в вузах и безработицы. Большинство ребят оказываются не у дел и зачастую возвращаются домой. Но как жить, что делать, они не понимают и здесь.
Поэтому одна из ключевых задач сельской школы сегодня – создать для них адаптивную образовательную среду, помочь подготовиться к жизни. Здесь успех прежде всего зависит от трудового обучения.
И педсовет решил вести такие уроки с начальных классов. В пятых их теперь заменяют курс “Технология” и сельскохозяйственный труд с основами экологии. Потом девочки продолжают заниматься сельским хозяйством, а мальчики – в мастерских. В восьмых-девятых начинается профориентация с изучением основ агротехники, устройства сельхозмашин и тракторов.
Результат эксперимента, наверное, был предсказуем. В профильных классах теперь хотят учиться почти все: и казавшиеся безнадежными троечники, и отличники. Бывало, на три профильных приходился только один обычный. А вот успеваемость у новаторов уже традиционно выше: две трети умудряются учиться без троек.
– Теперь мы получаем здесь самые важные, необходимые знания, которые в жизни будут нужны ежедневно, – убежден десятиклассник Сергей Супрун. – Я дома родителям объясняю, как лучше удобрять землю, бороться с вредителями, на равных с отцом мастерю и строю. Дома меня как-то зауважали, да и сам чувствую себя увереннее.
– Да многие впервые и пятерки-то стали получать только сейчас, по новым предметам. Понравилось так, что и по другим стали изо всех сил стараться. Появился интерес к учебе, о котором раньше и не подозревали, – говорит его одноклассник Виталий Ермоленко.
– Я перешла в 15-ю школу из соседней восьмилетней и очень жалею, что не училась здесь раньше. Такие интересные предметы, отзывчивые учителя. Хоть требования и выше, они всегда помогут, занимаются дополнительно. Здесь я впервые стала по-настоящему учиться и, мне кажется, нашла себя, – признается Ира Харитонова.
– Новые предметы очень пригодятся в жизни, – соглашаются с ними в анкетах все ученики.
Может быть, еще больше них рады родители. Слишком хорошо понимают, насколько важно сегодня в жизни многое знать и многое уметь. И видят, как возвращаются к ним дети мастерами на все руки. А главное – после одиннадцатилетки остаются дома и находят работу в родной станице. Ведь у каждого – уже несколько сельскохозяйственных профессий.
После десятого класса все проходят производственную практику в агрофирме “Роговская” на фермах, в полеводческих отделениях и в летнем трудовом лагере “Золотой колос” животноводами, скотниками, полеводами, помощниками трактористов. По договору с агрофирмой практика длится не только летом, но и весь год. Девочки получают здесь удостоверение оператора машинного доения, а парни в школе – тракториста-машиниста.
– Профессиональные преподаватели, подробное изучение курсов уже сегодня позволяют нам готовить из старшеклассников настоящих специалистов. Но официально получить лицензию с выдачей свидетельств невероятно сложно, – объясняет директор Александр Кормилов. – Жизнь требует от нас нововведений, но правовой основы для многих из них пока нет.
Чтобы приобщаться к труду, учиться хозяйствовать, школе нужна земля. Сейчас пришкольный опытный экспериментальный участок занимает гектар, рядом 5,5 гектара учебно-производственного участка, опытное животноводческое хозяйство, а дальше – еще 34 гектара пахотных земель. Их районная администрация выделила, когда убедилась: фермеры забросили огромные площади, а по соседству у детей порядок и отменные урожаи. Вот и передали более заботливым хозяевам.
Сегодня с учебными участками справляются сами, выращивают овощи, арбузы с дынями – на всю зиму запасов хватает. Девочки на специальных уроках закручивают соленья-варенья, и все ученики школы бесплатно питаются вкусными горячими обедами. Районная администрация только полтора рубля в день доплачивает за каждого.
– Сегодня мы чувствуем потребность идти дальше, развиваться. дети должны видеть плоды своего труда, участвовать в реализации продуктов. А для этого необходимы магазин, кафе. Но нынешняя правовая база нам опять этого не позволяет, – сетует Александр Юрьевич.
Чтобы поддержать интерес ребят и помочь им получить профессию, администрация школы налаживает тесные связи и с ближайшим Брюховецким агроюридическим колледжем.
Хотя уже сейчас выпускники профильных классов поступают и в колледжи, и в кубанские университеты, и в Московскую сельхозакадемию. Среди самого большого выпуска трехлетней давности пятеро поступили в вузы, двадцать – в техникумы и колледжи, семеро окончили курсы водителей и столько же стали работать в родной агрофирме трактористами, а еще шестнадцать заняты в своих домашних хозяйствах. И почти две трети выбрали учебу или работу в сельском хозяйстве.
– Так что технологические классы в нашей школе – это не дань моде или повальным инновациям, а один из путей решения массы социальных, экономических и бытовых проблем, – говорит завуч школы Людмила Анатольевна. – Десятки лет у нас вытравливали гены профессионального хозяина земли. И сейчас так же медленно, терпеливо, со школьной скамьи нужно выращивать человека со своей житейской философией отношения к земле, животным, крестьянскому быту, семейным традициям, научить выпускника сельской школы не потеряться в сложном круговороте современной жизни. Именно поэтому технологические классы в сельской школе жизнеспособны и необходимы.
Любовь СУСЛОВА, Краснодарский край
Комментарии