search
main
0

Технологическая культура. Как вырастить инженера

Сегодняшним выпускникам необходима технологическая грамотность, которая включает способность понимать, использовать и контролировать технологию; умение решать проблемы; развитие творческих способностей, сознательности, гибкости мышления, предприимчивости. И технологическая компетентность, которая связана с умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

Проект Департамента образования Москвы «Инженерный класс в московской школе» – попытка решения стоящих перед школьным технологическим образованием задач.Цель проекта: развитие технологического предпрофильного и профильного обучения инженерной направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности по инженерной специальности, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации.Сегодня в рамках школьного технологического образования актуально:- синтез материальных и информационных технологий;- учет требований экологии к применению технологий;- осознание генезиса технологии, их неразрывная связь с развитием и углублением научных знаний.Перед учителями, работающими в «инженерных классах», стоят особые задачи:- формировать исследовательскую, технологическую, трудовую, этическую, эстетическую, экологическую, предпринимательскую, графическую и информационную культуру учащихся;- знакомить учащихся с различными видами профессиональной деятельности и способствовать их профессиональному самоопределению.В 2015-2016 учебном году лицей №1367 начал свою работу в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе». В данный проект вошли не только старшие 10-е и 11-е классы, но и классы с 7-го по 9-й (в качестве предпрофильных). На данный момент в лицее, в инженерных классах обучаются 52 учащихся. Программа обучения включает углубленную физику – 4 часа в неделю, математику – 9 часов и информатику – 4 часа. На начальном этапе была поставлена цель: развить у учащихся интерес к каждому из профильных предметов, сформировать навыки самостоятельного поиска решений, заинтересовать участием в проектной деятельности, олимпиадах и конкурсах. Так, например, курс физики, предлагавшийся для предпрофильного обучения в 7-9-х классах, предназначен для ознакомления учащихся с основными способами и методами получения информации о процессах, происходящих в природе, и с использованием этой информации для решения конкретных задач. Изучаются методы научного познания: наблюдение, постановка опыта, постановка эксперимента, сравнение, предвидение. Программой же инженерных классов в старшей школе предполагалось получение навыков выполнения самостоятельной работы, составления плана проведения эксперимента, подготовки отчета по проведенным измерениям, выполнения необходимых расчетов, построения графиков, диаграмм, таблиц. Это позволили сформировать у учащихся навыки использования дополнительной литературы, сборников задач, стандартного и расширенного оборудования кабинета физики, а также самостоятельное изготовление устройств и приборов (акселерометра, динамометра, газового термометра, модели кристалла). С помощью решения задач мы обобщали знания, создавали и разрешали проблемные ситуации, формировали практические и интеллектуальные умения, воспитывали такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развивали эстетические чувства и творческие способности. Применение методики групповой работы позволяли учащимся развивать уже имеющиеся навыки решения задач, осваивать основные методы и приемы решения физических задач, приобретать навыки работы с тестами. На уроках проводился разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдавалось предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся в ходе эксперимента.    Например, при решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся инженерных классов научились применять полученные знания в новых условиях, качественно объяснять механизм того или иного физического процесса, решать комбинированные задачи с использованием различных физических законов, использовать средства информационно-коммуникационных технологий при решении задач. С 2012 года лицей №1367 стал базовым профильным образовательным учреждением МГТУ имени Н.Э.Баумана. Целью сотрудничества является развитие инженерного образования. А также вовлечение учащихся в сферу научно-технического творчества, создание условий для воспитания профессионально ориентированной, склонной к научной работе интеллектуально развитой молодежи.Сотрудничество университета и лицея направлено на:- повышение качества профильного инженерно-технического образования, обеспечение непрерывности образовательного процесса в рамках взаимодействия «школа – вуз – работодатель»;- развитие творческой компетенции учащихся и педагогов, вовлечение их в академические и научные мероприятия университета.Обучающиеся лицея принимают активное участие в научно-исследовательской программе «Шаг в будущее». Под руководством преподавателей университета создают собственные инженерные проекты, участвуют в предметных олимпиадах. Посещают научно-практические занятия и семинары, ежегодно проходят летнюю научно-образовательную инженерную практику. Для учеников лицея регулярно проводятся экскурсии на кафедры и в лаборатории университета, где они знакомятся со спецификой инженерной деятельности. В рамках взаимодействия лицеисты посещают не только университет, но и предприятия ОПК, где им предоставляется возможность посетить музеи предприятий, увидеть производственные помещения, побывать на опытных площадках, а также задать все интересующие вопросы, касающиеся деятельности предприятия и условий работы.Также в этом году вступило в силу трехстороннее сотрудничество «школа-вуз-работодатель». Лицей №1367 и МГТУ имени Н.Э.Баумана подписали договор с Центральным научно-исследовательским радиотехническим институтом имени академика А.И.Берга. Проведение совместной профориентационной работы среди учащихся и встречи с ведущими учеными и специалистами ЦНИРТИ имени академика А.И.Берга помогут им лучше познакомиться с инженерными профессиями.Благодаря такому тесному сотрудничеству лицея с университетом и предприятием ученики в полной мере могут получить представление об инженерной специальности, уже в школе определиться с будущей профессией, оценив все плюсы и минусы. Раскрыть свой творческий потенциал, получить большой практический опыт и быть в курсе всех современных тенденций инженерного образования.Занятия позволили сформировать у учащихся такие важные для современности качества человека, как стремление к успеху, умение работать в команде, работать с дополнительной научной литературой. Также они способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий. В течение 2016-2017 учебного года более 100 обучающихся лицея приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физике и астрономии, Московской олимпиаде по физике и астрономии, олимпиаде «Звезда», в различных олимпиадах по информатике и математике. Во всех олимпиадах среди учащихся есть призеры и победители муниципального и регионального этапа.Учащиеся инженерных классов принимали активное участие в проведении дня открытых дверей в лицее, при этом они демонстрировали физические опыты для гостей, объясняя различные физические явления. Этот опыт дал ребятам возможность продемонстрировать свои знания, сформировать грамотную речь, научиться выступать перед публикой и общаться со слушателями. В течение года учащиеся работали над проектами. Некоторые из них были представлены на лицейской Конференции по проектной деятельности («Неньютоновская жидкость», «Преломление света», «Рюкзак в жизни человека»). Среди тем, заинтересовавших учащихся, также «Влияние звука на человека», «Снежинки», «Физика человека». Все проектные работы содержат практическую часть, проведение экспериментов было обязательным условием. Многих ребят заинтересовала исследовательская работа, и они готовы ее продолжить.   Опыт работы в инженерных классах показал, что детям интересно проводить эксперименты, создавать что-то своими руками, выступать перед публикой. В качестве важнейших результатов обучения в инженерных классах можно указать: –  повышение уровня самооценки учащимися собственных знаний по  профильным предметам;                                                                  –  повышение теоретических знаний и  познавательного  уровня по физике, информатике и математике;- увеличение числа  учащихся, выбирающих физику на  итоговую аттестацию, и  повышение среднего балла сдачи  экзамена;- успешная самореализация учащихся;- приобретение ими опыта работы в коллективе;- приобретение учащимися устойчивых навыков поиска, отбора и оценки учебной информации;- систематизация знаний;- возникновение потребности читать дополнительную литературу;- наконец, приобретение опыта составления индивидуальной программы обучения.Учителя, ведущие уроки в этих классах, отмечают формирование у большинства учащихся устойчивого интереса к поисково-исследовательской деятельности и появление у них уверенности в своих силах, ответственности, активности, самостоятельности, умения преодолевать трудности.Наш опыт, пусть и небольшой, показал, что эти составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении технологии, начиная с начальной школы.Андрей ПАШКОВ, директор лицея №1367

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте