Среднее профессиональное образование наряду с НПО было названо в уходящем году приоритетной отраслью образования, на него обратили внимание государство и власти. И, конечно же, важнейшим событием для техникумов и колледжей стало введение стандартов нового поколения по всем специальностям. Причем при их разработке учитывалось мнение работодателей. Каждый стандарт, по словам президента Союза директоров ссузов России Виктора Демина, получил их оценку. Эта мера, считает Виктор Михайлович, поможет максимально сблизить образовательный и профессиональный стандарт.
Средние специальные учебные заведения всегда отличались своей практической подготовкой. Сейчас она еще более усилилась, теснее стала связь с производством. Причем зачастую у техникумов и колледжей есть соглашения с работодателями о приеме на работу их выпускников.
Изменился в связи с новыми стандартами и классификатор, он уменьшился практически на 30 специальностей, многие из них были объединены, а некоторые просто устарели. Впервые в 2002 году в 16 регионах России по результатам ЕГЭ можно было поступать не только в вузы, но и техникумы и колледжи.
Одно из достижений уходящего года – расширение академической свободы учебных заведений. Наконец-то они могут менять содержание обучения по заказу конкретных работодателей, вообще ориентироваться на сегодняшний рынок труда. Этот год предъявил еще большие требования к качеству образования, к совершенствованию всего образовательного процесса. Сейчас активно идет процесс информатизации, причем важно не только количество компьютеров, но и их эффективное использование и внедрение в учебный процесс. Сегодня многие учебные заведения имеют свои сайты, создают порталы и электронные библиотеки.
В уходящем году практически все учебные заведения СПО серьезно расширили спектр образовательных услуг, открылись разнообразные курсы, где новую специальность могут получить и взрослые люди, потерявшие работу.
Впрочем, проблемы остались. Одна из острейших – кадровая. Зарплата у преподавателей СПО, как и прежде, одна из самых низких, незначительное ее повышение было лишь в 2001 году, такими же мизерными остались и стипендии у ребят, решивших учиться в техникумах и колледжах. Особый дефицит – молодые преподаватели и те, кто обучает спецдисциплинам. Не решена и проблема доступности образования. Практически каждый второй желающий получить среднее профессиональное образование не проходит по конкурсу на бюджетное отделение, так что 40 процентов ссузовцев учатся сегодня за собственные деньги. Зато, по словам начальника управления СПО Петра Анисимова, стало более стабильным финансирование средних профессиональных учебных заведений. Наконец-то ссузы смогли полностью расплатиться за свои коммунальные услуги. Нет задолженности по зарплате, с трудом, но хватает стипендиального фонда.
Важнейшее достижение года – рост научно-исследовательской работы в техникумах и колледжах. Благо на это стали выделяться государственные деньги, и все больше преподавателей техникумов начинают заниматься наукой всерьез, получать научные степени. Сейчас не в диковинку встретить в техникумах и колледжах директоров-кандидатов и даже докторов наук. (По статистике, их 10 процентов). Возросла роль общественных организаций, Союза директоров, региональных и федеральных советов. Именно в этом году появилась идея конкурса “Директор года СПО” и прошли его первые этапы. А заключительный тур конкурса состоится уже в следующем году, накануне съезда директоров.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии