search
main
0

«Тебе – через сто лет»: Марина Цветаева не ошиблась в тех, кто только начал изучать ее творчество

В марте в формате онлайн-конференции прошел, наверное, первый в этом юбилейном для Марины Цветаевой году круглый стол, посвященный ее творчеству. 8 октября этого года исполнится 130 лет со дня рождения великого поэта.

Фото: culture.ru

Что знаменательно и замечательно, открытый круглый стол «…Так долго шла я вслед садящемуся солнцу, – и навстречу тебе – через сто лет» – всецело результат творчества молодых исследователей – старшеклассников и студентов-младшекурсников. Запись этого мероприятия есть в интернете – высокий научный уровень докладов порадует любого специалиста-филолога.

А собрала единомышленников одиннадцатиклассница московской школы № 1520 имени Капцовых Дарья Гуревич. Даша давно увлекается литературой и историей. Изучает дополнительно к школьным английскому и немецкому языкам еще три – древнегреческий, древнеисландский и немного – латынь.

В ее школе, которая в этом году тоже празднует 130-летие, ежегодно проходит Открытая городская (с участием регионов России) конференция проектных и творческих работ школьников «Россия – мое Отечество».

С докладом «Поэтическая система М. И. Цветаевой и романтическая традиция Новалиса» Дарья стала одним из победителей на конференции этого года. С этим исследованием она выступала и на круглом столе. В своем филологическом исследовательском проекте Дарья выявляет родство поэзии Марины Цветаевой, в частности циклов стихов из сборника «Психея. Романтика» со стихами и романтическими идеями Новалиса, немецкого романтика XVIII века, что обусловлено родством романтического и модернистского типов художественного мышления.

При проведении сравнительного анализа исследователь использует разные методы: историко-литературный, биографический, сравнительно-типологический, идейно-образный, мотивный и даже количественный – оценивает частотные характеристики ключевых слов в стихотворениях.

Разносторонний литературоведческий анализ в своих работах провели и другие участники круглого стола. Десятиклассница Школы в Капотне Анастасия Гадалова тоже выбрала тему, связанную с романтизмом в творчестве Марины Цветаевой. Дарья Калапышина из Вологодского многопрофильного лицея раскрыла тему «Поэтическая интерпретация образа Марии Магдалины в творчестве Марины Цветаевой», попутно объяснив слушателям разницу в трактовке образа Марии Магдалины в православной и католической традициях.

Любовь Парфёнова, студентка ВШЭ, выбрала для выступления тему влияния обстоятельств последних лет жизни Марины Цветаевой, исторического контекста на ее творчество. Ангелина Копаева, студентка Санкт-Петербургского института культуры, выступила с сообщением о переписке Марины Цветаевой с Райнером Марией Рильке.

Был приглашен и эксперт – специалист по жизни и творчеству Марины Цветаевой Наталья Владимировна Савельева, автор многих публикаций на эту тему. Развернулась дискуссия. Слушателей интересовали такие вопросы: почему на Марину Цветаеву оказал влияние именно немецкий романтизм, а не, например, немецкий сентиментализм; можно ли в творчестве Марины Цветаевой, не относящейся ни к одному литературному направлению, найти элементы символизма, футуризма, авангарда и т. д.? Завершили круглый стол Елизавета Демидова и Асия Илькаева чтением стихов Марины Цветаевой.

Подводя итоги такого круглого стола, я вспомнил стихотворение четырнадцатилетней Марины Цветаевой, которое заканчивается четверостишием:

…Так не зовите их домой
И не мешайте их стремленьям, –
Ведь каждый из бойцов – герой!
Гордитесь юным поколеньем!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте