search
main
0

Театральный клуб учителей – московское ноу-хау

Нынешний учебный год стал первым годом работы уникального учительского клуба – театрального, работой которого руководит поистине энтузиаст – доцент МИОО Александра НИКИТИНА. Александра Борисовна отдает своему детищу столько сил и энергии, что можно удивляться тому, как она находит время для своей основной работы – преподавательской деятельности. Мы попросили Александру Никитину рассказать о работе клуба.

На 13 марта 2010 года в клубе «Дети – театр – образование» была запланирована встреча «». В рамках этой встречи начинающие группы могли показать свои театральные работы форматом от 5 до 15 минут. Никакого конкурса, как и во всех мероприятиях клуба, тут не предполагалось. Главная задача встречи – общение с единомышленниками: посмотреть, обменяться мыслями и чувствами, вместе поиграть.

Игры с Шекспиром

13 февраля в клубе «Дети – театр – образование» прошла встреча под девизом «Взрослые – детям». В этот день студенты режиссерского факультета Московского государственного университета культуры и искусства показали участникам клуба свой дипломный спектакль «Хэлло, Вильям!» по мотивам одной из самых знаменитых комедий Шекспира. Режиссер спектакля, руководитель курса Татьяна Гальперина, рассказала о принципах игрового театра. Театральные критики Алексей Гришин и Александра Никитина сделали экскурс в историю театральных постановок «Сна в летнюю ночь» от XVIII до XXI века. Педагоги МИОО Александр Андреев и Светлана Супье подготовили «нарезку» из 6 наиболее значительных экранизаций пьесы – от американского фильма 1935 года в постановке Макса Рейнгардта до экранизаций последних лет.

Участники встречи по-разному отнеслись к увиденному. Кого-то шокировали вольности в обращении с шекспировским материалом, кого-то убеждали и радовали. На сайте клуба появилось необыкновенно много откликов.

«Свободная импровизация с вниманием и путаницей» – так бы я все это назвал, – пишет Валерий Богатырев, ученик 10-го класса школы №123. – Почему импровизация? Потому что чувствовалось, что актеры приносят на сцену много того, чем живут в своей реальной жизни. Почему свободная? Потому что актерам особых рамок не ставили. И зритель не обязан тут загонять в рамки свои размышления. То есть это непредсказуемый спектакль. Почему внимание и запутанность? Потому что актеры внимали друг другу и с удовольствием путали смыслы спектакля для себя самих и для зрителя тоже! Уильям Шекспир для своих пьес и для этой, в частности, брал опыт и сюжеты самых разных театров и драматургов всех времен. Он смешивал древнегреческий, римский театр, итальянскую комедию масок, заправлял все это насыщенным настоем Средневековья и посыпал национальным фольклором. Заметно, что Т.Гальперина проследила, чтобы эта гремучая смесь Шекспира присутствовала на сцене».

Ему вторит воспитанник студии «Блик» ЦО №556 Глеб Криницын: «Кому-то не понравилось, что в спектакле звучит песня Владимира Высоцкого «Я поля влюбленным постелю», а мне кажется, что его текст вполне раскрывает любовную тему спектакля!».

Об этом же пишет воспитанник студии «Мастерская души» ДЮЦ «Отрадное» Константин Румак: «После просмотра спектакля я еще очень долгое время был под впечатлением. Смотрится на одном дыхании, время пролетает незаметно. То, что пьесу осовременили, идет только на пользу, все выглядит живо и элегантно, а здорово подобранная музыка, юмор и яркая игра актеров делают постановку зрелищной и интересной. Мне очень понравились неожиданные образы героев: Оберон – эдакий мачо и ловелас, Пэк, одетый как хиппи, немного женственный Лизандр. Поразило то, что весь спектакль удалось играть с минимумом декораций. Забавно, когда в действие пьесы вмешивается сам Шекспир. Во время просмотра в голове поселилась мысль о неразделенной любви, то, что всегда мы кого-то любим или нас кто-то любит, но, увы, не взаимно. И словно не хватает того волшебного цветка. Казалось, всем бы было хорошо, но, как говорится, сердцу не прикажешь».

А вот воспитанница той же студии Анжелика Иванова отнеслась к увиденному несколько иначе: «Мне показалось, что в поиске новых путей и дорог режиссер потерял ту золотую нить, за которую это произведение зовут громким словом «классика». Возможно, это гениальная трактовка, которую мне не дано понять. Возможно, здесь масса интересных задумок, которых я не увидела и посчитала еще более банальным, чем изначальное произведение. Но если это не способна понять и увидать я, то могут ли это осознать другие? Мне было жутко неуютно чувствовать зажатость актеров, когда они сами решили «поломать рамки» и встретили нас – зрителя – еще до спектакля, а в результате не смогли достаточно обозначить точку начала сказки – момент, когда грани нашего мира сдвинулись, превращая сцену во вход в иной, загадочный мир. Где ж это чудное волшебство театра? А подруга говорила: «Ведь это замечательный спектакль! Столько юмора, активности, страсти, сатиры… А насколько продуманы персонажи! Полная гармония между костюмом, характером, действием. Я счастлива, что смогла это увидеть!» И я постепенно начинаю понимать, что только в первые минуты спектакля я чувствовала себя как на иголках, но потом я поняла, что это начало хорошо гармонирует с самой постановкой. Да и актеры, кажется, к середине спектакля вошли в настоящий кураж и получали удовольствие от пребывания на сцене. А это очень важно – получать удовольствие от того, что ты делаешь. Меня многое заставило смеяться от души. Я по-новому увидела некоторые поступки героев, по-другому поняла многие слова. Это не тот спектакль, который забывается через пару часов. Ах, какой забавный был этот Пек в исполнении Анны Волковой! Заставил зал делать то, что хочет он. А взрыва в кульминации мне так же не хватило, как и в точке в начале».

Одноклассница Валерия, Полина Манафова, так же как и Анжелика, испытала чувство смятения от встречи с этим спектаклем. Но понять и принять его ей помогло участие в «круглом столе» для взрослых. Она и еще несколько юношей и девушек из разных коллективов попросили разрешения пойти именно на взрослое, а не на детское обсуждение спектакля.

Вот что написала Полина: «Честно говоря, сначала я не очень понимала, что можно представлять Шекспира вот так! В моем понимании этого драматурга можно было играть только в академической манере, но никак не в жанре игрового театра. Но после посещения взрослой «обсуждаловки», где нам показывали отрывки из разных фильмов по этой же пьесе и рассказывали историю ее постановок, я поняла, что только таким этот спектакль и должен быть. Если сначала меня смутила Анна Волкова в роли Пака, потому что она была одета очень уж вызывающе, то потом я поняла, что Пак такой и есть – шальной, с хитрецой, себе на уме. Оказывается, в XVIII-XIX веках его часто играли женщины. Но в фильмах XX века его играли мальчики и мужчины. И все они играли шалопая, а в последнем он вообще напоминал какого-то бродячего музыканта.

С самого начала, когда нам рассказали, что «Сон в летнюю ночь» играли вовсе не в театре, а на свадьбе вельмож, на празднике, в парке, и что не все участники были профессиональными актерами, я поняла, что эта пьесе должна играться прежде всего весело.

Во время обсуждения оказалось, что я еще не совсем готова участвовать в разговоре со взрослыми. Я понимаю все, что они говорят, но немножко не успеваю. И поэтому я не могу вовремя сформулировать свои мысли. Но мне было интересно, потому что от всей информации, которая там прозвучала, мое восприятие стало полнее и сложнее».

Позицию многих взрослых, которые были на этом спектакле, выразила Надежда Яковлева, руководитель театра-студии «Блик» ЦО №556: «Я вообще ужасно не люблю осовременивания классики, поэтому первая реакция – отторжение. Потом увлеклась игрой Пака, а уж дальше пришла забавная мысль – а почему, интересно, с Шекспиром, который сам (или сами) сплошная интрига, игра и озорство, как и сама эпоха, почему нельзя так? Так озорно, весело, отчасти эклектично, но, по-моему, вполне все оправданно и на месте. И Высоцкий у меня никаких возражений не вызвал».

Молодые актеры, игравшие спектакль, пережили настоящее потрясение. Сцена ЦО №1409, где проходил показ, совсем не похожа на их площадки в Химках. И театрального света, так необходимого спектаклю, на ней нет. А времени на репетицию – всего пара часов. Ведь они заочники, живут вовсе не в Москве и специально приехали в столицу на один день! Да еще у одной из актрис из дальнего Подмосковья в этот день должна была состояться собственная свадьба! Вот уж истинно шекспировский комедийный поворот сюжета: последние сцены играли уже без невесты, разобрав между собой необходимые реплики.

Ребята заходили на сайт клуба и интересовались тем, что написали о них дети и учителя. Обратная связь оказалась интересной всем участникам встречи.

Программа «Взрослые – детям» оказалась удачным замыслом организаторов клуба. И мы с нетерпением ждем предложений о том, что хотят увидеть в ее рамках участники клуба в будущем учебном году.

Спектакли малой формы

На 13 марта 2010 года в клубе «Дети – театр – образование» была запланирована встреча «Спектакли малой формы». В рамках этой встречи начинающие группы могли показать свои театральные работы форматом от 5 до 15 минут. Никакого конкурса, как и во всех мероприятиях клуба, тут не предполагалось. Главная задача встречи – общение с единомышленниками: посмотреть, обменяться мыслями и чувствами, вместе поиграть.

Первоначально организаторы программы предполагали, что будут представлены работы детей младшего возраста по сказкам, басням и детским стихам. Но заявки стали поступать самые разнообразные – от подростковых и старших коллективов, по произведениям русской классики и по притчам собственного сочинения. И заявок этих было так много, что стало ясно: в один день программа не уложится! Пришлось добавить второй день – 3 апреля. Для первой встречи свою площадку любезно предоставила школа №639 (директор Лариса Клюткина), для второй – школа №123 (директор Татьяна Голова).

Обе встречи, как и их подготовка, дали много пищи для самых разных размышлений: радостных и не очень. Естественно, организаторов клуба порадовала активность, с которой педагоги детских театральных коллективов откликнулись на предложение поучаствовать именно в этой программе. Порадовало и разнообразие предложений. Но в то же время выяснилось, что существуют огромные проблемы с обратной связью.

Отправив заявку со школьного электронного адреса, многие педагоги забывают прочитать ответ. Или, прочитав его, не отвечают на заданные вопросы, не откликаются. Очень многие, как выяснилось позже, хотят участвовать только в таких мероприятиях, где не нужно смотреть друг друга, или только в конкурсах, за которые можно привезти наградную грамоту. Это печально, потому что говорит об очень сильно укоренившемся формальном подходе, об участии для галочки, а не ради расширения кругозора воспитанников.

Затем оказалось, что многие педагоги чрезвычайно недоверчивы. Получив письмо о том, что их заявка, например, 25-я, что им предлагают поучаствовать в добавочной встрече, они не отвечали, так как были уверены, что «берут только по блату», а приглашение перенести встречу – «вежливая отписка». Видимо, сказывается прошлый печальный опыт. Однако в клубе все честно – что написано, то и имеется в виду на самом деле!

Некоторые заявки удивили нас своей странной небрежностью и невниманием к авторскому праву. Из этих заявок, например, следовало, что саму сказку «Три поросенка», а также все ее инсценировки написал руководитель коллектива… Ни английский народ, ни Джоэль Харрис, ни Сергей Михалков, ни многочисленные знаменитые авторы мультипликационных версий тут якобы совершенно ни при чем. И вот тут мы были жестки и безжалостны. Получив от руководителей коллектива отказ указать подлинного автора, мы, в свою очередь, отказывали им в участии. Рискуя прослыть карасями-идеалистами, мы все же твердо верим: уважение к культурной традиции – неотъемлемая часть эстетического и творческого воспитания, фундамент, на котором оно зиждется.

Программа дней сложилась очень любопытная: классическая и современная детская поэзия, фольклор народов мира, серьезная проза, авторские работы воспитанников и педагогов.

Первый день закончился для детей коллективной игрой, во время которой они все вместе поставили сказку «Гуси-лебеди», а взрослые в это время постигали тайны социоигровой педагогики под руководством А.Ершовой. Второй день завершался сюрпризом от студентов режиссерского факультета МГУКИ (руководитель курса Е.Миронова). Молодые актеры и режиссеры сыграли сказки – «Рожденный ползать», «Гусь и гусеница», «Орел и мышь».

Главной образовательной затеей обеих встреч были блиц-обсуждения спектаклей, которые проводили педагог КМТИ №61 Виктория Печерникова и педагог МИОО Юлия Рыбакова. Задачей этих обсуждений была концентрация зрительского внимания на особенностях постановок каждого из коллективов. С самого начала объявили, что в конце дня состоится награждение самых внимательных зрителей, и спросили у зала, какой зритель может считаться самым внимательным. Участники встречи бодро сформулировали: «Которые смотрят на сцену, а не на соседа. Не шумят и не играют мобильниками. Чувствуют, когда надо захлопать, когда посмеяться, а когда посидеть в тишине. Которые помнят разные детали спектакля». Так что правила установили сами играющие, а значит, и следовали им добровольно и честно. Даже самые взрослые ребята, ученики 11-го класса, которые сначала чувствовали себя не слишком комфортно среди малышей, к концу встречи сбросили зажим и обаятельно сыграли в общей сказке злых помощников Бабы-яги – гусей-лебедей.

Организаторов удивило и порадовало, насколько чуткими и благожелательными оказались все актеры-зрители друг к другу, как охотно они отвечали на вопросы после каждой маленькой работы, сколько всего они запомнили, уловили и почувствовали. Дети охотно называли всех авторов прочитанных стихов, перечисляли все декорации и костюмы, вспоминали самые интересные словечки и жесты героев, обсуждали мотивы их поступков и особенности режиссерских замыслов.

Конечно, в финале каждому коллективу было приятно получить сувенир за участие – книжку или видеодиск. Но самым приятным для организаторов было то, что, когда награждали самых внимательных зрителей, никто не кричал: «Я вспомнил и ответил больше», а, наоборот, показывая на новых друзей в зале, говорил: «Вот эта девочка, вот этот мальчик!» И, удивительное дело, даже руководители и родители, которые сильно нервничали вначале, к концу расслабились и вовсю веселились вместе с детьми.

Вероятно, в следующем учебном году будут запланированы две встречи, посвященные спектаклям малой формы. Одна – для младших детей, другая – для старших. Только большая просьба к руководителям: 5-15 минут, и ни минутой больше! Иначе мы не успеем познакомиться со многими, а дети быстро устанут.

И помните: заявки необходимо подавать за 2 недели, и нужно указывать тот электронный адрес, который вы честно проверяете хотя бы 2-3 раза в неделю.

Напоминаем:

адрес сайта – http://dimioo.3dn.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте