search
main
0

Театральные мемуары

На исповедь без дублеров

В последнее время детективы стали для многих читателей теми главными книгами, на которые прежде они обращали мало внимания. Действительно, сегодня в России в разных издательствах выходит в свет огромное количество детективной литературы. Но вместе с тем на прилавках книжных магазинов и на развалах появляется все больше литературы мемуарной. Особенно много книг о театре.

Например, только что издана и уже появилась в продаже книга “Приворотное зелье”. Ее автор, конечно же, хорошо знаком нашим читателям. Михаил Александрович Ульянов, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Советского Союза, художественный руководитель Государственного академического Театра имени Евг. Вахтангова. Его мемуары, а точнее театральные рассказы, – это попытка осмыслить прошлое нашего искусства, искусства уходящего двадцатого столетия. Дать оценку достижениям и неудачам, проанализировать их причины. Только ради Бога не подумайте, что книга написана с позиций виртуозного театрального рецензента-теоретика. “Приворотное зелье” – это прежде всего картинки собственной жизни с ее интересными и иногда неповторимыми, неожиданными сюжетами. Хотя, читая книгу, понимаешь, что у того поколения деятелей искусства, к которому принадлежит Михаил Александрович Ульянов, очень много общего. Это первое послевоенное поколение актеров и режиссеров, которое пришло в искусство и воспитывалось, как тогда говорили, на высоких идеалах служения прекрасному, ринувшись воспевать героизм строительства новой жизни.

В этой книге вы найдете рассказ об очень непростых взаимоотношениях ровесников Михаила Ульянова с бывшим главным режиссером Театра имени Евг. Вахтангова Евгением Симоновым, который в молодые годы был, по словам автора, бесспорным лидером молодежи. Да, ведь это именно он, Евгений Рубенович Симонов, поставил на вахтанговской сцене такие замечательные спектакли, как “Город на заре” и “Иркутская история”. Что же случилось с этим талантливейшим человеком на рубеже 70-80-х годов? – размышляет Михаил Ульянов. Почему театр терял былую славу, почему спектакли, которые ставил Евгений Рубенович в это время, не вызывали не только восторга, но и малейшего интереса зрительного зала? Автор “Приворотного зелья” полагает, что причина неудач и провалов заключалась в том, что главный режиссер не умел или не хотел воспринимать новые веяния времени, перемены, происходившие и с каждым днем нараставшие в нашем обществе. Евгений Рубенович оставался неисправимым романтиком, мечтал о постановках античных авторов, хотя время требовало уже другого подхода к искусству. Театр остро нуждался в социально-психологической драме. Но, увы, ее театр под руководством Е.Р.Симонова найти был не в состоянии…

Другая книга, которая, несомненно, вызовет интерес театралов и любителей отечественного кинематографа, – “Исповедь” народного артиста СССР Олега Стриженова. С блеском начав свой творческий путь в кинематографе, сыграв главную роль в фильме “Овод”, он, кажется, буквально шел по стопам великолепного француза Жерара Филипа. Даже внешне чем-то похожий на него, Олег Стриженов с удовольствием снимался в приключенческих и романтических фильмах. И вдруг… Ох уж это вдруг в нашем искусстве! В самый расцвет своего кинематографического мастерства, признанный и обожаемый миллионами зрителей, он решает удалиться от съемочной камеры. В 1963 году он принял приглашение прийти на службу во МХАТ имени М. Горького, хотя, по его словам, столько отговоров, звучащих со стороны своих друзей, он никогда еще не слышал в жизни. Однако решение было принято, и сегодня Олег Александрович, “исповедуясь” перед читателями и зрителями, говорит, что ничуть не жалеет о том, что более десяти лет проработал во МХАТе, будучи партнером своих любимых артистов, и прежде всего Аллы Константиновны Тарасовой, с которой ровно десять лет он играл в спектакле “Без вины виноватые”, выступая в роли Григория Незнамова. Причем все десять лет О. Стриженов играл эту роль без дублеров!

Его “Исповедь” – это, по сути, грустное размышление о том, в каком кризисе находится сегодня наше театральное и киноискусство, когда известные на всю страну актеры и режиссеры влачат подчас жалкое существование. Пока выхода из этого кризиса О.А.Стриженов не видит.

Валерий ЕРМОЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте