Среди форм воспитательной работы по развитию у детей способностей осмысливать свои поступки и самостоятельно искать истину всегда был театр, незаслуженно забытый в последнее время. Человечество уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру. Не случайно еще Александр Сергеевич Пушкин восклицал: «Театр – это волшебный край!»
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Пояснительная записка
В нашей стране в настоящее время идет снижение уровня культуры, поэтому считаю необходимым и целесообразным ввести в практику школы «диалог» со сцены, помогающий самовоспитанию подростков, иными словами, создать театральную группу. Я такую группу создала, когда в 2005 году взяла очередной класс (третий по счету). Классный коллектив был достаточно сплоченным, но при первом знакомстве, еще на выпускном вечере в четвертом классе, заметила одну особенность: все пять девочек во время выступлений, конкурсов, игр были вялыми, скучными, а мальчишки, наоборот, слишком инициативными и яркими. Поэтому в течение лета обдумывала, какое бы придумать дело, которое дало бы возможность каждому проявить себя, показать свое лицо, а так как я сама влюблена в театр и литературу, то ничего лучше, чем создание театральной группы, мне не пришло в голову. Так родилась идея создания воспитательной программы «Театральные истины».
Задача такого мини-театра – показ школьных ситуаций из повседневной жизни нашего детского коллектива. Воздействовать на поведение и поступки некоторых учеников можно и звучащим словом, и пластикой актера. Дети многое воспринимают острее и ярче, четче переживают происходящее, создается благоприятная атмосфера для развития их нравственного чувства. Выступления театральной группы действуют сильнее самых громких и правильных слов, помогают детям справиться со своими недостатками. Предоставляется творческая возможность тем детям, которые любят сочинять, писать и составлять композиции. Они могут использовать всевозможные виды и жанры искусства: монологи и диалоги, фельетоны, остроумные шутки, песни и частушки, скетчи – маленькие пьесы сатирического характера. И наконец, постановки остросюжетных произведений с углубленным осмыслением.
Данная программа рассчитана на семь лет, на период 2005 – 2012 гг. (т.е. с 5-го по 11-й класс).
Цели программы:
– помочь обрести классному коллективу свое собственное «лицо»;
– создать условия для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи:
1. Развивать творческие способности учащихся.
2. Создать условия для сотворчества.
3. Мотивировать учащихся на анализ собственных поступков.
4. Содействовать созданию дружного коллектива.
5. Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
Ожидаемые результаты
1. Возможность использовать творческие способности для дальнейшего самоопределения и профориентации.
2. Умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
3. Овладение организаторскими способностями.
4. Умение «проживать» жизнь своего героя, смотреть на себя, свои поступки как бы со стороны.
Связь с социумом
1. Поселковый, районный советы ветеранов.
2. ДК «Дружба» города Усть-Илимска.
3. СМИ.
4. Сельская библиотека.
5. Сельская администрация.
6. Школы района.
7. Детский сад «Пчелка».
Первые итоги. Результаты работы по программе «Театральные истины» за 2005-2007 гг.
Учитывая особенности классного коллектива, мы начали с того, что выбрали художественный состав нашей группы и распределили ролевые обязанности режиссера, ассистента режиссера, актеров, сценаристов, рабочих сцены и художников-оформителей. Затем состоялось знакомство с этими профессиями, для этого была организована поездка в Драматический театр города Усть-Илимска.
Первое наше выступление – инсценирование на праздничном концерте, посвященном Дню учителя. Как всегда, инициативу на себя взяли мальчишки, среди девчонок активными оказались две, остальные присутствовали в качестве пассивных зрителей. Следующее творческое дело – «Посвящение в пятиклассники», главной целью которого была гуманизация отношений: учитель – ученик – родитель, мероприятие носило массовый характер, поэтому включенность ребят была стопроцентная. Пассивные же ребята испытали эмоциональное удовлетворение от своего участия. Мне в этот момент важно было увидеть потенциал, которым они обладают, и использовать его для дальнейшей их реализации.
Чтобы развитие было систематическим и не ограничивалось только репетициями и мероприятиями, необходимо было подключить и другие воспитательные формы. Так, например, на классных часах отводилось специальное время для различных игровых разминок и ролевых игр, кроме этого, на уроках литературы были введены поэтические пятиминутки.
Воспитательная система школы способствует реализации воспитательной программы класса. В школе существует ряд традиционных мероприятий, поэтому есть возможность проявлять свое творчество в любом коллективном творческом деле. В итоге ребята успешно выступили в различных проектах: «Как слово отзовется наше», «Вам, дорогие учителя», «Мастерская Деда Мороза» и др. Чтобы интерес ребят не ограничивался рамками школы, необходим был выход в социум, тем более что в поселке на сегодняшний день нет Дома культуры. Ребята решили проводить театральные праздники для жителей поселка, сельской библиотеки, для ребят детского сада; наладили творческие отношения с ребятами из школ района, играли в КВН, участвовали в сотворчестве на коммунарских сборах.
Для достижения целей программы необходимо было привлечь родителей и педагогов школы, поэтому появилась новая форма взаимодействия – творческий отчет перед родителями. Родители стали непосредственными участниками мероприятий, оказали материальную помощь в создании костюмов, декораций. На сегодня сложился творческий коллектив, способный ставить театральные постановки с углубленным смыслом, но для этого необходимо расширить материальную базу. Было принято решение принять участие в конкурсе «Сто классных проектов», надеемся на положительный результат.
Все два с половиной года работы по данной программе отслеживались изменения в развитии личности учащихся (см. диаграммы).
Светлана ВАСИЛЬЕВА, учитель русского языка и литературы Бадарминской средней школы, Иркутская область
Комментарии