“Актером родиться нельзя, точно так же, как нельзя родиться скрипачом, оперным певцом, живописцем, скульптором, драматическим писателем; родятся люди с теми или другими способностями, с тем или другим призванием, остальное дается артистическим воспитанием, упорным трудом, строгой выработкой техники”, – писал Островский. Но что такое “артистическое воспитание”? Почему многие годы театральные вузы штурмует молодежь, несмотря на то, что в рейтингах профессия “актер” отнюдь не занимает первых мест?
Задавшись таким вопросом, я отправилась в один из старейших в стране театральных вузов. В просторечии – “Щепку”. На официальном языке – Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.
Пока Николай Афонин, ректор, заслуженный артист России, академик, профессор, выбирался из дорожной “пробки”, я читала указ императора Александра I от 1809 года. “Усовершенствование российских спектаклей и балетов, заменение иностранных художников театральными воспитанниками – предмет сей школы”. А также: “Ни один актер или актриса не могут достигнуть высшей степени совершенства в своем искусстве без хорошего воспитания, знания иностранных языков и совершенного понятия о Российской словесности”.
– Николай Николаевич, так ли это на сегодняшний день? – спросила я вырвавшегося из автомобильного плена ректора.
– Абсолютно. У нас великолепное гуманитарное образование при том, что факультет один, актерский. Невозможно быть достоверным на сцене, если нет достаточного багажа. Хорошая прочитанная книга, просмотренная картина, прослушанная музыка – все это оставляет в человеке след, воспитывает мироощущение, побуждает размышлять, чувствовать. “История театра”, “История живописи”, “История костюма”, литература, иностранный язык дополняют в значительной степени главный предмет, ради которого мы существуем, – мастерство актера. Актер должен быть грамотным, интеллигентным человеком. Должен понимать, что он играет.
– Вы говорите о “главном предмете”, но он остается таким же первостепенным и на актерском факультете любого института культуры. В чем отличие театрального вуза?
– Мы готовим профессионалов для театра и кино. Убедительно прошу вас выделить слово “профессионалов”. Нетеатральные вузы готовят актеров и режиссеров для народных театров. Для наглядности приведу цифры. У нас учатся всего 250 студентов. Каждый год набирается курс – 25 человек. Заявлений поступает около 4000. Две трети из них от девушек, тогда как мы в эту группу из 25 человек примем их лишь 8. Те, кто начинает вступительную борьбу, проходят три тура и допускаются до самого конкурса. Из 4000 это человек 50. То, через что они прошли, можно назвать огнем, водой и медными трубами. У поступивших четыре года отшлифовывают талант. Вот и сравните теперь уровень.
– Они – избранные?
– Если хотите, да. Наша система обучения складывалась веками. Здесь 33 года преподавал сам Щепкин. У его выпускницы Федотовой учился Станиславский. Были педагогами и Ермолова, Остужев, который после исполнения роли Отелло выходил “на бис” 57 раз, Ленский, Пашенная. Созвездие имен. Особая школа реалистического психологического театрального искусства, где и органика, и простота, и выразительность. Где форма не затмевает содержания, а в совокупности дает необыкновенный мощный заряд. Если говорить образно, то в пастельных тонах мирового искусства, наша театральная школа – ярчайший мазок. Судите по сегодняшним именам: Юрий и Виталий Соломины, Виктор Павлов, Евгения Глушенко, Инна Чурикова, Станислав Любшин, Светлана Немоляева, Дмитрий Харатьян, Олег Меньшиков, Оксана Мысина.
Если вы услышите о какой-либо великолепной зарубежной театральной школе, ищите русские истоки. Потому что так же, как актер МХАТа Михаил Чехов, досконально изучивший систему Станиславского, кто-то может преподавать у них, в Голливуде.
– Но что является самым главным критерием при приеме?
– Их много. Но каждый набирает курс, ориентируясь на свой вкус, свое понимание. Это очень субъективно.
– Если не секрет, какой же вкус у вас?
– Девочка прежде всего должна быть женственной, красивой, с выразительными глазами, с открытой улыбкой, хорошими голосом и фигурой. Мальчик – мужественный, высокий. Если маленького роста, то ярко индивидуален, неповторим.
– Легко ли быть ректором театрального вуза, которому без малого двести лет ?
– Я работал в училище проректором по учебной и научной работе, так что, возглавив его шесть лет назад, Америку не открыл. Отягощают финансовые проблемы. Здание старое, памятник архитектуры, однако речь о реставрации не идет. Рельсы, балки железные ставлю, чтобы не разрушилось. Студентов кормим бесплатно, и живут они в приличных условиях. Помогают внебюджетные средства.
Что касается преподавательского состава, то актер и педагог – понятия зачастую несовместимые. Я помню, на мои приглашения начать преподавательскую деятельность замечательный актер Леонид Марков говорил: “Да как же, я же убью его ( студента), если буду объяснять, а он не то будет делать!” Это, конечно, шутки, но готовить актера не значит просто показывать ему театральные приемы. Нужно ведь вложить многое, чтобы человек зазвучал, раскрылся. Поэтому пробовали многие, но остались лучшие.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Комментарии