В Московском городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах прошел конкурс «Театральная осень». Театральные коллективы и талантливые школьники-артисты соревновались три дня, и эти дни стали торжеством театральной педагогики, которой занимаются педагоги в школах и дворцах творчества.
Надо сказать, что театральное движение в столице прибрело поистине массовый размах. Например, только в Центральном округе школьных театров более 86, а в целом по Москве (такое впечатление) общее количество театров и театральных коллективов никто пока подсчитать не может. Во всяком случае актовый зал Центра образования №1409 в дни проведения заседаний учительского клуба «Дети – театр – образование» оказывается набитым до отказа, а там почти 500 мест. Такой интерес к театральной педагогике, согласитесь, говорит о многом. Но в конкурсе «Театральная осень-2009» участвовали почти три десятка коллективов, что для большой педагогической Москвы явно маловато. Да и четырех членов жюри для оценки творчества коллективов тоже недостаточно. По условиям конкурса взрослые не должны были участвовать в спектаклях, но некоторые коллективы это правило не соблюдали – на сцену вместе со своими питомцами выходили в театральном действе и педагоги дополнительного образования. Вызывали большое сомнение и некоторые произведения, избранные педагогами для постановки, впрочем, проблемы детской драматургии сегодня чрезвычайно остры.
Скажу сразу, что для педагогов был отдельный импровизационный конкурс, и, надо отметить, что творчество наставников привело детей, сидящих в зале, буквально в экстаз – так хороши в творчестве были те, кто приобщает к творчеству своих питомцев. Кстати, обстановка на конкурсе была тоже творческой, несмотря на многочисленные организационные промахи, временные затяжки. Сергей Розов, хорошо известный в Москве по своей работе и в Российском молодежном театре, и теперь, в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества, вел конкурс и одновременно был членом жюри, хотя это, на мой взгляд, совмещать нельзя.
Я очень сожалела о том, что не увидела в зале представителей Московского института открытого образования – несомненных идеологов и лидеров по продвижению идеи театральной педагогики в Москве, что, согласитесь, весьма странно. (Не пригласили?) Конкурс ведь не дело одного Дворца, а общее дело. Не увидела я на конкурсе и все те лучшие театральные коллективы столицы, которые лидируют в окружных конкурсах, показывая удивительно творческие работы. Лауреатами конкурса «Театральная осень-2009» стали театральные коллективы:
– Театр-студия школы №1535 (руководитель Е.Крамчаткина),
– Театр-студия «Интересно» ЦДТ «На Стопани» (руководитель И.Некрасова),
– Театр-студия школы №1230 (руководитель Е.Аверчук),
– Театр-студия «Кукарямба» ЦДТ «Тушино» (руководитель И.Быковская),
– Театральная лаборатория «Маросейка» педагогического колледжа №7 (руководитель И.Егорова).
Дипломанты:
– Театр-студия «Улей» школы №45 (руководитель С.Захарова),
– Театр-студия «Филимон» школы №1497 (руководитель С.Чубокова),
– Театр-студия славяно-англо-американской школы «Марина» (руководитель Ж.Воробьева),
– Театр-студия НОУ «Ювенес» (руководитель И. Маслова),
– Театр-студия «Театр юных москвичей» (гр. «Фольклорный театр») ЦХО МГДД(Ю)Т (педагог О. Цыганова),
– Театр-студия «Театр юных москвичей» ЦХО МГДД(Ю)Т (педагог Т.Ронами),
– Театр-студия «Синяя птица» ДЮЦ ЮАО и школы №657 (руководитель Г.Фомина),
– Театр-студия «Балаганчик» ЦРДиЮ «Лефортово» (руководитель Н.Улемский),
– Театр-студия «Гид» школы №72 (руководитель А.Кошкин),
– Театр-студия «Паровоз» ЦХО МГДД(Ю)Т (руководители Н.Горшкова и А.Липко).
Особо жюри отметило и участников конкурса:
– Театр-студию «Три» ЦО №1089 «Коллаж» (руководитель С.Гришин),
– Театр-студию «Маг» ЦО №1488 (руковолитель Е. Декина),
– Театр-студию «Весна» ДДТ «На Таганке» (руководитель Л.Андреева),
– Театр-студию «Волшебное веретено» ДТ «Рублево» школы №1400 (руководитель Н.Аббасова),
– Театр «Пьеро» школы №1168 (руководитель Т.Сафонова),
– Театр-студию «Дети Диониса» школы №2025 (руководитель Т.Яковлева),
– Студию начального театрального развития ХЭП ДНТТМ (руководитель С.Мясников),
– Театр-студию «Пеларгония» ЦО №1694 (руководитель В.Бушуев),
– Эстрадно-драматическую студию «DREAM» ЦДТ ЮЗАО (руководитель Л.Сафарова).
Надо сказать, что в спектаклях, конечно, видны творческие ребята, но особенно их способности проявились в конкурсе актерского мастерства. На сцену вышли пятьдесят участников – по два от каждого театрального коллектива, им-то и предстояло побороться за звание лучшего. Сразу надо сказать (и Сергей Розов неоднократно об этом говорил), что четыре члена жюри, будь они суперзоркими и супернаблюдательными, не в состоянии сразу наблюдать за всеми исполнителями этюдов, хотя в них участвовали сначала десятки, а потом и восьмерки юных актеров. А именно этюды были предложены ребятам. Например, нужно было пройти по узкому карнизу или представить себе, что ты персонаж на Киевском вокзале. Актерские этюды показали, что юные исполнители не только талантливые люди, преуспевающие в творчестве, но еще и удивительные выдумщики. Они так показали сцены на Киевском вокзале, что в какой-то момент зрителям показалось, что они переместились на вокзал и даже слышат это знакомое: «Мы люди неместные…»
В конце концов жюри назвало имена пятерки самых лучших актеров «Театральной осени». Ими заслуженно стали:
– Алексей Любимов (славяно-англо-американская школа «Марина»),
– Екатерина Бакланова (школа №1230),
– Александр Кононец (школа № 1230),
– Анна Васильева (театр-студия «Кукарямба» ЦДТ «Тушино»),
– Антон Пай (школа №1535).
Необходимо отметить серьезный успех школы №1230, которая продемонстрировала высокий класс работы с учениками. Все-таки победа на конкурсе не только школьного театра-студии, но и сразу двух лучших юных актеров говорит о том, что деятельность системы дополнительного образования в этой школе весьма плодотворна.
Конкурс «Театральная осень-2009» закончился. Поведены итоги, вручены награды. Но, как мне кажется, проведение конкурса, как и его итоги, нуждаются в очень серьезном анализе. А лучшие работы – в показе широкой педагогической и родительской общественности. Вот с показом пока дела обстоят не лучшим образом. Поразительно, но представления о том, каково же на самом деле театральное движение в школьной Москве, какие есть удачи, проблемы, находки и сомнения, пока у общества нет, несмотря на попытки, предпринимаемые МИОО.
Тот же Сергей Казарновский, который охотно встречается с профессиональными театральными деятелями, до сих пор никак не может найти время для того, чтобы встретиться с коллегами-педагогами на заседаниях клуба «Дети – театр – образование», не говоря о том, чтобы показать какой-то спектакль, поставленный им и сыгранный учениками «Класс-центра». Как говорит Сергей Зиновьевич, они «заточены» под его супертрансформируемый зал. Педагоги его школы на заседания клуба ходят, мастер-классы ведут и просто участвуют, а Казарновский даже на открытие не вырвался, хотя не для себя же МИОО проводит эти заседания, а для всех педагогов Москвы, для того педагогического сообщества, в которое входит и директор «Класс-центра». Не приезжает в клуб и главный режиссер РАМТа Бородин, хотя именно в этот театр учителя водят своих учеников, и, казалось бы, уж у главрежа должна быть заинтересованность в таких встречах. Начиная с 1997 года Бородин встретился с учителями на городском уровне всего лишь раз, да и то сказал, что не умеет выступать перед детской публикой, и через 5 минут после открытия заседания клуба ушел. Сергей Викторович Розов возглавляет в РАМТе выездной педагогический отдел, а во Дворце – Театр юных москвичей. Но потрясающий инцидент произошел недавно: идеолог и руководитель фестиваля «Театральная осень» Сергей Розов отказался участвовать в заседании клуба на том основании, что «отказались дети, им запретили родители». А между тем встреча в клубе изначально планировалась под спектакль ТЮМа «Две стрелы» по просьбе того же Розова. Он предполагал вести дискуссию о работе профессиональных режиссеров с детскими коллективами. Поэтому в пару к спектаклю ТЮМа подбиралась подходящая работа, адресованная также старшим школьникам и поставленная профессионалом.
МИОО отказал в показе коллективам, у которых спектакли были адресованы младшим, на определенную тему ориентированы участники-зрители. Но, увы, все планы пришлось менять. Если театральная педагогика требует определенной этики, то этично ли поступил ТЮМ?
Все это нуждается в особом обсуждении, как и итоги «Театральной осени-2009».
Комментарии