Действующие лица:
Ученик (гость).
Ученица (гостья).
Царь Салтан.
Повариха.
Ткачиха.
Бабариха.
Царица.
Ведущий.
Кот ученый.
Золотая рыбка.
Золотой петушок.
Борис Годунов.
Балда.
Черномор.
А.С.Пушкин.
Исполнители вальса.
Ведущий: Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
Что за прелесть эти сказки.
Закрывайте ваши глазки
И представьте, что сейчас
Царь Салтан встречает вас!..
Салтан: Ой вы, гости-господа,
Вы откуда и куда?
Ладно ль за морем иль худо
И какое в свете чудо?
Ученики (гости): Мы даем тебе ответ.
Ты сидишь – не видишь свет.
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо!
Во дворе дворец стоит.
Он в округе знаменит.
Он квадратный, трехэтажный,
Очень вид имеет важный.
И дворец тот непременно
Посещают ежедневно
Много витязей прекрасных,
Также много девиц красных.
Есть название дворца –
Школой прозывается.
Салтан: Право, я дивлюся чуду,
Коли жив я только буду,
Тот дворец я посещу
И на чудо погляжу.
Ткачиха: И на что тебе глядеть,
Наш над╙жа, царь-отец?!
Ну и что, красивы дети…
Есть другое чудо в свете.
Есть одна у нас девица.
Правду молвить, молодица.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
Царица: “Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И мне зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
Салтан: Э! Так с зеркалом таким
Каждый станет молодым!
Ученики (гости): Кроме отроков, девиц
Во дворце том много лиц.
Лица те учебы для,
Их зовут учителя.
Каждого они обучат,
Уму-разуму научат:
Рисовать, читать, писать,
Вычитать и умножать…
И еще другим наукам.
В общем, жизнь идет без скуки.
Всяк учитель там – ученый,
Своим делом увлеченный.
Только вот его зарплата,
К сожаленью, маловата!
Салтан: Это чудо, так уж чудо!
Коли жив я только буду,
Я дворец тот посещу,
На ученых погляжу!
Повариха: И на что тебе глядеть.
Ты и сам же царь – поэт.
И заслуженный ученый,
У тебя диплом зеленый.
Хочешь – красный закажи,
Но в поездку не спеши.
Человека научить?!
Чуда тут не может быть.
Есть другой пример теперь:
Стал ученым дикий зверь.
Вы там грамотный народ,
А у нас ученый Кот!
Кот ученый: “У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью Кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка не ветвях сидит…”
Салтан: И там я был?..
Повариха:
И там ты был, и мед ты пил…
Салтан: У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел и Кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Ученики (гости):
У каждого дитя есть джинн.
А чаще даже не один.
Дитятко оберегают,
Кормят, холят, одевают.
Когда имеют доходы,
Деньги дают на расходы.
Подарочки покупают,
Успехов чаду желают.
Имеют кнут-пряник в руках,
Без него нельзя, ну никак.
Что детушки пожелают,
То джинны и исполняют.
Но это не учитель.
Имя джинна – Родитель.
Салтан:
Что за джинны! Вот так чудо!
Коли жив я только буду,
Школу ту я посещу
И у джина попрошу…
Бабариха: Что тут дивного, ну вот!
Кнут и пряник джинн дает,
Кормит, поит, одевает
И чего-то там желает…
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутится на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Рыбка, золотая вся!
Все желанья исполняет,
Счастлив, кто ее поймает!
Вспомни, батюшка наш царь,
Как царем-то сам ты стал?!
Салтан:
Мужиком простым ведь был,
Пока рыбку не словил.
Это чудо – так уж чудо,
Я вовеки не забуду!
Ученики (гости):
Много, царь, ты повидал,
Но такого не встречал:
Начинать все чтобы в срок,
В школе есть чудо-звонок.
Он сигналы подает,
Звонким голосом поет.
Время точно отсчитает,
Всех с урока отпускает!
А когда наступит срок,
Позовет всех на урок!
Время зря не пропадает,
С ним дворец тот процветает!
Салтан: Все ж поеду в школу ту,
Посмотрю на красоту!
И звоночек попрошу,
Хоть в руках, но подержу!
Ткачиха: Я вам дам такой совет:
В этом чуде чуда нет.
Кто нас этим удивит?
Ну и что, что он звенит,
Время точно отмеряет,
На урок всех созывает?
Правду ль бают или лгут,
Дива я не вижу тут.
Царство полнится молвой:
Петушок есть золотой,
Он не только время знает,
О врагах предупреждает!
Это диво – так уж диво;
Молвить можно справедливо.
Золотой петушок:
“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!”
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели…”
Салтан: Это грозный царь Салтан!
Им отпор врагам тем дан!
Ученики (гости):
Чем еще вас удивить?..
Салтан: Нету чуда, стало быть!
Значит, так, пойду опять
В почивальню почивать…
Ученики (гости):
Царь Салтан! Один момент!
За царя там президент.
Есть у него обычай,
Тебе он непривычный.
Не выходя из стен Кремля,
Поздравить может всех и вся…
Кричать ему не надо,
Для всех он будет рядом.
Радио, телеэкран
В помощь президенту дан.
Управляет всей страной.
Сам же с места ни ногой!
Салтан: Радио, телеэкран
В помощь президенту дан?..
Диво дивное б хотел
Перенесть я в свой удел.
Повариха: Ну, диковинка, ну, смех,
Что один поздравил всех.
В свете есть такие ль дива!
Вот идет молва правдива:
Как одним прекрасным днем
Царский шурин стал царем.
Он, конечно, заявил,
Что его народ просил
Шапку Мономаха взять,
Государством управлять.
Всех хотел он помирить,
Обуть, одеть и накормить,
Всех работой обеспечить,
Обездоленных приветить…
Это диво – так уж диво,
Молвить можно справедливо!
Борис Годунов:
“Достиг я высшей власти:
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастье нет моей душе…
Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной
Ни власть, ни жизнь меня
не веселят;
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать –
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто…едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою. –
Но если в ней единое пятно,
Единое случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда…ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть
нечиста”.
Салтан: Быль про этого царя
Где-то слышал уже я.
Поступили с ним сурово,
Не забыть мне Годунова.
Ученики (гости): В том дворце еще
закон,
Очень свято чтится он:
Делу – время, час – потехе!
С этой целью к дискотеке
После праведных трудов
Школьный люд всегда готов!
Что такое дискотека?!
Головы и ног утеха!
Пляшут даже на руках.
Музыка звучит в ушах.
И танцуют там везде –
В полумраке, темноте.
Салтан: Удивляюся я чуду;
Коли жив я только буду,
Дискотеку посещу,
В темноте той посижу!
Бабариха: Чем хотели удивить?!
В темноте танцуют, ить…
Да пляши хоть на ушах,
На одной иль двух ногах…
В свете есть иное диво;
Вот идет молва правдива.
Говорят, что танец есть,
Что не можно глаз отвесть.
Хоровод он затмевает,
Плясовую отметает,
Под ногами пол блестит,
В зале полный свет горит.
Все танцоры величавы,
Выступают будто павы…
В Вене танец сей рожден,
Вальсом там он наречен.
Ведущий читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Евгений Онегин”:
“…Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Обрадован музыки громом,
Оставя чашку чаю с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой”.
(Исполнение вальса).
Балда:
Здравствуй, царь – наш отец родной!
Салтан:
Здравствуй, Балда, подданный мой!
Чего ты так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Балда:
Да вот я вчера хотел найти себе
работу.
Такую, чтобы не в неволю была,
а в охоту…
Салтан:
Что ж, нужен мне, Балда, работник –
Повар, конюх и плотник.
Платить тебе буду столько,
Не будешь жить, Балда, горько.
Балда:
Кабы вчера предложил, так я
с радостью,
Сегодня мне работа без надобности.
Салтан:
Как же так, Балда, не пойму?
Что случилось и почему?
Балда:
Послушав твоего заморского гостя,
Я решил поехать во дворец
тот в гости,
Выучусь там, образованным стану,
Вернусь к тебе, коли в живых застану!
А ты сиди, слушай советниц сказки.
Нет воли своей, живешь по подсказке.
Салтан:
Балдушка. Погоди. Дай разобраться…
Может вместе поедем обучаться…
Что я? Царь или дитя?
Говорю вам не шутя.
Нынче ж еду!!!
Бабариха: От Балды нам только
горе.
Звать придется Черномора.
На наши головы позор.
Где ты? Где ты? Черномор!!!
Черномор: Знаю вашу горе-беду.
Отведу ее, отведу!
Больше всего на свете
Мне не нравятся дети!
Мне не нравятся их увлечения,
К знаниям и наукам стремления.
И Балде мы не можем позволить
Царя-батюшку в школу устроить.
Вдруг проявится царская воля,
Выйдет батюшка из-под контроля.
Не мешайте, я колдовать стану,
Наведу порчу, напущу дурману.
Пускай замрет все на бессрочный
срок!
(Заколдовывает всех участников представления).
Снять колдовство сможет только звонок,
Колокольчик от того звонка,
Пропади! На века! На века!
Тот сумеет всех расколдовать,
Кто загадку сможет отгадать.
“Что всех героев здесь
объединяет?”
Ученики (гости):
Конечно, автор, каждый его знает!!!
Когда играли в детстве мы в игрушки,
И сказки бабушка читала нам,
Мы имя Александр Сергеич Пушкин
За бабушкой читали по слогам.
На празднике появляется Пушкин. Он приносит колокольчик и вместе с ученицей-первоклассницей дает первый звонок учебного года. Чары злого волшебника Черномора исчезают, все участники представления оживают.
А.С.Пушкин:
“Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир
чужбина;
Отечество нам Царское Село”.
Друзья мои, хочется поздравить вас с наступившим новым учебным годом и пожелать, чтобы ваша школа стала для вас таким же родным домом, как для меня и моих друзей был и остался на всю жизнь Царскосельский лицей.
Михаил БЕЛОВ,
учитель истории 494-й школы
Санкт-Петербург
Комментарии