Театральная деятельность – это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой. Согласно принципам федерального государственного стандарта реализация образовательной программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка, особенно ребенка младшего дошкольного возраста, для которого игра пока что один из главных видов деятельности.
В театральном творчестве ребенок постоянно вовлекается в бурный поток разнообразной информации из самых разных областей человеческой жизни и окружающего мира, в том числе он получает первоначальные представления о театре и его специфике.
Театрализованная игра – это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, то есть она может носить репродуктивный характер. Творчество как таковое проявляется в том, что ребенок передает свои чувства в изображаемом действии, художественно передает замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует реквизит и предметы – заменители в игре.
Цель нашей работы: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность, а именно с помощью театра теней.
Для реализации поставленной цели выделены задачи:
– создавать условия для развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста, участвующих в театрализованной деятельности;
– обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов и совершенствовать артистические навыки;
– знакомить детей младшего возраста с различными видами театров, в том числе с театром теней;
– развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
В детских садах используют разные виды театра: настольный театр, стендовый, наручный, театр живой куклы и театр теней.
Однако театр теней не столь популярен для использования в детских садах, а в тематической литературе крайне мало соответствующей информации. А между тем данный вид театрализованной деятельности, на наш взгляд, очень актуален.
Во-первых, когда ребенок принимает участие в спектаклях и их подготовке, у него развиваются творческие способности, что особенно хорошо помогает тем детям, у которых имеются трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Во-вторых, участие детей в таких театральных постановках и подготовке к ним развивает мелкую моторику пальцев.
В-третьих, дети очень любят заниматься сочинительством, а здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками, выдумщиками и фантазерами. Более того, театр теней является хорошей профилактикой страха темноты у детей.
И наконец, изготовление театра теней не требует от педагога и родителей существенных денежных затрат или большого количества времени, все атрибуты для создания театра есть под рукой – это то, что зачастую называют «бросовый материал»: обрезки бумаги, фетра, ватные и деревянные палочки, любые имеющиеся в наличии краски/фломастеры, природный материал. Пример такого театра, созданного нами с детьми своими руками из подручных материалов, размещен в приложении.
Дошкольники, особенно младшего возраста, очень любят смотреть спектакли, такой вид подачи информации нагляден, а значит, для них он понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: Смешариков, Лунтика, Барбоскиных, Фиксиков и др. Детей неизменно приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям, другими словами, оживают.
Условность театра очень близка и понятна детям, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому они так позитивно включаются в магию происходящего: отвечают на вопросы персонажей и помогают им, предупреждают об опасности, выкрикивают советы, иногда возмущаются, если происходящее кажется им несправедливым. Необычность театрального зрелища захватывает их и переносит в фантастический мир, приносит радость и вызывает непередаваемый восторг.
Однако важно рассматривать театр не только как развлекательное мероприятие, но и транслировать детям через демонстрируемые спектакли и инсценировки примеры дружбы, честности, трудолюбия, доброты, гуманности, бережного отношения к живой и неживой природе, окружающим людям. Именно в раннем возрасте у детей формируются характер, интересы, отношение к окружающему миру, появляются элементарные личностные установки.
Отметим также, что помимо развития творческих способностей театральная деятельность помогает детям приобрести и развить в себе много полезного, а именно:
– театр помогает детям формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу:
– театр позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость;
– в результате переживаний, возникающих при просмотре спектакля или участии в нем, у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления, развиваются и тренируются память, мышление, фантазия, появляется выразительность речи и движений, пополняется словарь, активизируется воображение;
– театр также позволяет расширить кругозор детей, ведь в процессе театральных действий они находятся в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое. Под влиянием положительных эмоций у детей появляется интерес, а благодаря ему все увиденное и услышанное в театре будет с легкостью усваиваться и надолго запоминаться.
Проясним, что же необходимо, чтобы организовать теневой театр в группе детей младшего дошкольного возраста:
- Выбирая материал для театральной инсценировки, педагогу нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, важно не только грамотно организовать совместную деятельность детей, но и по необходимости осуществить индивидуальный подход к детям, имеющим сложности в общении, речи, движении.
- Готовясь к театральному выступлению, педагогу необходимо провести с детьми подготовительную работу, это могут быть чтение художественной литературы по выбранной тематике, просмотр мультфильмов, презентаций, фото и картинок, тематические беседы, рисование, лепка, а также подбор материалов для создания атрибутов.
- Создание декораций и атрибутов – это самое интересное в процессе подготовки к будущему шедевру, поэтому на данном этапе к работе над декорациями и атрибутами необходимо приобщить детей, наш опыт показал, что они с удовольствием выполняют поручения воспитателя по созданию персонажей, и пусть это были простые задачи, но в итоге при просмотре театральной сценки дети выражали явный восторг от увиденного еще и оттого, что сами были причастны к созданию героев. Материал для создания театра, как уже говорилось, мы использовали бросовый.
- К созданию теневого театра необходимо привлечь и родителей воспитанников, а также их законных представителей. Наш опыт показал, что родители охотно идут навстречу педагогу, и в создании нашего театра теней, который вы можете увидеть в приложении, родители принимали активное участие.
Основываясь на своем опыте, можем рекомендовать для первых театральных постановок с детьми младшего дошкольного возраста самые простые сюжеты, двигаться от простого к сложному. Репертуар необходимо подбирать, исходя из особенностей теневого театра. Это главным образом произведения с разными героями, чьи силуэты хорошо видны и узнаваемы: люди, звери, птицы, деревья.
В заключение отметим, театр теней для детей младшего дошкольного возраста – это не просто деятельность согласно плану, это останется для них ярким воспоминанием, ощущением причастности к театральному действу, а также радостным впечатлением от праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном и волшебном мире театра.
Наталья ГУСАРОВА, воспитатель школы №853
Комментарии