Мы едем в одну из школ Дальнеконстантиновского района на спектакль театра, который создала заведующая кафедрой психологии Нижегородского института развития образования Елена Еделева. Это необычный спектакль. Он предлагает определенные ситуации, связанные одной темой, а вот решение, как поступить, нужно выбрать зрителю. Сегодня «играем» на тему наркотиков.
2004 году президент страны объявил наркоманию сложнейшей проблемой, представляющей угрозу национальной безопасности России. С тех пор одна из задач Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков – профилактика наркомании. Причем специалисты ищут формы активного воздействия на тех, кто еще не влился в ряды наркозависимых. Исследования ученых подтверждают, что информация, подаваемая на лекциях, телевидении, в буклетах, почти не затрагивает ум и чувства нынешних тинейджеров.
С Еленой Еделевой специалисты нижегородской службы наркоконтроля впервые встретились в 2005 году. К тому времени форум-театр существовал уже четыре года. Свою работу психологи начинали с ситуаций о взаимоотношениях детей и родителей, учеников и учителей. Потом был опыт постановок о раннем материнстве, о брошенных детях, как противостоять курению, алкоголизму, наркотикам.
Интерактивный театр, который предлагает Еделева, специалисты по наркоконтролю считают самой эффективной формой воздействия на подростков. Именно в ней сочетаются психопрофилактика и воспитательные моменты, чего как раз и не хватает нынешней молодежи из-за недостатка общения в семье.
Долой скептиков!
Здесь все как у Шекспира. Реальные ситуации из жизни переносятся в спектакль, а актерами становятся психологи, задающие проблему, и сами зрители. Действие развивается по нарастающей, втягивая все новых и новых персонажей, закручивая порой неожиданные повороты вокруг поднятой темы. Вот только нет заученных реплик, потому что развитие ситуации непредсказуемо, так же как и ее решение. И первоначально скептическое отношение к происходящему на сценической площадке постепенно сменяется заинтересованностью. Как это происходит, не замечаешь и сам, потому что услышанное не может оставить равнодушным, потому что сам начинаешь проговаривать слова, которые сказал бы в жизни. И тогда начинаешь по-другому воспринимать первые слова ведущего: «История, которую мы сейчас покажем, могла бы случиться с каждым из вас». Здесь взрослые люди играют роли школьников, а старшеклассники пытаются «влезть в шкуру» мамы, учителя, директора, соседки, чтобы озвучить их позицию. И тогда для юных максималистов становится очевидным, что не всегда в жизни срабатывает эффект волшебной палочки, дескать, я скажу, что принимать наркотики – это плохо, все послушаются меня и не будут этим заниматься. А вот где и как найти те слова, которые бы убедили моего собеседника сделать правильный выбор? И каким окажется этот выбор, сделанный моим другом или одноклассником? А как я поступлю, если выбор близкого мне человека будет неверным? Смогу ли я сказать «Нет!», когда это нужно сделать? Этих вопросов, так же как и выборов, бесконечное количество, но каждый из нас выбирает всегда сам. Нет, здесь не ищут готовых ответов. Форум-театр предлагает примерить любую встречающуюся в нашей жизни ситуацию на себя и словно подготовить свое «я» к ее восприятию в реальности, если таковая случится. «Спектакль сам не меняет детей в корне, но в том случае, когда есть возможность поговорить о чувствах, о том, что ты на самом деле переживаешь, – это очень хороший опыт для человека, особенно юного, – говорит Елена Еделева. – Любой спектакль показателен и для нас, взрослых. В поведении детей мы часто видим себя как в зеркале, и от этого даже грустно становится. Это показатель нынешнего времени – родители не говорят детям, что любят их, и мало смотрят им в глаза. И самое главное (замечаем это уже не в одном спектакле), что мы не можем сказать о своих чувствах – то ли не умеем, то ли не хотим, а может, и не знаем, как это делается. Но этому можно научить. Ведь учимся же мы, даже когда играем в дочки-матери».
Правда жизни
В Дальнеконстантиновскую школу форум-театр пригласили, чтобы показать педагогам методическую новинку, и для… профилактики. Хотя трудно представить, что в этом сельском, достаточно удаленном от «благ цивилизации» (я имею в виду наркотики) районе есть возможность для разгула наркомании. Но при анонимном анкетировании около трех десятков человек написали, что употребляют наркотики. Возможно, это бравада, свойственная тем, кто хочет показать свою «крутизну», а может, и правда, задумались в районном отделе образования. Тем более что в Дальнем Константинове нет детского нарколога, и ситуацию невозможно отследить официально. На спектакль форум-театра пригласили не только школьников-активистов из окрестных школ, но и тех, кто входит в группу риска, стоящих на учете в милиции, – детдомовцев, воспитанников коррекционной школы-интерната. «Вначале равнодушие, а потом лица менялись, становились задумчивыми. Может, даже думали, а что они ответили бы. Поэтому не зря мы пригласили и таких ребят», – поделилась после спектакля своими наблюдениями инициатор этой встречи Светлана Волкова.
Психологи образовательных учреждений Дальнеконстантиновского района заинтересовались предложенной методикой. Впрочем, этот интерес всегда возникает после конференций и съездов, где выступает форум-театр. Курс обучения методике рассчитан на три недели. «Надо не только раскрепоститься актерски, – поясняет Елена Еделева, – очень важно, чтобы в спектакле не было никаких осуждений выходящих героев, чтобы не давать оценку, а этому тоже надо учиться. Надо уметь сразу включаться, импровизировать, а это тоже не сразу получается. Главное в нашем театре – мы не хотим показывать идеальных ситуаций, ведь их не бывает в жизни.
Сама Елена Гурьевна внутренне уже избавилась от поучений и не так волнуется, когда выходит на сцену. Хотя и для нее, и для ее коллег по интерактивному театру – а это действующие психологи из школ Нижнего Новгорода и студенты психологических факультетов вузов, в том числе и педагогических, – каждый спектакль, как в первый раз. И эмоциональные переживания иногда настолько сильны, что не сдержать слез. Так было и в одной из колоний для несовершеннолетних, когда мальчик-осужденный расплакался прямо на сцене. «Ему надо было показать встречу с мамой, а она у нас по сценарию была алкоголичкой. И вот она его отвергает, а он ее обнимает: «Мама, я вернулся, я тебя буду любить, я тебе помогу!» Заплакал и он, заплакали и все остальные, потому что каждый из ребят подумал, что и с ним это может произойти. Но слезы были и у психологов колонии, оттого, что они знают всех этих детей и понимают, что при возвращении домой такая проблема ждет многих из них, потому что они никому не нужны».
«Каждый выбирает по себе…» Эта песня звучит в начале спектакля. Она словно предопределяет дальнейшее: «Все мы делаем свой выбор сами, и дальнейшее зависит от нас».
с. Дальнее Константиново, Нижегородская область
Комментарии