search
main
0

Театр одного торшера

За время своей работы в школе я преподавала русский язык детям самого разного возраста. Могу сказать с уверенностью, что и шестилетки, и пятиклассники, и ученики 11-го класса с большим интересом участвуют в лингвистических играх. Такие занятия повышают интерес к изучению языка и уровень грамотности, расширяют кругозор, улучшают память.

Работа со словом на уроке – сложный процесс; на мой взгляд, он не должен быть узконаправленным, гораздо эффективнее сочетать его с другими видами творческой деятельности. Так, изучая при помощи игры с детьми шестилетнего возраста слова, которыми они не пользовались обычно в повседневной речи (такие, как «вигвам», «торшер»), я обнаружила, что малыши быстрее запоминают новые слова, если дополнительно использовать элемент театрализации, создания зрительного образа. С маленькими детьми мы даже ставили школьный мини-спектакль на основе русских пословиц и поговорок. Таким естественным образом наше творчество постепенно перешло и во внеклассную работу.

Очень широко можно использовать сочетание лингвистических игр и творческих сочинений в среднем звене школы, поскольку именно в этот период активно изучаются основные правила орфографии. Пример из моей практики: изучая правописание «и» и «ы» после «ц», дети придумывают рассказ, используя максимальное количество слов с этой орфограммой. Или такой вариант: я даю ученикам несколько словарных слов, не связанных по смыслу между собой, а они должны связать их в одном предложении. С этими же словарными словами можно составлять ребусы, кроссворды.

Сейчас я работаю в лицее, где учатся подростки с 8-го по 11-й класс. На своих уроках стараюсь использовать лингвистические игры, наибольшей популярностью среди моих учеников пользуются тематические кроссворды, ребусы, шарады. Эта творческая работа также не является узконаправленной и не замыкается в рамках классных занятий. Я веду в лицее клуб журналистики, мы регулярно издаем газету и журнал, в которых обязательно отводится место занимательному языковедению. Многие старшеклассники – не всегда это члены клуба журналистики – самостоятельно сочиняют кроссворды, ребусы, причем на определенную заданную тему, так как обычно номер газеты посвящен конкретному событию, например Дню учителя. Интересен опыт проведения конкурсов редакцией нашей лицейской газеты. По итогам конкурса присуждается приз тому, кто первым решит сложный кроссворд, или же на страницах газеты публикуется… лучшее домашнее задание! Дело в том, что кроссворд – расширенный, сложный, скажем, по изучаемым словарным словам – может стать домашним заданием по предмету «Русский язык» для всего класса. Наиболее интересный и, конечно, безукоризненно грамотный кроссворд может быть опубликован в газете с указанием имени автора. Но и труд остальных учеников не пропадает даром и дает свои ощутимые результаты! Старшеклассники часто работают у меня на уроках в парах. Они очень любят проверять друг у друга домашние задания. При такой проверке в кроссвордах, составленных самостоятельно дома, сразу выявляются ошибки, а общее обсуждение в классе помогает устранить пробелы в знаниях. Лингвистические игры – это эффективный способ воспитать детей с нестандартным мышлением, а я таких учеников очень люблю!

Елена ДЕЛЬ, преподаватель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения «Лицей-Интернат», Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте