Самарскому фестивалю “Золотая репка” уже восемь лет. Его идеолог и создатель – Сергей Соколов, директор театра “СамАрт”, бывшего ТЮЗа города Куйбышева. Первый фестиваль возник достаточно спонтанно, у него не было даже названия, только идея – объединить, спасти театры для детей. Со временем появилось имя “Золотая репка”, размах (в ушедшем году приезжало более 15 театральных коллективов из разных городов России) и финансовая поддержка. И только один вопрос остается не решенным до сих пор: “Каким должен быть театр для подростков?”.
В театре одна беда: мы детей не считаем людьми, – сказал народный артист России, профессор Зиновий Корогодский. – Когда я ставлю спектакль, я играю, как малое дитя, и получаю от этой игры удовольствие. Идеального театра для детей представить себе нельзя, потому что театр не может быть идеальным – он разнообразен. Каждый возраст по-своему воспринимает спектакль. Все страхи взрослых, что дети что-то не поймут или поймут неправильно или им будет неинтересно, – ложные страхи. Сегодня детский театр перестает быть “узкоадресным”. Многие годы он был как бы формой внешкольной работы, а сейчас это факт культурного, духовного воспитания поколения.
Немало споров на театральных “посиделках” возникало вокруг определяющей темы для любого театра – репертуара. Казалось бы, чтобы понравиться современному подростку, не надо сильно напрягаться: незамысловатый сюжет, пошловатые шуточки и псевдоволнительная тема наркомании могут обеспечить успех театру на раз-два. Но это только казалось бы. Потому что рассказывать нынешнему поколению о нем же самом просто бессмысленно: оно это сделает само во сто раз лучше взрослых. Так же как бессмысленно пытаться научиться говорить на их языке: получается фальшиво и наигранно. Наверное, поэтому современные пьесы, представленные на последнем фестивале, – “Сто пудов любви” В.Леванова, “Не про говоренное” М.Покрасса и другие – оказались не востребованными зрителем.
И совершенно обратная реакция шла на чеховскую “Каштанку” (Екатеринбург), на спектакль “Панночка” Н.Садур (Ярославль), “Короля-Оленя” Гоцци (Москва), “Мамашу Кураж” Брехта (Самара). Никто из критиков не назвал эти спектакли легкими, более того детскими. В них много философии, параллелей, уровней понимания, но именно эти спектакли оказались интересны зрителю. Почему? Ответ очевиден: здесь нет “искусственных” тем. Здесь просто жизнь, которую не надо адаптировать к восприятию ребенка. Ведь реальная жизнь не становится мягче к человеку только потому, что он ребенок.
Однако если бы все было так просто, наверное, театры для подростков давно бы уже были самыми популярными в стране. Но даже хорошее, не побоюсь этого слова, вечное произведение можно испортить неудачной попыткой “осовременить” его, как это сделал воронежский ТЮЗ. Самое смешное, что более современного классика, чем Мольер, надо еще поискать. Воронежцы, видимо, посчитали иначе и превратили “Плутни Скапена” в нечто сверхактуальное, получилась маловразумительная “смесь французского с нижегородским”. И это вторая беда сегодняшних театров для детей и юношества – сценическое прочтение, воплощение художественного материала.
Мнения участников фестиваля о том, каким будет детский и подростковый театр через несколько лет, расходились диаметрально. И все были согласны только с тем, что детский театр сможет выжить, если поймет своего зрителя.
Наталья УШАКОВА
Самара
Комментарии