Давайте попробуем ответить на простые вопросы: «Умеете ли вы читать? А понимать прочитанное? А сопереживать героям?».
Вот как думает среднестатистический учитель литературы: «Целостное восприятие школьником художественного произведения начинается с чтения (ознакомительного, просмотрового, выразительного, вдумчивого, творческого) как одного из важнейших этапов на пути к эмоционально-художественному восприятию. Это способствует пробуждению интереса к книге, накоплению впечатлений от окружающей жизни, чтобы затем перейти к анализу художественного произведения (понимание позиции автора, темы, основных художественных образов), далее – к коллективному или самостоятельному постижению художественной идеи и, наконец, к созданию собственной читательской интерпретации и итоговой творческой работе (пересказу, изложению и сочинению разных жанров)». Эти постулаты классической педагогики, безусловно, верны. Но как за 45 минут дать ребенку опыт эмоционального переживания? Как открыть в его душе мир творчества? Как сделать так, чтобы он услышал сердцем музыку П.И.Чайковского, научился понимать движения в балете-феерии? Здесь не обойтись без спектаклей, и в особенности без Московского государственного академического детского театра имени Н.И.Сац. Режиссер, педагог, театральный деятель Н.И.Сац еще в 30-е годы прошлого века завоевала признание как режиссер оперных постановок для детей не только в СССР, но и за рубежом. Она искренне считала, что только в контакте с музыкой, литературой, театром личность маленького человека формируется полноценной, многогранно развитой, сложно устроенной.Давайте и мы оставим строгие классные кабинеты школы и совершим удивительное путешествие по стране театральных чудес, куда приглашает нас творческий коллектив театра.Кто сказал, что театр начинается с вешалки? Театр начинается с необычного архитектурного пространства, гармонично вписывающегося в городскую среду: еще издалека всех приветствует синяя птица на золотой арфе и видны чудесные барельефы со сказочными персонажами. У нас есть минута, чтобы окинуть взглядом удивительное строение архитектора А.А.Великанова, спроектировавшего здание театра вместе с Н.И.Сац, которая хотела, чтобы ребенок сразу ощутил необычную атмосферу единственного в России детского музыкального театра. И вот мы открываем дверь, украшенную затейливой золотой резьбой, и попадаем в просторный холл, где много стекла и света, а по бокам зеркала причудливой формы с разноцветной мозаикой, напоминающей башенки из сказки Г.Х.Андерсена.Каждый уголок театра дышит жизнью: вот на воздушном мостике второго этажа, уставленного живыми цветами, зрителей встречают сказочные герои в ярких костюмах, а вот бронзовый мишка с золотым носом – хранитель детских желаний. Чуть подальше удобные диваны, на которых можно помечтать и послушать мини-оперы для малышей, – это работает новая площадка «Театр в фойе». Если ты захочешь продолжить путешествие, то попадешь в зимний сад, где, кроме невероятно пышного и зеленого зимнего сада (цветы сохранили здесь даже в непростые 90-е), есть театральная тумба с афишами. А по пути сможешь увидеть выставку детских рисунков и удивиться глубине того самого психологического анализа произведения, душевного состояния героев, композиции, языка поступков. При этом юные зрители становятся участниками психологического мира балета или оперы, активно сопереживают героям, свободно творят, создавая бесконечность вариантов интерпретации, а после просмотра балета или прослушивания оперы через цветовой эпитет выражают цветом свое настроение и понимание конфликта произведения, наслаждаясь творчеством и ощущая красоту мира. В этой связи нельзя недооценивать итоговую часть посещения театра – последействие, когда проводится организованная выставка и маленькие зрители защищают идею своих рисунков, развивая при этом навык восприятия и оценочного суждения, способность эстетического видения, или викторина, которую проводят работники педагогической части. Да-да, все как в классической педагогике, но не на отметку, а по душевному влечению… А еще есть фантастически красивый зал Палеха, где можно послушать игру детей на музыкальных инструментах в рамках проекта «Дети – детям». А под самым куполом театра – чудесная зала, где за ажурными стенами живут настоящие птицы… В этом театре много чудес!Самое интересное, что Московский государственный академический детский театр имени Н.И.Сац. не нуждается в рекламе. Проделанная им только за последние несколько месяцев работа уже достойна восхищения. Недавно поставленная опера «Упражнения и танцы Гвидо» на музыку В.Мартынова стала лауреатом национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Событие». Спектакль «Игра о Душе и Теле» Эмилио де Кавальери – номинант «Золотой маски». А спектакль «Гадкий утенок» по опере М.Броннера в постановке Г.Исаакяна получил премию «Звезда театрала» по результатам зрительского голосования. И наконец, в театре не сходит со сцены опера-сказка «Дюймовочка» – спектакль-долгожитель, сыгранный в этом сезоне в 450-й раз. И дело не только в премиях (хотя они и есть результат упорного титанического труда), но и в самом духе театра, который выражает все: от актеров, музыкантов, работников сцены до режиссеров. Это их творческое кредо, это та основа театральной педагогики, которой так не хватает современной школе: «Театр – это чудо, и ты сможешь наконец увидеть и понять, как чудо рождается и приходит в твой мир». Кто лучше героев балета «Золушка» на музыку С.С.Прокофьева и «Щелкунчик» на музыку П.И.Чайковского расскажет маленьким зрителям о нравственных ценностях и удивит, как, например, детектив-балет «Шерлок Холмс» Г.Генделя и Ф.Шуберта? А оперы для самых маленьких: «Мойдодыр», «Кошкин дом», «Теремок»? Они еще раз напомнят о том, что такое хорошо, что такое плохо, и без нравоучений расскажут о дружбе, взаимовыручке и эгоизме. А совсем недавно был поставлен футуристический балет на музыку Р.Глиэра «Аэлита» – главная космическая премьера Москвы. Там тоже есть над чем подумать… Театр продолжает развиваться и смотрит в будущее с оптимизмом и творческим задором. Совсем скоро зрители увидят и оперу «Сказка про царя Гороха и его прекрасных дочерей» – современную игру в фольклор, оперу «Гензель и Гретель» – веселый хоррор для детей младшего возраста, и балет с 3D-анимацией «Путешествие Гулливера в стране великанов и лилипутов». …Не секрет, что в век информационных технологий время несется все быстрее и учитель уже давно не играет роль главного передатчика информации. Его основная задача – «научить управлять потоком информации», поскольку «от человека XXI века требуется умение быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно использовать необходимые знания». Но почему-то именно сегодня мы, по мнению режиссера Г.Исаакяна, «так безумно пытаемся прикоснуться хотя бы на секунду к музыке, литературе, где еще остались следы вечности»… Без сомнения, включение театра в процесс преподавания поможет школьникам услышать выразительность, увидеть многоцветность, почувствовать неисчерпаемое богатство мировой и отечественной культуры и понять, как она соотносится с языком и мышлением. И только так театр, музыка и танцы откроют нам путь к гармонии и красоте, позволят прикоснуться к вечности. Возможно, в скором будущем появится новый проект московского образования – «Урок в театре».И тогда простые вопросы: «Умеете ли вы читать? А понимать прочитанное? А сопереживать героям?» будут вызывать эмоциональные переживания и открывать человеку путь в театр – чудо, которое будет жить в душе каждого.Лариса КАЛУГОВА,учитель русского языка школы №1995
Комментарии