search
main
0

Театр, где можно сидеть на полу. Этот вечно молодой «СамАрт»

Здесь нет привычных для любого детского театра атрибутов – фотографий любимых актеров, красочных макетов декораций и нарисованных сказочных персонажей. Обстановка здесь строга и, в общем, невыразительна: темные занавеси в вестибюле и зрительном зале, казалось бы, не предназначены создавать интерьер детского театра. В этом театре, честно говоря, нет даже занавеса и обычного зрительного зала. Да и здание получено в наследство от бывшего кинотеатра. Тем не менее это самый «продвинутый» театр Самары, театр юного зрителя «СамАрт». Ему в декабре 2005 года стукнуло целых 75 лет. Именно столько времени он радует своих зрителей, юных и не очень, интересными спектаклями, удивительными находками, необычными задумками.

Каждая постановка – событие, и не потому, что наша провинциальная Самара испытывает событийный голод, а потому, что любой спектакль «СамАрта» свеж и нетривиален.

В репертуаре «СамАрта» – спектакли по классическим и современным произведениям, многие, казалось бы, совершенно не детские: «На дне» М.Горького и «Доктор Чехов и другие» (по произведениям Чехова), «Эй ты, здравствуй!» и «Очень простая история» М.Ладо, «Мамаша Кураж» Брехта и «Поминальная молитва» Горина, «Вино из одуванчиков» Брэдбери и «Василий Теркин» Твардовского. Жанровое определение многих спектаклей поражает: например, «Вино из одуванчиков» – мюзикл. Как это возможно? Возможно и очень интересно, потому что во многих спектаклях участвует уникальная труппа театра, присутствие которой и обеспечивает успех любой невозможной на первый взгляд театральной авантюры.

Трудно представить, что ребенок сам по себе пойдет в храм искусства. Чтобы он полюбил театр, надо, чтобы ему сначала объяснили, «с чем его едят», заинтересовали театральным зрелищем. А если театр не любят родители, то и дети чаще всего тоже не испытывают к нему горячих чувств. К сожалению, современные родители ходят в театр вместе с детьми очень редко.

Чем сейчас театр может заинтересовать детскую аудиторию? Явно не феерическим зрелищем и эффектами. В театр мы ходим, чтобы чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать. Театральное зрелище должно трогать душу, задевать тайные струны детского сердца. Многие дети не умеют сочувствовать и сопереживать, считают взрослые, а театр может им в этом помочь. Одним словом, надо, чтобы в детском спектакле было что посмотреть и о чем переживать. С другой стороны, зрителю-ребенку трудно усидеть на месте 2-3 часа, ему надо и подвигаться, и поделиться впечатлениями с соседом… Сейчас должно быть больше мобильных спектаклей и интерактивных постановок, куда включались бы и зрители, считают в «СамАрте», ведь современный юный зритель необычайно активен.

Вот и новый спектакль «Счастливый Ганс», юмористическое повествование о жадности и бескорыстии, созданный по пьесе М.Бартенева, задумывался так, что показать его можно на любой полянке, в любом парке на лужайке. Правда, посмотреть его смогут всего 50-60 зрителей, но зато в такой камерной обстановке рождается особая атмосфера. Признаться, сначала немного шокирует, что вместо мягких удобных кресел зрители усаживаются… на полу, но зато свобода – необыкновенная! Можно и на другое место переползти, если не видно, и вопрос задать простоватому Гансу, и напомнить считалку незадачливому Хозяину. У маленького зрителя возникает ощущение, что без него ничего толком и не произойдет. Беда только в том, что по-настоящему детских спектаклей, таких как «Счастливый Ганс», в современном детском театре очень не хватает.

Помогают «СамАрту» увлекать молодое поколение театром многие самарские школы. Можно заинтересовать детей театром, создав в школе самодеятельный театр, советуют учителя. Если подросток сам играет на сцене, ему становится интересно посмотреть, как это делают другие. И еще игра в школьном театре – это возможность развиться самому, искусство учит трепетнее и тоньше относиться к окружающему миру, оттачивает душу.

Во многих самарских школах проходят свои «Театральные весны», есть и интересные актерские работы. Конечно, большинство ребят, играющих в школьных театрах, никогда не станут профессиональными актерами, это не цель, зато многие из них полюбили театр. Аня Абрамова, актриса школьного театра, признается: «Я никогда не думала, что работа на сцене так выматывает, что она так тяжела. Но, только начав играть на школьной сцене, я стала ходить в театр».

Несколько лет назад самарский театр выступил инициатором создания международного фестиваля детских и юношеских театров «Золотая репка», который теперь проходит в Самаре. И гастролей у театра достаточно: в разное время «СамАрт» выезжал в Германию, Нидерланды, на Кубу, в Японию, Францию, Англию, Корею. И наш русский Гамлет в исполнении Юрия Землякова в начале 90-х годов произвел на англичан большее впечатление, чем их собственный.

Везде театры разваливаются, а у нас строится новое помещение для театра, причем впервые за все время существования театров в Самаре радуется труппа театра. Конечно, не все гладко, проблемы и были, и есть. Бывали у театра и плохие времена, когда он стоял на грани закрытия. Сейчас самая большая проблема «СамАрта» – отсутствие главного режиссера. В провинцию режиссеров не заманишь. Пока театр успешно сотрудничает с приезжими режиссерами, не обделяет его своим вниманием и Адольф Шапиро, народный артист Латвии, под руководством которого были созданы многие знаменитые спектакли. Радует, правда, что в «СамАрте» много молодых артистов, в среде которых, может быть, со временем и появится будущий главный режиссер театра. Но, несмотря ни на что, каждый вечер «СамАрт» наполняют жадные до впечатлений зрители любого возраста, для которых театр всегда будет территорией их детства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте