search
main
0

Театр “Бум” и все-все-все…

Директор кемеровского лицея N 89 Татьяна Васильевна Зенова вела меня в школьный театр моды:
– Театр “Бум” – это просто бумага. Хотите посмотреть нашу новую коллекцию?
Все-таки это были не модели, демонстрирующие костюмы, – артисты, играющие мини-спектакль. “Тайна”, “Асимметрия”, “Любовь” звучали в пластичности, легкости движений, желании создать свой неповторимый образ. Невероятно, но все эти костюмы “сшиты” из бумаги.
– Бумагу давно используют как художественный материал с хорошими пластическими способностями. Причем различные ее сорта и типы обладают разными свойствами, – рассказывала художественный руководитель театра, учитель изо Татьяна Ивановна Трюханова. – Этим и пользуемся мы с детьми, задумывая свои характерные произведения. На мой взгляд, это новая ступень в бумажном моделировании.
Мы шли дальше по коридору и попадали из мира музыки и танца в шумную, галдящую аудиторию.
– А, – махнула рукой Надежда Павловна Осипова, заместитель директора по воспитательной работе, – это заседание нашей ФСК идет.
– Чего-чего? – не поняла я. – Самоуправляемая федерация суверенных классов – это организация детей-подростков, которая копирует государственную систему, переносит ее в собственное государство – гимназию.
Ну да, все, как в жизни: этот союз классов-“республик”, сохраняющих определенную самостоятельность, независимость в своих внутренних делах. Президент ФСК Екатерина Петухова, не торопясь, с достоинством поясняла, что некий гражданин нарушил закон о вандализме, отняв и сломав соседский фломастер. Его ждет суд чести. И теперь обсуждается мера наказания. Какая? Публичное извинение или возмещение ущерба.
Педагогический смысл школьного законодательства заключается в накоплении опыта демократического поведения у детей. Ребята, конечно, понимают, что это игра, но игра – всерьез.
Как говорит Екатерина Петухова: “Здесь мы разрабатываем лидерские качества, необходимые, чтобы добиться успеха в жизни”.
Потом попали на ученый совет школьной академии наук. “У нас в лицее профильное обучение, – объясняет Людмила Александровна Бордзун, заместитель директора по научно-методической работе. – В преподавании профильных предметов принимают участие сотрудники вузов. Приоритет профильности углубленного изучения закрепляется введением в учебный план практикумов по физике, математике, химии, биологии и предметам культурологического цикла.
В нашем научно-исследовательском обществе “Школьная Академия наук” каждый ученик в течение года работает по индивидуальной теме исследования, о результатах которого докладывает на школьной научно-практической конференции “Первый опыт”. Преобладающими на этой ступени становятся вузовские формы организации учебных занятий: лекции, семинары, зачеты, лабораторные и практические занятия.
Еще один воспитательный центр – “Ассоциация юных любителей искусства”, куда входят все без исключения гимназисты 10-11-го классов.
Приобщение к мировой сокровищнице художественной культуры идет на уроках мировой художественной культуры, занятиях музыкой, изо, спецкурсах по культуре и литературе, на уроках бального танца.
После школы члены АЮЛИ разбегаются кто куда. Одни – в театр, причем самые заядлые театралы вот уже несколько лет изучают репертуар Новосибирского театра оперы и балета. Другие – в клуб любителей театра, третьи – постоянные посетители музея изобразительного искусства и всех выставок.
…С каждой новой встречей становилось понятно: недаром родители так стремятся устроить ребенка в этот лицей, чьи воспитанники постоянно завоевывают призовые места на различных всероссийских и международных конференциях и конкурсах.
Нет вопроса, почему сами подростки рвутся сюда – это не просто школа, дающая качественную учебную подготовку, но и настоящий клуб по интересам. Не случайно воспитательная система, созданная в лицее, отмечена на всероссийском конкурсе воспитательных систем.
Системообразующими формами организации ВС, которые обеспечивают эффект соединения людей по интересам, деятельности, ориентирам, стали воспитательные центры. Среди них и школа славянской культуры, школьная картинная галерея, центр художественно-прикладного творчества, музей, библиотека, спортивно-оздоровительный комплекс, пришкольный участок, ФСК – школа демократической культуры…
А также тематические программы: “Память”, “Мир красотой спасется”, “Я живу среди людей”, “Здоровье”, “Каникулы”. Каждая из них “наполнена” различными творческими делами.
Внутренняя среда – то жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов школьного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения.
В лицее важно все. Воспитательным потенциалом обладают и учебный материал, и внешний вид учителей и школьников, и дизайн кабинетов, коридоров, административных помещений. Обстановка облагораживает мир ребенка.
Пространственная среда лицея – это актовый зал, 2 спортивных и тренажерных, лыжная база, сауна, кабинет народного творчества, класс хореографии, картинная галерея, комната ФСК, музей, библиотека, кабинет психологической разгрузки, конференц-зал, пришкольный участок с аллеей ветеранов и мемориальной плитой 2-й гвардейской армии, спортплощадка и теплица – позволяет осуществлять воспитательную деятельность на высоком уровне.
Внешняя среда – это окружающий социум. В тесном взаимодействии работают с Домом творчества Рудничного района, музыкальной школой N 3, художественной школой, ДК шахтеров, культурно-образовательным центром, библиотеками, социально-психологическим центром помощи семье и детям, санаторием-профилакторием “Журавлик”, оздоровительным центром “Бор”.
…А под занавес мы зашли к Владиславу Павловичу Исаеву, учителю физкультуры, автору замечательной программы “Здоровье”. И вот что услышали:
– Есть несколько причин, выдвинувших проблемы здорового образа жизни на первый план. И они объективны: ухудшение питания, снижение уровня профилактических медицинских мероприятий, условий летнего оздоровительного отдыха, изменение возрастного порога употребления спиртных напитков, отношение к сексуальной жизни.
Исходя из наших возможностей и вспомнив одну старую пословицу “Ребенка надо воспитывать, пока он поперек лавки лежит”, администрация школы и мы, учителя физкультуры, решили ознакомить ребят со всеми сторонами здорового образа жизни и ненавязчиво, целенаправленно прививать им эти навыки, чтобы со временем они стали для них неотъемлемой частью жизни. Вот и возникла идея создать спортивный класс, но не класс, где воспитывают и тренируют будущих чемпионов, а такой, в котором будут учиться обычные дети. Кроме остальных предметов, им привьют навыки здорового образа жизни. Основой стали уроки физкультуры три раза в неделю. В начальной школе – обязательное обучение плаванию.
За четыре года напряженной и целенаправленной работы мы построили в школе тренажерный зал, лыжную базу на 100 пар лыж, сауну.
Все дети спортивных классов проходят строгий медицинский контроль. Кроме трех уроков физкультуры в неделю – занятия в бассейне и спортивные игры. В детском санатории “Журавлик” ребята пьют кислородный коктейль, минеральную воду, посещают фитобар, проходят необходимое лечение. Регулярно, раз в неделю, для них предусмотрено посещение сауны.
Ну как не заглянуть в школьную сауну, построенную Владиславом Павловичем и его коллегами?

Елена ЧуМичева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте