Московский драматический театр на Перовской, созданный в 1987 году режиссером Кириллом Панченко, около четверти века был одной из интереснейших точек театральной карты города. Здесь происходили настоящие чудеса.
Вслед за жителями спального района Новогиреево театральная Москва постигала сложную для восприятия и не очень знакомую массовой публике драматургию Августа Стриндберга, школьники, спотыкавшиеся на уроках литературы об архаичный слог комедии Фонвизина «Недоросль», от души хохотали в театре над его же комедией «Бригадир». Трагедия основоположника русского театра А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец», вызывавшая интерес исключительно у историков и театроведов, звучала и выглядела на этой сцене убедительно и современно. В камерном пространстве, рассчитанном на сто зрительских мест, удавалось сочетать принципы студийности и лабораторности с общедоступностью репертуарного театра, проектную деятельность – с фестивальной, неформальное творческое общение профессионалов и просто любителей театра. Сложилась традиция разнообразного и активного взаимодействия с постоянными зрителями в формате «Долгожданная среда», где среда – и день недели, и люди, и пространство. Важное место в афише театра занимал и продолжает занимать детский репертуар.
Несколько лет назад в театре произошла реконструкция сценической площадки, предполагавшая существенное обновление репертуара и активную гастрольную деятельность. В это время Кирилл Панченко ушел из жизни, что стало для театра, в первую очередь авторского по своей природе, переломным испытанием. Созвучный театру художественный руководитель нашелся далеко не сразу, старых «взрослых» спектаклей в афише осталось немного, новые появлялись медленно. Сохранились верность традициям, а также наиболее преданная часть взрослой зрительской аудитории: в основном это жители близлежащих районов и подмосковного Реутова. Сохранилась среда и «Среды». Вместе с тем труппа пополнилась новыми молодыми и талантливыми артистами, устремленными к творческим поискам. В театре возникла идея чередования «Долгожданных сред» с «Неожиданными средами». В рамках этого формата театр готов не только генерировать и развивать свои собственные творческие идеи в активном диалоге с публикой, но и сотрудничать с разнообразными дружественными творческими институциями.
В преддверии премьеры «Отцов и детей» в рамках программы «Русская классика – детям» совместно с Всероссийским конкурсом юных чтецов «Живая классика» в формате «Неожиданной среды» состоялся одноименный роману Тургенева товарищеский баттл с элементами слема. Традиция баттла восходит к шотландской традиции поэтических турниров, проходивших в несколько этапов, во время которых было принято задирать и провоцировать друг друга, опираясь при этом на свое поэтическое мастерство. В конце прошлого века баттлы стали элементом американской массовой и музыкальной культуры (рэп, хип-хоп). Слем предполагает активную реакцию публики на баттл. В наше время баттл и слем вышли за пределы музыкальной культуры, можно считать их разновидностью творческого конкурса.
Идея проведения баттла принадлежит Гульнаре Галавинской (при поддержке директора театра на Перовской Марины Константиновны Ереминой), Ксении Данцигер, специалисту по связям с общественностью конкурса чтецов «Живая классика», и Максиму Дримлингу, актеру и популярному театральному блогеру. Участники конкурса (от 10 до 17 лет) читают вслух отрывки художественных произведений продолжительностью не более пяти минут, театрализованное исполнение приветствуется, но не является обязательным. Предполагается обмен любимыми книгами и впечатлениями о прочитанном.
Первым этапом баттла стал фрагмент репетиции полемической сцены о нигилизме между отцами – Николаем Петровичем Кирсановым (заслуженный артист РФ Николай Капитонович Мальцев), Павлом Петровичем Кирсановым (народный артист РФ Виктор Андреевич Никитин) и детьми – Аркадием Кирсановым (артист Василий Рихтер) и Евгением Базаровым (артист Артур Мартиросов). На втором этапе обсуждался вопрос, нужна ли классика детям. Тут часть участников покинули лагерь отцов, но, не примкнув к детям, заняли позицию золотой середины; акцент дискуссии сместился от вопроса, нужна классика или нет, к вопросу, следует ли насильно приобщать молодое поколение к классике, в случае если не удается ею заинтересовывать. Дискуссия переместилась в зрительный зал, в котором присутствовали подростки, их учителя и родители, артисты театра и представители средств массовой информации. Вопрос остался открытым, но мы узнали, каким образом родители стараются способствовать формированию интереса у своих детей к чтению и в целом к искусству; что помогает и что мешает школьным учителям. Узнали мы и то, что для подростков важнейшим критерием в выборе того или иного чтения является их личный вкус, иногда они сами способны посоветовать взрослым, что интересного и полезного можно почитать. А в некоторых случаях, например, если речь идет о «Войне и мире», благотворную роль способна сыграть и старая добрая хрестоматия, которую рано списывать со счетов.
Также стало известно, что в ближайших планах театра – постановки «Человека из Подольска» Дмитрия Данилова, «Госпожи министерши» Бранислава Нушича, живая музыка в фойе, старые добрые беседы за чашечкой чая, новые форматы общения и творческого сотрудничества, в том числе (и с особенной радостью) с учителями и подростками.
Комментарии