Ребенку необходимо создать условия для самовыражения, проявления индивидуальности, инициативности, творчества. Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творчески направленной личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ, у дошкольников развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
В своей работе мы используем парциальную программу О.В.Гончаровой «Театральная палитра», разработанную с учетом новейших технологий, описанных в современной литературе. Большое значение в программе придается организации художественно-эстетической творчески развивающей среды дошкольных групп.
В педагогическом процессе мы используем подход, позволяющий реализовать основные этапы и логику театрализованной деятельности: мотивация к игре, определение темы и цели игры, выбор игровых средств, распределение ролей, апробация и корректировка выбранных ролей и путей достижения цели, достижение игровой цели, осознания результатов игры. Благодаря этому создаются условия, при которых дети самостоятельно находят способ решения проблемы, что способствует творческому развитию дошкольников.
Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками мы используем следующие дидактические принципы: психологический комфорт, творчество, вариативность, учет индивидуальных особенностей детей и обеспечение им продвижения вперед своим темпом. В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления: основы театральной культуры, театральная игра, основы актерского мастерства, основы кукольного театра, культура и техника речи, творческая театральная мастерская, проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.
Для поддержания познавательного интереса мы привнесли в программу волшебных персонажей, фей-марионеток, которые путешествуют вместе с детьми по чудесному миру театра. Фея Талия помогает дошкольникам разрешать конфликты, возникающие при распределении ролей, выборе произведения для постановки спектакля, обсуждении замыслов. Фея Мельпомена с помощью волшебных кристаллов внушает робким, застенчивым и тревожным детям уверенность в своих способностях.
Творчество детей в театрализованной деятельности проявляется в трех направлениях – как продуктивное творчество (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы), которые могут объединяться. Вследствие этого построение театральных занятий имеет определенную специфику. У нас нет деления на педагогов и детей, у нас есть участники совместного творческого поиска. Театральное занятие дарит нам радость творческой свободы и подлинного общения, и в этом его основная привлекательность.
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от нас развитого профессионального мышления и рефлексии, осмысленной жизненной позиции, включающей осознание себя, детей и той деятельности, которой мы занимаемся. В связи с этим мы постоянно находимся в творческом поиске. В настоящий момент активно идет разработка проекта «Театр кукол на воде», который ознакомит старших дошкольников с национальным театром Вьетнама. Раскрыв детям все секреты удивительного представления, мы предложим воспитанникам поставить спектакль по русской народной сказке «Терешечка», в котором главной декорацией театра, конечно же, станет вода.
Успешность творческого развития детей в огромной степени зависит от тесного взаимодействия детского сада и семьи. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой мы испытывали трудности в организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей детей, родителей, сотрудников детского сада, выступления старших дошкольников перед малышами), перед нами встала задача – найти другой формат взаимодействия. Мы предложили творческим и активным родителям выбрать любой вид театра, инсценировать небольшое произведение, содержащее диалоги персонажей, и запечатлеть театрализованную деятельность на видео. Формы работы с родителями: основы домашнего театра, театральная гостиная, творческая мастерская перешли в онлайн-формат. Наиболее популярными оказались теневой и Lego-театры. Совместная работа принесла желаемые результаты: замечательные семейные постановки, которые мы показали детям в группе, вызвали столько радости у ребят!
В заключение необходимо отметить, что театрализованная деятельность в дошкольном образовании имеет особое значение, так как помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, ознакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, а также развить творческие способности.
Лилия ВИКУЛИНА, Оксана СИРОТКИНА, воспитатели школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии