Когда привезли Танюшку, было совсем не до смеха. Мать забила двери и оставила девчонку умирать в пустой квартире. Спасли соседи. В детский дом попала прямо как из Освенцима. В это трудно поверить, но в своей прошлой, “семейной”, жизни ребенок не ел ничего, кроме хлеба. Когда девочка увидела пельмени, долго не могла понять, что же ей предлагают попробовать…
– Не бойся, ешь, это мясо в тесте, – уговаривала свою новую дочку Надежда Ивановна. Хотя, конечно, должно было пройти еще немало времени, прежде чем Таня в первый раз обратилась к ней не по имени-отчеству, а просто – мама. Так же, как другие, теперь названые девочке братишки и сестренки…
“Пельмени – это мясо в тесте!”
Я ехала из Петропавловска-Камчатского в Елизово, в областной детский дом, а попала… в гости! Честное слово, если бы не видела всего этого собственными глазами, ни за что бы не поверила, что так бывает. Ладно бы еще где-нибудь под теплым московским боком да на деньги зарубежных спонсоров! Но на забытой Богом Камчатке…
– Это наша новая столовая. Вот это – новый зал, а там – спальня! Правда, красиво? – Надежда Ивановна, педагог-воспитатель семейной группы областного интерната N 1, с гордостью настоящей хозяйки демонстрирует нам уютные спаленки, зал, где по вечерам собираются все вместе просто поболтать, посмотреть телевизор или видеофильм, игровую комнату, большую, но совсем домашнюю кухню. Да здесь в пору “новым русским” жить! Критерий, конечно, дурацкий, но ремонт и мебель – просто шикарные!
В полное владение ребят и воспитателей отдали бывшее здание детского сада. Средств, судя по фотографиям прошлых лет, не жалели с самого начала. А прошлым летом, к десятилетнему юбилею образования первой семейной группы, областная администрация сделала своим подшефным детишкам поистине царский подарок. То, что называется “евроремонтом”, с полной заменой обстановки.
– Наверное, старая мебель совсем развалилась? – спрашиваю Надежду Ивановну.
– Да что вы! Просто из моды вышла, -отвечает она.
Признаюсь, я не нашлась, что ответить на такой “убийственный” для системы российского образования аргумент…
Все это двухэтажное великолепие, начиненное современной бытовой техникой, спортивными снарядами, не говоря уж об огромном количестве игрушек, находится в полном владении дружной семьи из шестнадцати ребятишек. Пока мы беседовали с педагогом, дети начали возвращаться из школы. Проходили мимо, вежливо здоровались, с любопытством поглядывая на меня, но ни капельки не смущаясь. Было время обеда. Мальчишки и девчонки один за другим ныряли на кухню, гремели там посудой, о чем-то весело разговаривали. Тут полное самообслуживание: поел, будь добр вымыть за собой тарелки! Между прочим, качество пищи просто отменное. Несмотря на мои отговорки, чуть позже хозяева усадили за стол и меня. Признаюсь, такое обеденное меню сегодня не часто встретишь в обычной семье. Салат из свежих овощей, просто ресторанный суп-харчо и отменный мясной рулет на второе. Не говоря уж об ароматных свежеиспеченных булочках с грушевым компотом. Как я потом узнала, точно такой же обед, по здешним меркам вполне обычный, был приготовлен для всех воспитанников интерната.
Всего семейных групп в доме-интернате четыре, но та, где мы побывали, с самым солидным жизненным опытом. Шутка ли – десять лет “семейной жизни”! За это время десятки альбомов заполнились фотографиями, сложились свои традиции, даже кодекс нравственности выработали. Его писали совсем не воспитатели, разрабатывали и обсуждали сами ребята. Конечно, шишек за это время было набито немало. Еще бы! Ведь о подобном типе педагогики в 90-х годах на Камчатке знали разве что понаслышке. И нужно было иметь не только определенное мужество, но и, если хотите, некоторую долю авантюризма, чтобы решиться развернуть на 90 градусов устоявшийся стиль работы областного образовательного учреждения, сознательно направив его коллектив в свободное плавание по совершенно неведомым педагогическим дебрям. Хотя, может быть, все дело в том, что в управлении образования области есть женщина, которая просто очень любит детей…
– Мне всегда казалось кощунством разлучать друг с другом братьев и сестер, попадающих в детские дома, как правило, из многодетных семей. – Мы беседуем с Татьяной Кухарчук, заместителем начальника областного управления народного образования.- Ведь со временем дети практически забывают друг друга. Очевидно, что подобная система себя просто изжила. Я считаю, у нас нет никакого морального права рвать родственные узы!
Семейные группы – любимое детище Татьяны Федоровны. Именно она убедила появившегося в управлении корреспондента “Учительской газеты” в том, что первое впечатление от образовательных учреждений области должно быть непременно отсюда. Вместе с ней мы и приехали в интернат. Ну как обычно встречают чиновника такого ранга? У нас в Приморье, к примеру, вытягиваются по струночке и ходят по стеночке. А на Татьяну Федоровну, только она прошла пять шагов от двери по коридору, с радостным визгом налетели какие-то девчушки и повисли на ней, как гроздья винограда! Такое отношение детей не отрепетируешь, оно говорит о многом…
Если бы не настойчивость Кухарчук, рискнувшей поначалу пойти даже на открытый конфликт с не желавшим воспринимать новшества, теперь уже сменившимся руководством интерната, то вполне возможно, ничего бы “эдакого” здесь и не было. И не удивлялись бы учителя соседней общеобразовательной школы, куда ходят ребятишки семейных групп, их потрясающим, на фоне других, школьным успехам. Все – отличники или твердые хорошисты! Впечатляет? А доктора в один голос говорят, что подобная метода не только сохраняет и развивает интеллект, но и способствует значительному улучшению психологического состояния ребенка. Еще один важный момент. Иногда в “мини-семьях”, среди нормальных во всех отношениях братьев и сестер, встречаются детишки с печально известным диагнозом – “ЗПР”. Так вот, ребят с задержкой психического развития (оговоримся – если она не слишком велика) не помещают в специализированные группы, они живут здесь же, среди своих. Разве что занимаются, как и положено, по специальной программе. Польза от этого обоюдная: нормальные дети учатся заботиться о своих более слабых братишках и сестренках, те же, в свою очередь, на их фоне выравниваются, в некотором смысле социально адаптируясь к будущим жизненным условиям. Например, Катя Кояркова, картины которой мне с гордостью демонстрировала Надежда Ивановна. Сейчас девочке уже 16 лет, она получает престижную профессию художника- дизайнера в одном из профессионально-технических училищ Петропавловска-Камчатского. Несмотря на то что отклонения в психическом развитии остались, Катю можно считать вполне готовой к самостоятельной жизни. По словам педагога, Катя умеет пользоваться деньгами, экономна, к тому же редкостная чистюля. Не пропадет! Нередки случаи, когда ребятишки- “зэпээры”, отогревшись у семейного очага, полностью излечиваются от клейма прошлого. Так, как умничка Надюшка Серегина, поступившая в группу с подобным диагнозом, а теперь с отличием закончившая три первых класса общеобразовательной школы!
Работа мамы – материя тонкая
– Конечно, мы стараемся отбирать в наши группы тех детей, которые еще не прошли по полной программе “школу улицы”, – рассказывает Татьяна Кухарчук. – Знаете, раньше, когда я только начинала работать в народном образовании, считала так: ребенку в любом случае лучше с матерью, какой бы она ни была. Теперь же думаю иначе. И не устаю повторять инспекторам нашего управления образования – чем раньше мы вытащим маленького человека с социального дна, тем лучше будет для всех. Что же касается родительского тепла, которое, как говорят, никто не заменит, то я готова поспорить, что таких мам, какие в наших семейных группах, в обычной жизни еще найти надо!
Что правда, то правда! Рабочий день, ясное дело, не нормирован. Режима работы как такового не существует. Вернее, он общеизвестен, как в любой нормальной семье: утром – разбудить, накормить, проводить в школу. Днем – опять же покормить, проверить, чтобы все сделали уроки, проводить кого на музыку, кого на танцы, кого на рисование. А вечером…Ну что можно делать дома вечером? Да тот же телевизор вместе посмотреть, поиграть, в конце концов сесть в уголке на кухне и послушать очередную девчачью тайну про большую и светлую любовь…
Конечно, при отборе в “семейные мамы” педагоги проходят все положенные в таких случаях психологические тесты, учитывается опыт работы, обязательное высшее педагогическое образование. Когда группы создавались, сюда отбирали лучших из воспитателей. А вот собственные дети в этом случае – не помеха. Скорее наоборот.
– Честно говоря, я не понимаю, как женщина может по-настоящему заменить ребенку мать, а мы стремимся именно к этому, если у нее не было своих детей! – так считает Татьяна Кухарчук.
Тезис спорный, но благополучно проверенный на практике. Правда, в несколько неожиданном направлении. Неизбежно получается так, что дети работников педколлектива постепенно “съезжают” из дома практически на постоянное место жительства в интернат. Так, к примеру, незаметно подросла здесь у Надежды Сагайдак дочка Маша, которая теперь тоже в числе здешних работников народного образования. К слову, и муж Надежды Ивановны здесь же, при деле. Александр Станиславович – учитель физики и по совместительству ночной сторож. Короче говоря, вся семья в интернате днюет и ночует. Да, пожалуй, и нельзя иначе…
– Иногда на то, чтобы ребенок по-настоящему влился в семью, может уйти и полгода, и год, – рассказывает Надежда Ивановна. – Дети к нам попадают, сами понимаете, не сахар. Приходят и трехлетки, и подростки. Бывает, не только курят, но, глядя на родителей, уже и к выпивке пристраститься успели. Метод борьбы с наследством прошлой жизни у нас один – бесконечные беседы. Как говорится, капля камень точит, так и мы. Во всяком случае я могу поручиться, что ребята, прожившие в семье больше года, больше не дымят и уж тем более не пьют. Хотя встречаются проблемы гораздо более острые, чем вредные привычки. Был у нас один очень сложный в психологическом отношении мальчик, просто-таки патологически жадный. Мы с ним несколько лет бились, уже было рукой махнули, а он как-то раз на Новый год весь свой подарок, до конфетки, своим братишкам и сестренкам по группе раздал…С тех пор все проблемы как рукой сняло. Теперь наш Сережа уже в техникуме учится, с каждой стипендии приезжает сюда, везет домой ребятам огромный торт! А вообще методы воспитания у нас разные. Иногда, и смех и грех, рассказывать стыдно! Мишке Лукьяненко, когда он к нам попал, три года всего было. Ничего ребенок не говорил, кроме мата. Мы уж его и так, и этак, мол, Миша, ругаться некрасиво, нельзя! Вроде уговорили. Две недели держался, потом сорвался. Тогда я его усадила перед собой и говорю: вот сейчас ты мне скажешь все нехорошие слова, которые знаешь. А потом ты их забудешь! Начинай…Вы не поверите, я двадцать минут слушала от ребенка такое, чего не слышала никогда в жизни! Потом, смотрю, вроде замолк. “Неужели все?”-спрашиваю. А он мне отвечает: “Нет, еще одно, на букву “и”. Идите вы на …” Я только уши руками закрыла! Но самое интересное, что ругаться Мишка после этого перестал. Вот такое у нас родилось педагогическое “ноу-хау”!
О своих воспитанниках Надежда Ивановна, кажется, готова рассказывать целый день. Все они у нее, как и у любой мамы, самые умные, красивые и талантливые дети на свете.
– Вот если бы все детишки в нашем интернате жили в таких же условиях, как мои, – мечтает педагог. – Четыре семейные группы, конечно, хорошо, но мало… Я на собственном десятилетнем опыте работы здесь могу утверждать, что оторванных от семьи ребят можно и нужно воспитывать именно подобным образом!
– Наша цель – полностью перевести интернат на систему семейного воспитания, – говорит Татьяна Кухарчук. – Все, как обычно, упирается в финансирование, но, думаю, общими усилиями мы эту задачу решим. Главное, есть не только понимание областной администрации, которая полностью поддерживает эту идею, но и заинтересованность педагогов. Если честно, на интернатских “мам” коллеги поглядывают с некоторой завистью. Во-первых, потому, что видят, как на глазах меняются “в семьях” даже очень трудные дети, а во-вторых, с финансовой точки зрения наши “мамы” находятся в привилегированном положении. Мы нашли возможность, используя разного рода доплаты, платить им довольно приличную по камчатским меркам заработную плату. Получается где-то в районе шести тысяч. Согласитесь, по труду и честь…
Была бы цель. Средства найдутся!
Похоже, именно этим девизом руководствуется администрация Камчатской области, когда речь заходит о проблемах подведомственного ей “детства”. Для меня, журналиста, командированного на соседний полуостров из бунтующего, заморенного голодом и холодом Приморского края, с вечными задержками заработной платы и хроническими невыплатами детских пособий, такая ситуация на Камчатке стала полной неожиданностью.
– Скажите, за какой месяц ваши работники в последний раз получили зарплату? – задала я привычный “приморский” вопрос директору детского дома Елене Яковлевой.
– Вы о чем? – не поняла Елена Леонидовна. – Мы уже давно забыли, что такое не получать деньги вовремя. Все как положено, день в день. А помимо этого, премиальные, доплаты. С тех пор как мы пять лет назад перешли на областной бюджет, наше материальное положение разительно изменилось в лучшую сторону. К нам теперь на работу не устроиться!
– Что, и детские пособия платят?
– А как же иначе? – изумилась моей социальной неграмотности директор. – Это же положено по закону, вот и платят! Мы их, как и предусмотрено, половину кладем детям на сберкнижки, а половину переводим на счет интерната. Но эти деньги идут целевым образом только на ребят. Потому что все требующие решения финансовые вопросы полностью “закрывает” областной бюджет. Давайте вместе пройдем по интернату. Вы убедитесь, что и мебель, и тренажеры, и одежда на наших воспитанниках ничуть не хуже, чем вы видели в семейных группах. И кормят их так же вкусно, как там!..
Особая гордость Елены Яковлевой – почти полное отсутствие в интернате “заморской” пищи. Всяких там “окорочков” и прочей напичканной консервантами дряни.
– Мы давно проголосовали за “натурпродукт”, причем камчатского производства! – улыбается директор. – Все наши поставщики – близлежащие сельскохозяйственные предприятия, которые привозят продукцию в счет зачетов по налогам в областной бюджет. От фермеров берем овощи, с молокозавода – йогурты, кефир, даже мороженым детей балуем. Колхоз имени Ленина рыбки подбрасывает, фирма “Командор”- сосиски, колбасу. Совхоз “Заречный” – мясо. Так что все наше, камчатское. Разве что фрукты приходится покупать. На Камчатке, к сожалению, бананы пока не растут! Зато соленьями-вареньями себя вполне обеспечиваем. Весной и летом наши воспитатели специальные заготовительные “десанты” в лес устраивают. Собирают папоротник, черемшу, грибы, ягоды. Правда, детей с собой в лес не берем. Опасно. Запросто на медведя можно нарваться…
Как выяснилось, свой вклад в “продовольственную политику” воспитанники интерната вносят несколько иным образом.
– Я специально попросила в близлежащем совхозе выделить нам участок земли под картошку, – продолжает рассказ Елена Яковлева. – Не поверите, но сажать и убирать урожай дети в очередь выстраиваются. Буквально в драку! У нас там что-то вроде трудового лагеря, дети не только работают, но и отлично проводят время. А вообще летом мы всех наших ребят поголовно отправляем в лагеря. Причем стараемся вывозить к морю, на материк. Даже до Крыма добираемся! А уж наши местные возможности используем полностью. В прошлом году все интернатские малыши были в загородном лагере до середины октября. Да вы сами видели, какие у нас крепыши по коридорам бегают!..
С директором интернату явно повезло. Елена Леонидовна работает здесь сравнительно недавно, с апреля 1998 года. Нашла ее Татьяна Кухарчук, присмотрела молодого талантливого педагога на конкурсе детских садов области. Елизовский детсад, в котором Яковлева была заведующей, занял тогда первое место. Татьяна Федоровна ее от души поздравила и …предложила сменить место работы. О своем выборе сегодня не жалеют ни та, ни другая.
Педагогическое кредо Елены Яковлевой, по ее словам, довольно простое – терпение и еще раз терпение.
– Я не устаю повторять воспитателям и учителям, которые со мной работают, одну фразу. Вот она. Мы взрослые, мудрые люди. Поэтому что бы ни случилось, переступите через себя, но не смейте оскорблять и обижать ребенка! Если вы сегодня его наказали, то завтра должны об этом забыть. Только в этом случае вы можете считать себя настоящим Педагогом. А это слово, по моему глубокому убеждению, заслуживает того, чтобы его писали с большой буквы…
Путевка в жизнь
Первое, на что обратила внимание в кабинете директора, – два огромных тюка. Как оказалось, там лежало приданое: бывшая воспитанница, к слову сказать, доставившая в свое время немало хлопот педагогам, недавно вышла замуж, а на днях родила малыша. Детских вещей в интернате хватает, вот и собрали. “Внук” все-таки!..
Вечная проблема выпускников детских домов – куда идти работать и где жить, когда приходит пора “вылупляться” из родного интернатского гнезда. Известно, что именно в это время ребят подстерегает больше всего опасностей. Не зря статистика неумолимо свидетельствует: большинству детдомовцев дорога уготована прямиком в тюрьму.
– Стучу по дереву, но, думаю, к нашим ребятам это не относится, – говорит Татьяна Кухарчук. – У нас очень хорошие, годами налаженные связи со средними учебными заведениями как в Петропавловске-Камчатском, так и здесь, в Елизово. Мы открыли специальные группы для тех детей, кому по возрасту уже 18 лет, но по уровню образования больше 5-6-го класса не дашь. Те же наши воспитанники, кто, напротив, хорошо учится, имеют возможность с нашей помощью после ПТУ поступить в техникум, а затем, если есть желание, и в институт. Здесь, конечно, главное, – проблема жилья и стипендии. С жильем ситуация разная. Для городских детей квартиры худо-бедно находятся. Но у нас очень много ребят из районов, интернат-то областной! А отправлять их обратно, по месту жительства, просто рука не поднимается – на Камчатке в поселках работы не найти. Вот и выкручиваемся как можем. Например, есть у нас замечательный парень, Сережа Ефимичев. Он сначала с отличием закончил ПТУ, а в этом году поступил в техникум, причем выбрал платное отделение. Так вот, мы договорились с руководством учебного заведения, что Сергея будут учить бесплатно, а деньги, которые областное управление образования перечисляет на его образование, техникум будет выплачивать в качестве стипендии. Вопрос с жильем, к счастью, решился сам собой. Парень женился, а у его невесты была квартира. Мебелью обставить мы ее помогли. Понимаю, что это скорее исключение, чем правило…
Впрочем, вопрос с квартирами для детдомовцев, по словам Татьяны Федоровны, в ближайшее время может получить на Камчатке неожиданное разрешение. По инициативе управления образования готовится постановление администрации области, которое предусматривает создание специального детского жилого фонда за счет тех квартир, которые сдают, уезжая “на материк”, покидающие полуостров люди. А ребятам из детского дома не к кому, да и незачем бежать с Камчатки на Большую землю. Им здесь жить…
Лада ГЛЫБИНА
Петропавловск-Камчатский
Комментарии