В школе №843 много талантливых и опытных педагогов, настоящих профессионалов своего дела, но среди них есть настоящий корифей, педагог со стажем в сорок пять лет. Ее бывшие ученики приводят своих детей, а выпускники, выбравшие профессию учителя, приходят сюда работать под ее чутким руководством. Став заведующей по учебно-воспитательной работе на заре трудовой деятельности, Татьяна АСАУЛЬЧЕНКО продолжает трудиться на педагогической ниве, воспитывая поколения детей и педагогов, служа примером для коллег и учеников. Заслуги Татьяны Викторовны исчисляются не только благодарностями коллег и учеников, но и отмечены наградами и знаками отличия. Самый значимый из них – это почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Помимо этого Татьяна Викторовна получила звание «Ветеран труда», ведомственный знак «Отличник народного просвещения РСФСР», награждена юбилейными медалями «В память 850‑летия Москвы» и «100 лет профсоюзам России».
Талант вести за собой
Татьяна Викторовна стала работать учителем, не успев окончить институт, когда она была на пятом курсе. Через два года ей предложили перейти в школу №843. Мало того, молодого специалиста рекомендовали на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе начальной школы: уже тогда в Татьяне Викторовне увидели талант к управлению и наставничеству. Узнав о назначении, особого волнения она не испытала.
– Когда ты молодая, у тебя все еще впереди, все легко получается, – вспоминает Татьяна Викторовна.
Немалую роль сыграла, по ее словам, и поддержка коллег:
– Коллектив у нас был молодой, учителя очень хорошие, мы все дружелюбно друг к другу относились, приходили на выручку. Ну и, кроме того, я знала, что всегда можно обратиться за помощью в Западное окружное управление Департамента образования города Москвы или в Городской методический центр. Сначала я чувствовала себя не в своей тарелке, но потом пришло понимание: у меня все действительно получается.
Татьяна Викторовна возглавляла методическую работу в школе, успела даже потрудиться в отделе кадров, помимо этого более двадцати лет проработала учителем математики в средней школе. Все это удавалось ей легко, и она преуспевала во всех сферах деятельности, ведь по своей природе была прирожденным наставником, специалистом в сфере просвещения и естественной частью живого организма – школы.
Бывшие школьники, у которых она была классным руководителем, до сих пор поздравляют ее с праздниками и регулярно организуют встречи выпускников. Они ласково называют ее второй мамой и приводят к ней своих детей, всецело доверяя ее профессионализму. Она любимый педагог всех жителей Олимпийской деревни. Быть учителем Татьяне Викторовне очень нравится.
– Заходишь в класс, горят у тебя глаза, даешь знания, а когда получаешь отдачу – это дорогого стоит, – говорит педагог. – В начальной школе к тебе приходит маленький человечек, которого ты как мама учишь читать и писать. И так же, как мама, ты радуешься каждому его успеху. В четвертом классе, когда видишь результаты вашего совместного труда, понимаешь, что он что-то взял от тебя, – вот оно, настоящее счастье. В средней школе дети уже совсем другие. Они взрослее, и с ними интересно, потому что ты сама от них узнаешь много нового.
Однако не стоит думать, что деятельность Татьяны Викторовны заканчивалась за порогом школы. Все эти годы она была бессменным председателем участковой избирательной комиссии управы района Тропарево-Никулино, входила в актив Западного административного округа, выступала в жюри на многочисленных детских конкурсах, принимала активное участие во всех районных мероприятиях. Столь значимый вклад в жизнь района сделал Татьяну Викторовну, пожалуй, одной из самых значимых фигур Олимпийской деревни. Она и сама говорит:
– Я живу в Олимпийской деревне, работаю в Олимпийской деревне, общаюсь с родителями своих учеников. Куда бы я ни шла, со мной всегда здороваются. Так что я хожу с гордо поднятой головой.
Неудивительно, что в 2010 году Татьяна Викторовна получила высшую награду за свои достижения – почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Медаль ей вручил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Школа гордится ею!
Учитель учителей
Татьяна Викторовна говорит, что уже не представляет себя без должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, этот труд ей по душе.
– Я хочу быть мостиком между директором и учителями, – признается педагог.
Татьяна Викторовна лично знакомилась со всеми поступающими отчетами по неуспевающим ученикам и вместе с коллегами в рамках работы методического объединения анализировала каждый отдельный случай, старались решить проблему. Татьяна Викторовна сравнивает школу с живым организмом, а потому очень много внимания уделяет микроклимату в коллективе. Вот как она вспоминает тонкости этого процесса:
– Прокручиваешь у себя в голове воспоминания… Практически все, что мы делали в школе, делали с огоньком, с душой. Всегда приятно вспомнить наши мероприятия, и не только учебный процесс, но и как организовывали праздники, дни открытых дверей… При формировании коллектива моей задачей было сплотить учителей. Мы и в горе, и в радости вместе. Всегда поддерживаем друг друга, звоним, спрашиваем, не нужна ли помощь. Я стремилась к тому, чтобы не только у детей сложился свой коллектив, но и у нас, учителей, единомышленников. Также я всегда старалась, чтобы учитель работал не только с классом и родителями своих воспитанников, но и вместе с другими педагогами в группах. У нас была параллель первых классов, параллель вторых классов и так далее. Например, при работе над программами учителя одной параллели все вместе садились и составляли их. Пусть это и было сложно, мы участвовали во всех возможных мероприятиях, в том числе семинарах, а также проводили олимпиады, открытые уроки, когда приходили учителя или представители администрации других школ. За все эти годы я насчитала у себя около тридцати двух благодарностей от Департамента образования.
Феноменальный труд Татьяны Викторовны по созданию благоприятной учебной и рабочей атмосферы находит отражение во множестве мелочей. Так, она вспоминает, как однажды перед открытием блока начальных классов оказались недокрашенными лестницы: ответственный за эту работу человек не смог выйти по семейным обстоятельствам и не завершил свою работу вовремя. В итоге учителя вышли вместе с ней, чтобы самостоятельно докрасить стены – как настоящий лидер она вдохновила всех своим примером, и коллектив был готов поддержать своего наставника. В целом все хотели, чтобы школа была уютной и красивой к началу нового учебного года, ведь школа – это второй дом. К оформлению школы Татьяна Викторовна привлекла родителей: вместе решали, как поставить мягкую мебель, как организовать пространство, жители Олимпийской деревни были рады помочь в обустройстве дома знаний. Говорит:
– Не зря в нашу школу выпускники приводят своих детей. С родителями, с бабушками и дедушками у нас всегда было взаимопонимание, и для меня это очень ценно.
Татьяна Викторовна принимала участие в работе методического объединения на базе Западного административного округа, читала лекции коллегам, заместителям директора других школ, делилась опытом, как проводить те или иные мероприятия, анализировала контрольные работы и отчеты. Она наставник не только в школе, но и за ее пределами.
Как быть хорошим педагогом?
Татьяна Викторовна убеждена:
– Надо любить детей. К ученикам надо приходить с улыбкой и уходить с улыбкой. К детям надо относиться как к личностям – не нагнетать обстановку, а найти подход к каждому. Им всегда нужно напоминать: «Даже если ты сейчас ничего не понимаешь, это не страшно. Я буду объяснять тебе это хоть сто пятьдесят раз, пока ты не поймешь». Я ведь тоже в начале своей деятельности недоумевала: «Как же он не понимает? Я ведь так подробно все рассказала!» А потом поняла, что не учила, а скорее показывала свои знания. А знания нужно уметь давать. И работать надо всегда индивидуально.
Проработав почти полвека, Татьяна Викторовна совсем не устала от своей профессии. Более того, она рассказывает, что та ей исключительно в радость.
– Никогда нельзя стоять на месте. Нужно заниматься саморазвитием, – считает педагог. – Например, я всегда любила учиться. Какие только курсы не проходила, в каких только конкурсах не участвовала! Мне всегда все интересно. Сейчас многое изменилось, много всего происходит онлайн, и это позволяет мне успевать еще больше – участвовать в вебинарах, онлайн-семинарах, узнавать новое, подключаясь со своего компьютера. Мне важно было быть с преподавателями на одной волне. Я организую мини-группы, всегда спрашиваю у других учителей, чему новому они научились, что нового узнали, мы постоянно делимся друг с другом опытом.
Надо не стоять на месте, а идти в ногу со временем, и тогда не будет выгорания. И, самое главное, если нет интереса к работе, то ничего не получится.
Быть педагогом – значит находиться в постоянном контакте с детьми, родителями и коллегами. Работая в Олимпийской деревне на протяжении столь многих лет, Татьяна Викторовна стала заметной частью местного сообщества, ведь никогда не знаешь, кого сегодня можно повстречать по дороге домой: родителей, выпускников или детей тех, кого когда-то давно учила писать, считать и читать. В чем же состоит долг педагога перед окружающими?
– Надо быть честной перед собой и родителями. Я всегда говорила своим выросшим выпускникам: «В школе я учитель и педагог, но вне ее стен я ваша соседка». Когда ко мне обращаются за помощью или консультацией, я никогда не отказываю. И когда соседи поздравляют с Днем учителя или с Новым годом, иногда нет-нет да и поблагодарят за мой совет. А обращаются они по самым разным вопросам. Думаю, так должен жить каждый: стремиться помогать окружающим, ощущать свою ответственность перед ними, жить дружным обществом и знать своих соседей не только по этажу, – признается Татьяна Викторовна.
Среди жителей Олимпийской деревни Татьяна Викторовна остается собой – мудрым и чутким наставником, верным товарищем и опорой общественности. Она всегда шла и продолжает идти в ногу со временем, осваивая новые возможности московского образования, новые технологии. Педагог с колоссальным стажем открыта новым знаниям и сама готова делиться ими на различных городских мероприятиях и онлайн-семинарах.
– Как-то я сказала сама себе: учителем стать хочу и обязательно им стану. Я люблю свою работу за все. Когда переступаю порог школы, я будто бы становлюсь частью живого организма. Мне очень трудно представить, что со мной будет, когда рано или поздно придется уйти на пенсию. Школа – это моя жизнь, – говорит Татьяна Викторовна.
Медиацентр школы №843
Комментарии