Проблема постоянного саморазвития становится все актуальнее в нашем стремительно меняющемся мире, поэтому педагоги уделяют большое внимание формированию способностей ребенка к самообразованию и самопознанию. Но ведь и самим учителям, чтобы реализовать эту миссию, нужно постоянно учиться, поскольку высшее образование не дает знаний на всю жизнь!
Весной 2020 года мы все наблюдали, как сложно было многим учителям перейти на дистанционное обучение, и с тех пор в нашем профессиональном сообществе возникло разделение на тех, кто за онлайн, и тех, кто против. Пандемия показала, как сильно «проседает» способность ряда педагогов адаптироваться к меняющейся реальности и обучаться современным методам коммуникации.
Кроме того, нынешние дети тоже сильно отличаются от тех детей, которых мы учили и воспитывали 15-20 лет назад. Можно сказать, что они родились с телефонами в руках и уже с малого возраста умеют пользоваться цифровыми инструментами. Это вскрывает ряд проблем, особенно связанных с неопытностью педагогов в цифровом мире. Действительно, урок оффлайн это не тоже самое, что онлайн. Однако, основные задачи урока – мотивировать учеников, формировать интерес – остаются и в онлайне.
Сейчас в обучении стали крайне важными такие методы и приемы, которые формируют умение выдвигать гипотезы и делать выводы, а также добывать информацию, используя электронные образовательные ресурсы. Итогом дистанта стало то, что учителя осознали, насколько важна готовность и способность работать в любой форме – и очно, и онлайн.
В августе я и многие мои коллеги приезжали в Москву на семинар, который организовали для нас перед началом учебного года специалисты образовательной платформы «Сферум» (создана при поддержке Минпросвещения и Минцифры РФ). Поразительно, но помимо онлайн-уроков, в интернете можно делать много интересных и полезных вещей, расширяющих границы традиционных методов учебы, и в ходе работы в фокус-группах мы разобрали большое количество сценариев.
Получается, что эти два формата – онлайн и офлайн – могут прекрасно дополнять друг друга, а современному учителю необходимы навыки работы с «цифрой», поскольку это уже базовая компетенция.
Цифровые навыки влияют не столько на изменение структуры общей профессиональной компетентности педагога, сколько на качественное содержание ее компонентов. То есть качественно улучшают весь спектр его умений: информационные (поиск и анализ информации), аналитические (коммуникативность и повышение способностей к оценке), организационные и прогностические умения преподавателя.
Как “подтолкнуть” педагогов к использованию современных средств? Где могут научить? С чего начать? Примерная «дорожная карта новичка», по моему мнению, выглядит так:
– Открываем для себя профессиональные педагогические сообщества в социальных сетях: ВКонтакт, Фейсбук, Инстаграм. Изучаем, присоединяемся к группам. Профессиональных тематических групп в соцсетях очень много. Читайте, вступайте в диалог, спрашивайте! Сетевое сообщество очень отзывчиво! Вы сами не заметите, как начнете делать публикации и давать советы.
– Определяемся с коммуникацией. Для детей необходимо создать учебное пространство в сети. Сейчас многие классы уже имеют группы в различных мессенджерах, но это немного не то. Эти приложения удобны для быстрой связи, а у нас стоит несколько иная задача. Мы ведём детей в сеть! Создайте закрытую группу, свой канал или чат класса (тут, кстати, вам и может пригодиться «Сферум», поскольку в него не могут попасть пользователи со стороны). Вы сможете публиковать все задания для уроков – видео, презентации, тренажёры – и к ним всегда можно будет вернуться. Общая рабочая площадка – это точка притяжения, своеобразная лента времени класса. Тут ребята смогут публиковать свои работы и проекты. Даже если ребенок не сможет посещать школу по болезни или иным причинам – он не выпадет из образовательного процесса и жизни класса.
– Знакомим родителей с общей площадкой. В этом есть большой плюс: родители могут вовлекаться в учебный процесс, становиться активными его участниками. Даже при учебе оффлайн некоторые задания могут публиковаться в блоке – это может быть тренажёр или ссылка на урок в конструкторе CORE, презентация или видео к уроку в формате перевёрнутый класс.
Не бойтесь! Идите вперёд к новым знаниям! С точки зрения личности, только беспрерывное образование обеспечивает максимальную свободу выбора и последующую мобильность. На каждом шаге развития личности такое образование должно предоставлять каждому возможность выбирать свою траекторию движения как сферу инициативы и ответственности.
Мы живем в мире, который меняется быстрее, чем когда-либо прежде. Многое из того, что мы узнаем сегодня, завтра устареет. Успех зависит от нашей способности мыслить и действовать.
Татьяна Жукова, учитель начальных классов МБОУ СОШ 13 г. Обнинска, методист центра Смешанного обучения, Амбассадор цифрового образования, Почетный работник воспитания и просвещения РФ.
Комментарии